Экономика Сибири: новые точки роста

К концу года принято подводить итоги и формировать планы на ближайшее будущее. И если с итогами все относительно просто, то корректировка будущего вектора развития предстает достаточно сложной задачей. О перспективах экономики Сибири, ее инвестиционном развитии и, следовательно, положении в мировых рейтингах — рассуждают представители Сибирского регионального центра КПМГ

Читайте Monocle.ru в

Темпы роста за 2017 год были достаточно умеренными. Например, в Сибирском федеральном округе индекс промышленного производства и оборот розничной торговли выросли лишь на 3,5% и 1% соответственно по сравнению с сопоставимыми периодами 2016 года, около трети предприятий по-прежнему остаются убыточными. Ситуация в целом по стране практически не отличается — ключевые индексы растут на 1–2%. При этом рост производства в основном был сформирован за счет добычи полезных ископаемых.

Руководитель Сибирского регионального центра КПМГ (Новосибирск) Леонид Козленко 20-01.jpg
Руководитель Сибирского регионального центра КПМГ (Новосибирск) Леонид Козленко

Причины скромных результатов на федеральном уровне в целом прозрачны и понятны — мы по-прежнему сильно ограничены в зарубежном финансировании и доступе к технологиям, структура нашего экспорта не претерпевает значительных изменений, а цены на основные экспортные товары хоть и выросли за 2017 год, но до сих пор далеки от докризисных величин.

Будем реалистами. Мы мало что можем сделать с геополитикой, но, возможно, сейчас именно тот момент, когда и бизнес, и регуляторы должны критично оценить эффективность всех своих процессов, чтобы найти новые точки роста.

Недавно наша компания провела глобальный опрос топ-менеджеров крупнейших мировых фирм об их оценке текущей ситуации и об их приоритетах. Большинство выделило следующие ключевые стратегические направления развития для повышения эффективности:

— сокращение времени выхода продукции на рынок;

— цифровизация бизнеса;

— улучшение сбора и анализа данных для принятия решений;

— формирование доверия потребителя;

— поиск прорывных технологий.

Думаю, перечисленные пункты, безусловно, актуальны и для российского бизнеса. К ним лишь стоит добавить повышение эффективности процессов как производственных (по этим показателям мы существенно отстаем от стран-лидеров) и выстраивание качественной системы корпоративного управления.

По нашей практике, роста эффективности бизнеса клиентов можно достичь практически во всех ключевых и вспомогательных функциях: начиная с системы поставок и управления запасами, производства и продаж и заканчивая IT, персоналом, казначейством и финансами.

 20-02.jpg

Если говорить о взаимодействии государства и бизнеса, то по последним рейтингам Всемирного Банка «Doing business» Россия находится в середине четвертого десятка, что является дополнительным ограничителем притока инвестиций и развития бизнеса. Также бизнес-сообщество находится в определенном ожидании определения направлений фискальной политики следующей администрации после президентских выборов.

Со своей стороны мы видим, что регуляторы явно недовольны занимаемым местом отечественной экономики в мировых рейтингах и активно разрабатывают различные меры поддержки ключевых отраслей. Сейчас в центре внимания — государственное софинансирование инвестиций в инфраструктуру, реиндустриализация, создание ТОРов, стимулирование различного рода технопарков, индустриальных парков.

И, конечно же, на передовой импортозамещение и ориентированность на экспорт как основные факторы осуществления инвестиций в российский бизнес.

Элемент государственного регулирования в экономике иногда открывает инвесторам новые возможности. То, что первоначально звучало как признак экономической депрессии, на практике стало новой точкой роста для бизнеса.

Так, среди последних государственных протекционистских мер можно назвать следующие:

— Правительством РФ разработаны планы по импортозамещению в 20 отраслях экономики к 2020 году;

— ограничены государственные закупки ряда импортных товаров (спецтехника, вагоны, контейнеры, товары легкой промышленности — ткани, некоторые виды одежды, кожа, программное обеспечение, также разработан проект Постановления Правительства РФ с запретом на закупку отдельных видов мебели);

— активно разрабатываются меры по поддержке локализации промышленного производства в РФ;

— зарегистрировано более 250 комплексных приоритетных проектов для получения государственной поддержки.

При выборе сферы инвестирования немаловажную роль для предпринимателей может сыграть оптимизация налоговых издержек. В этой связи не стоит забывать про налоговые меры стимулирования бизнеса, в настоящее время существующие в Российской Федерации.

К таким мерам можно отнести специальные инвестиционные контракты, регио­нальные инвестиционные проекты, регио­нальные льготы, а также налоговые послаб­ления, предусмотренные для особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

На наш взгляд, наибольший коммерческий интерес на данный момент вызывают специальные инвестиционные контракты (СПИК). Это соглашение между инвестором и Российской Федерацией, и (или) регионом, и (или) муниципальным образованием (возможен и трехсторонний СПИК), по которому инвестор обязуется создать (модернизировать) производство промышленной продукции, а РФ/регион/муниципальное образование предоставляют налоговые и иные преференции инвестору.

Цена входа в СПИК достаточно высока: в Новосибирской области размер инвестиций, включая кредитные средства, должен составить не менее 500 млн руб­лей. В качестве мер поддержки Новосибирская область предлагает на срок действия СПИК (10 лет) освобождение от уплаты налога на имущество организаций и снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему уплате в областной бюджет, до 13,5%. При этом, что странно, по нашей информации на данный момент в СПИК с Новосибирской областью никто не вступил.

Положительные примеры работы в рамках специальных инвест-контрактов есть в Томской области, так, компании «Томские технологии машиностроения» и «ТЭМЗ им. В.В. Вахрушева» реализуют свои проекты в рамках федерального СПИК (цена входа для СПИК с участием РФ — не менее 750 млн руб­лей) по серийному выпуску отечественных антипомпажных и регулирующих клапанов, электроприводов и электроприборов. Томская область предоставляет участникам СПИК освобождение на пять лет от налога на имущество организаций, созданного в рамках СПИК, в размере 50% от суммы налога, зачисляемого в областной бюджет, а также пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему уплате в областной бюджет (при определенных условиях) — пять процентов в течение первых пяти лет, 10 процентов — в течение последующих налоговых периодов реализации инвестиционного проекта.

СПИК может быть интересен потенциальным инвесторам не только за счет налогового стимулирования, но и за счет того, что продукт, произведенный в рамках СПИК, при определенных условиях может получить статус российского, что снимает отдельные ограничения для участия в государственных закупках. Более того, данная опция часто бывает для инвесторов более приоритетной, чем налоговые освобождения. В качестве примера можно привести локализацию производства автомобилей Mercedes-Benz в Московской области в рамках СПИК.

Из интересных возможностей также следует отметить и регио­нальные инвестиционные проекты Новосибирской области. Новосибирская область в ответ на вклад инвесторов в перспективные направления инвестиционной деятельности готова предоставить налоговые льготы, государственные гарантии и субсидии. Приоритетами развития являются развитие высокотехнологичных продукции и услуг, биотехнологий, информационно-телекоммуникационных технологий, производство новых материалов и нанотехнологий, транспортная инфраструктура.

Как результат мы уже видим активное развитие Биотехнопарка в наукограде Кольцово, Технопарка новосибирского Академгородка, индустриальных парков «Экран» и «Новосиб», Промышленно-логистического парка Новосибирской области, среди резидентов которых компании «Вектор-Бест» (40% рынка российских диагностических систем), «Катрен» (более 15% российского фармацевтического рынка), завод крупнопанельного домостроения «Арматон», завод по производству холодильного оборудования «Арнег» и прочие.

В инвестиционном развитии не отстают и другие регионы Сибири.

 20-04.jpg

Так, в Томской области реализуется проект по созданию инновационного территориального центра «ИНО Томск», развиваются обрабатывающие и добывающие производства, лесопромышленный кластер. В особой экономической зоне «Томск» для резидентов предусмотрены пониженная ставка налога на прибыль организаций (13,5%), взносов в социальные фонды (14%), освобождения от налога на имущество организаций на 10 лет, земельного налога на 5 лет и от транспортного налога на 5 лет. Кроме того, Томская область пре­дусмотрела инвестиционный налоговый кредит для инвестиций в оборудование.

Алтайский край готов поддержать четырьмя процентными пунктами налога на прибыль организаций в части сумм, подлежащих зачислению в краевой бюджет инвесторов в строительство зданий и со­оружений производственного назначения, создание и приобретение машин и технологического оборудования в рамках реализуемых инвестиционных проектов. В этой связи в Алтайском крае в настоящее время реализуются многочисленные инвестиционные проекты, связанные с промышленным производством, — строительство кожевенного завода, модернизация оборудования по переработке молока, модернизация производства, строительство аквапарка и т.д.

Руководитель Отдела налогового и юридического консультирования, Сибирский региональный центр КПМГ (Новосибирск) Евгения Баранова 20-03.jpg
Руководитель Отдела налогового и юридического консультирования, Сибирский региональный центр КПМГ (Новосибирск) Евгения Баранова

В свою очередь, Красноярский край в настоящее время занимается реализацией проекта «Алюминиевой долины» — особой экономической зоны промышленного типа, объединяющей предприятия края по переработке алюминия.

Многообразие потенциальных форм сотрудничества регионов и бизнеса лишь подтверждает тезис о том, что регионы готовы предоставлять предпринимателям преференции и поддержку, если предприниматели готовы инвестировать в перспективные для региона отрасли. От компаний требуется определить сферу общих интересов (обычно приоритеты региона описаны в программах инвестиционного развития или инвестиционных порталах каждого субъекта РФ), оценить свои ресурсы и связаться с Агентством инвестиционного развития конкретного региона для обсуждения возможных форм сотрудничества.

Резюмируя, можно сказать, что текущая экономическая ситуация сама подталкивает и бизнес, и государство к позитивным изменениям — оптимизации процессов, применению новых технологий, генерации прорывных идей и, что самое главное, поиску точек соприкосновения, в которых можно будет достичь серьезной синергии. Наша компания, со своей стороны, готова применять свою экспертизу и помогать всем участникам находить оптимальные пути движения вперед и достижения намеченных целей.