Цифровые кубики для МСБ

Виталий Букатин
11 декабря 2017, 00:00

Для того чтобы противостоять корпорациям, малому бизнесу необходима своя экосистема. О технологиях, которые позволят предпринимателям интегрироваться в «цифровую экономику», журнал «Эксперт-Сибирь» пообщался с сооснователем компании MiniApps.pro Виталием Гумировым

Читайте Monocle.ru в

«Эксперт-Сибирь» пообщался с сооснователем Miniapps.pro Виталием Гумировым.

ЭС: Если я правильно понимаю, ваша компания первая на сегодняшний день в сибирском регионе, кто решился на проведение ICO, сколько времени у вас заняла подготовка?

Виталий Гумиров: Мы проводим крауд­сейл продуктовых токенов на основе блокчейна для проекта MiniApps.pro — то, что принято называть ICO. Это международный проект, но центр разработки находится у нас, в Новосибирском Академгородке. Я знаю несколько других проектов, у которых часть команды, как и у нас, в Сибири находится. Сама концепция ICO начала пиариться еще в прошлом году. В мировом масштабе мы тут далеко не первопроходцы. Однако большинство проектов, которые выводятся на ICO, существуют только на бумаге. В этом смысле наша компания одна из немногих, кто представил уже работающий бизнес. Подготовка заняла около шести месяцев. По дороге приходилось корректировать планы, поскольку учились по ходу дела.

ЭС: С какими сложностями пришлось столкнуться?

Виталий Гумиров: В прошлом году у нас было порядка трех проектов ICO в месяц, в этом — порядка нескольких тысяч в месяц параллельно идущих ICO. Но уже с сентября началась коррекция — оказалось, что проектов больше, чем людей, готовых вкладывать. С начала нынешнего года было очень много крупных проектов, которые собрали больше 100 млн долларов. Конечно, все крупные фонды в них участвовали, но произошло то, что и должно было произойти — курсы токенов упали, потому что эти проекты собирали «на будущее», то есть, не на уже готовое, а рассчитывая на что-то в будущем. В этой сфере нет прибыли, которая могла бы регулировать курс. К тому же многие из этих проектов были некоммерческие. То есть, они даже не создали продукт, под который собирали деньги, поэтому, естественно, что токены упали. Мы общаемся с инвестиционными криптофондами — сейчас они просто сидят со своими упавшими активами и ждут, когда закончится коррекция.

ЭС: Компания «Ай Лайн» уже 15 лет в цифровой индустрии, отчего только в этом году решились на проведение ICO  — дань моде или какой-то серьезный расчет?

Виталий Гумиров: В 2017 поднялся «хайп» вокруг ICO. И плюс этой шумихи в том, что люди, по крайней мере, стали знать, что есть такая штука, как блокчейн, и как она может помочь в бизнесе. До 2017 года блокчейн и ICO были известны и интересны только каким-то «гикам» и узким специалистам, что делало просто невозможными целую кучу проектов.

ЭС: Вкратце опиши проект, в который привлекаете инвесторов?

Виталий Гумиров: «MiniАpps» — это экосистема для того, чтобы помогать бизнесам делать свой маркетинг и продажи. Все, что связано с цифровизацией, делится на две части: как с помощью цифровых решений улучшить внутренние бизнес-процессы, повысить производительность труда, а с другой стороны — как с помощью «цифры» повысить эффективность взаимодействия с внешним миром.

Мы проанализировали, что делают успешные бизнесы и выяснили, что единственной правильной маркетинговой стратегией является фактически построение своего онлайн-сообщества. По-английски это называется Community Marketing. Однако, поскольку у разных бизнесов разные потребности и специфики, невозможно создать какие-то универсальные средства для работы с любыми сообществами. Мы предоставляем технологическую поддержку для развития этого комьюнити-маркетинга. С помощью конкретных инструментов, которые позволяют настроить коммуникацию с пользователями, получать обратную связь и измерять эффективность этого взаимодействия.

ЭС: Но как раз социальные сети на данный момент являются универсальными средствами коммуникации…

Виталий Гумиров: Соцсети, конечно, дают какие-то базовые инструменты, но это очень узкие в плане применения средства, и они далеко не так эффективны в маркетинге, поскольку слишком универсальны. Комьюнити-маркетинг отличается наличием в сообществе тех, кто также заинтересован в этом бизнесе. Клиенты платят деньги, потому что получают некую ценность от того, что этот бизнес им предлагает товары или услуги. В частности, сюда можно перенести ту практику, которая хорошо работает в ICO. Когда клиенты за лояльность компании зарабатывают токены, которые в дальнейшем можно потратить или в самом бизнесе, или продать на вторичном рынке.

ЭС: Если я правильно понимаю, то речь идет о цифровом аналоге бонусных программ?

Виталий Гумиров: Да, конечно. Но обычными бонусами обмениваться, а тем более продавать  — технически невозможно. А если перевести этот процесс на блокчейн, то это реальная практика. Если я заработал какие-то бонусы и мне они не нужны, а кому-то нужны, я отдаю эти бонусы другому, и он, не являясь клиентом компании, пойдет и потратит их. Надо создавать условия для появления этого вторичного рынка, этой возможности обмена бонусов на другие. Такие «скидочные токены» — назовем их так — позволяют просто привлечь новых людей или сцементировать сообщество.

ЭС: На базе какой цифровой платформы вы формируете экосистему?

Виталий Гумиров: В первую очередь на базе чат-ботов. Чисто технически на сегодняшний день это та технология, которая предоставляет наиболее эффективные коммуникационные каналы. Это связано с тем, что мессенджеры — такие как Viber, WhatsApp, Telegram, Facebook — сегодня есть у каждого человека. Также как и смартфоны. Стоимость трафика крайне невысокая, то есть, создана вся необходимая инфраструктура.

ЭС: У вашей команды богатый опыт работы для корпоративных клиентов, среди которых банки, мобильные операторы, логистические компании. Почему вы перешли в массовый сегмент?

Виталий Гумиров: Ответ может показаться странным, но, возможно, мы доросли до этого. Подошли к ситуации выбора мировоззренческого: кто мы — те, кто создает технологии только для избранных, либо мы можем создавать такие технологии, которые могут помочь массам? Мы решили сконцентрироваться на массах — в этом есть много плюсов с точки зрения нашего бизнеса. В работе с корпоративным сектором есть свои серьезные минусы — ставки и риски очень высоки. Есть неопределенность в долгосрочном планировании. Массовый рынок в этом отношении более гладкий. Но чтобы выйти на массовый рынок — нужны ресурсы и, прежде всего, технологии. Ты должен настроить свои мозги так, чтобы думать с точки зрения своих клиентов. Тебе нужно реализовать свою технологию, чтобы она стала доступной для массового рынка. Да и сами технологические решения, которые используются в корпоративном секторе, на самом деле не подходят для мелкого и среднего бизнеса, потому что они слишком дорогие в использовании и эксплуатации. Например, создание стандартного решения на основе искусственного интеллекта — обработка запросов на естественном языке, к примеру, в телеком-направлении, может позволить себе крупная корпорация, сотовый оператор, в то время как регио­нальный интернет-провайдер позволить себе уже не может — для него это будет дорого. Я не говорю про мелкий бизнес, где все еще круче: в этом секторе клиент готов платить в месяц всего несколько тысяч руб­лей, а не несколько сотен тысяч руб­лей, как регио­нальный интернет-провайдер, а за эти несколько тысяч руб­лей малому бизнесу по сути, нужна такая же технология, как и у ведущего мобильного оператора.

Поэтому нужна такая технология, которая позволит разработчикам размещать шаблонные решения на этой платформе и продавать эти решения. То есть, ты один раз сделаешь, к примеру, чат-бот для ресторанов, где есть поддержка клиентов, заказ еды, доставка, заказ столика, создашь несколько вариантов, опубликуешь в магазине, а кто-то берет и создает кастомизированное решение уже для конкретного ресторана или любой другой компании. Но чтобы это сделать, нужна технологическая платформа, по сути — новая технология.

ЭС: Сколько будет стоить вход, интеграция в вашу экосистему?

Виталий Гумиров: Грубо говоря, от двух тысяч руб­лей в месяц обслуживание. Мы хотим, чтобы это стало на самом деле массовым продуктом! Чтобы порог входа был почти нулевым — то есть, ты пришел и можешь начинать пользоваться бесплатно, если понравилось — плати от двух тысяч руб­лей в месяц, в зависимости от конфигурации этих «кубиков». Мы хотим создать конкуренцию среди этих «кубиков» для того, чтобы там было технологическое движение.

ЭС: Что сейчас, по вашему мнению, происходит в сфере цифровизации бизнеса — это понятные вещи для малого предпринимательства, доступные для него с финансовой точки зрения? Или малый бизнес просто зритель на этом цифровом празднике?

Виталий Гумиров: «Цифра» требует ресурсов — как финансовых, так и, что еще важнее, специалистов. Для малого и среднего бизнеса это все в статистическом плане просто недоступно. Но без вовлечения широких масс мелкого бизнеса в процесс цифровизации мы можем прийти к ситуации, описанной в фантастических антиутопиях Роберта Хайнлайна, где корпорации безраздельно правят миром. Предвестники этого, к сожалению, мы уже можем наблюдать в тех или иных частях света. А расставлять приоритеты — это в наших с вами силах. Поэтому мы создаем такие технологии, которые уменьшают неравенство между корпорациями и обычными организациями, мелким бизнесом, делают высокие технологии доступными для обычных бизнесов и предпринимателей.

Вообще, наш проект очень хорошо вписывается в программу «цифровой экономики»: если вы обратили внимание, в программе нет ничего конкретного для малого бизнеса, а наша платформа, по сути, и создает эту цифровую среду, экосистему для малого предпринимательства.