Несмотря на стремительное развитие информационных технологий, новые достижения в разработке искусственного интеллекта и постоянное совершенствование привычных сервисов, сфера образования остается консервативной. Предприниматели из Новосибирска Дмитрий и Алексей Марковы предложили альтернативу привычным лекциям и семинарам: открыли лабораторию-фабрику Neuro Lab! Algorithms и разработали технологию образовательных чат-ботов. Правда, пока спрос продукт нашел в корпоративном секторе, став инструментом для обучения персонала крупнейших компаний России.
Онлайн-учитель
Разрабатывать программу Дмитрий и Алексей Марковы начали с подачи федерального Министерства финансов. «Четыре года назад Минфин объявил конкурс проектов, стимулирующих повышение финансовой грамотности. Мы решили поучаствовать и сделали онлайн-курс про основы финансов для молодежи. Конкурс мы выиграли, проект одобрили и сказали развивать, — вспоминает Дмитрий Макаров. — Около двух лет мы продолжали работать над курсом, снимали видео, писали вопросы, разрабатывали сайт». За реализацию проекта Марковы получили вознаграждение министерства, и главное — в процессе работы пришло осознание: обучение через онлайн-игру — востребованный формат.
«Созданный нами сайт до сих пор работает, там зарегистрировано более 40 тысяч участников. Людям действительно интересно учиться на сайте, отвечать на вопросы, получать баллы, открывать новые уровни и бороться за высокие места в рейтинге. После запуска сайта мы поняли, куда двигаться дальше, как задействовать современные технологии, чтобы добиваться большей эффективности обучения», — рассказывает Дмитрий Марков. Предприниматели начали искать варианты, как создать образовательный продукт, который будет интересен компаниям для обучения сотрудников.
«У нас были компетенции в офлайн-обучении, но мы хотели уйти в онлайн — там и масштабируемость принципиально другая, и продажи интереснее. Мы попытались адаптировать «коробку» сайта под бизнес и предложили новосибирскому ресторатору как технологию для обучения официантов. К сожалению, в таком виде продукт не оказался востребованным», — делится Марков. Одной из основных сложностей при создании подходящей программы оказалась неготовность компании предоставить необходимый контент: «Если и есть какие-то стандарты на бумаге, они были написаны давно и благополучно хранились в столах, — сетует предприниматель. — Пока мы разрабатывали сайт для Минфина, попробовали запустить ботов в Telegram — это уже следующая технология, другой продукт, созданный на основе знания, что людям интересно отвечать на вопросы».
Мозги для бота
Первым чат-ботом компании Neuro Lab! Algorithms в Telegram стал бот «Географыч» — программа для запоминания столиц и флагов стран мира. «Средства, заработанные на проекте для Минфина — чуть более миллиона, — мы направили в развитие этого направления: зарплату разработчикам, сервера, продвижение, закупка контента, и в начале лета этого года у нас появилась финальная версия продукта, который мы выводим на большой рынок. Но первая продажа состоялась еще год назад — сети гриль-баров «ШашлыкоFF», — говорит Дмитрий Марков.
Формально компания продает клиентам программное обеспечение и консалтинговые услуги. В качестве площадки был выбран Telegram, так как, в отличие от других мессенджеров, у него открытая api-бот-платформа и самые большие технические возможности, которые постоянно расширяются.
Для разработки бота для компании, в случае, если целью является обучение сотрудников, Neuro Lab! Algorithms запрашивает материалы — стандарты, регламенты, правила, уже созданные образовательные курсы. «Мы берем это так называемое кодифицированное знание и формируем из этого «учебник» — при подключении к боту «ученик» видит меню с темами обучения, может выбрать любой блок, получить теорию и ответить на вопросы. В теорию можно добавить видео, картинки по теме. Это так называемый bite size learning. Человек не видит объем учебника, а учится в диалоге. И в бота можно загрузить бесконечный объем информации», — поясняет Дмитрий Марков. Если пользователь отвечает правильно, ему начисляются баллы, если неправильно — дается подсказка.
Основная сложность при создании бота — отсутствие контента. На сбор, обработку материала, формирование вопросов разработчики тратят от двух дней до недели. Чтобы собрать «мозги» бота, формируются файлы — текстовые отвечают за интеллект, вопросы и ответы, а таблицы — за структуру. «С точки зрения тиражирования и ведения бизнеса мы автоматизируем все, что можем. Мы собрали функционал интерактивного телеграм-канала — в определенное время бот может сделать рассылку по подписчикам, с ним можно пообщаться, — говорит Марков. — Конечно, ценность бота еще в том, что он толерантен к ошибкам, эмоции сведены к минимуму. Но в то же время людям интересно испытывать, что он ответит на тот или иной вопрос. Ему можно даже написать «ты дурак», и он обидится», — смеется Марков.
Сборка и запуск бота занимает около часа, готовый продукт передается заказчику в виде ссылки в Telegram. Как правило, боты закрыты, пользоваться ими могут только сотрудники компании-заказчика. «Для мотивации мы даже подключили свои платежные системы — монеты, их можно заработать за прохождение уровней, ими можно обмениваться. Из бота выгружается статистика пользователей, компании могут использовать рейтинги в своей системе мотивации, конвертируя виртуальные монеты в реальные бонусы для сотрудника», — комментирует Дмитрий Марков.
Подогнать под стандарт
По словам предпринимателей, их разработка помогает восполнить пробелы классического подхода к образованию: «Подразумевается, что информация автоматически трансформируется в знание, но по факту люди многое забывают. Бот работает как раз в этой области — мы берем информацию и гарантируем, что в итоге ученик будет знать материал. Для нашего клиента — крупного федерального банка — мы даже проводили экзамены до запуска бота и после, разница в показателях — 10% на 90% правильных ответов», — констатирует Дмитрий Марков.
Основные клиенты Neuro Lab! Algorithms — компании, заинтересованные в высоком качестве услуг, предоставляемых клиентам: рестораны, банки, ритейлеры. «Пока мы идем в стратегии бутика — все компании разные, нет типовых решений. Нашей программой интересуются крупные федеральные сети, у которых тысячи сотрудников, которых надо учить по единому стандарту. В сентябре мы ездили на конференцию по новым образовательным технологиям EdCrunch, там выступали и представители корпоративного сектора. Их основная проблема — сотрудников невозможно заставить проходить трехдневный тренинг, максимум — два дня, а топовая технология, до которой дошли в обучении — Skype», — рассказывает Дмитрий.
Разработки Neuro Lab! Algorithms также интересны и компаниям, развивающимся по франшизе, отмечает Марков. «При этом корпоративный сектор достаточно консервативный, уровень автоматизации небольшой, к инновациям они не очень открыты, поэтому к нам в клиенты попадают только самые активные, замотивированные. Кроме того, мы переживали, что люди будут халявить, придется каждый день слать грозные напоминания. Но сейчас мы понимаем, что образование — это не их ключевая деятельность, мы просто работаем как элемент их инфраструктуры», — уточняет предприниматель.
Примечательно, что чат-боты остаются невостребованными в сфере образования: предприниматели вели переговоры со школами и университетами и отсутствие спроса объясняют консервативностью системы. Однако компания привлекает студентов к разработке и совершенствованию технологий чат-ботов.
Основные каналы продвижения проекта: участие в конференциях, личные контакты с компаниями и «сарафанное радио». При этом у компании нет конкурентов. «Есть устоявшиеся решения предыдущего поколения. Но наш продукт принципиально отличается как по содержанию, ценности, так и по цене», — комментирует Дмитрий Макаров.
Калькулятор
По словам Дмитрия Маркова, проект не потребовал инвестиций на первом этапе, единственные постоянные затраты предпринимателей — аренда сервера, которая обходится в 5 тысяч рублей ежемесячно. Компания не арендует офисов, все заработанные средства направляются на зарплаты сотрудников и участие в конференциях. «В IT не нужны стартовые вложения, наши главные инвестиции — знания и время. Мы уже раза четыре отказывались от инвестиций из сторонних источников, и не зря — мы ни от кого не зависим, остаемся гибкими, можем постоянно что-то менять», — уверяет Марков.
Чат-ботов компании Neuro Lab! Algorithms можно приобрести за 50 тысяч рублей в месяц, для социальных проектов есть скидки. «Раньше мы делили свои услуги: разработку бота клиент оплачивал отдельно, это стоило как месяц поддержки. Но такая стратегия не сработала, и делаем разработку бесплатно, то есть клиент платит только за консалтинговые услуги и поддержку. Весной у нас была идея продавать свои курсы в сегменте b2c, но поняли, что в розницу зарабатывать нам не интересно», — рассказывает Марков.
В настоящее время у компании десять активных клиентов и не менее пяти, готовых начать сотрудничество. В компании работают пять человек, считая Дмитрия и Алексея Марковых.
Планы
В планах Алексея и Дмитрия Марковых — расширение бизнеса, увеличение количества клиентов. Однако, как отмечают разработчики чат-ботов, сохраняется риск закрытия приложения в России. «Мы начинаем разрабатывать мобильное приложение, хотя понимаем, что оно не будет пользоваться такой же популярностью, — вздыхает Марков. — Кроме того, мы нащупали интересную технологию по автоматизации бизнес-процессов и планируем, что дальше будем развивать направление ERP-систем как отдельный проект», — заключает предприниматель.