ЭС: — Вячеслав Владимирович, каким вам представляется «портрет» региональной экономики?
ВБ: — Общую оценку сибирской экономики давать сложно. Сегодня, в эпоху множественных изменений бизнес-среды, практически все предпринимательское сообщество является креативным классом. Креативность проявляется, прежде всего, в оценке перспектив развития и поиске подходящих для решения этой задачи инструментов.
Совокупный «портрет», на мой взгляд, складывается из нескольких составляющих. По нашей экспертной эмпирической оценке экономики НСО, в каждой отрасли есть успешные предприятия, которые в полной мере используют возможности текущей ситуации для развития. Их доля по отношению к общему числу компаний достаточно стабильна. Еще часть предпринимателей готовы к развитию и стараются адаптироваться к меняющимся условиям. Да, им пока не хватает определенных компетенций, но они видят свои цели, и у них есть желание их достигать. Мы, со своей стороны, в процессе общения стараемся повышать их финансовую грамотность — в части экономического анализа, налогообложения, регулятивного надзора.
Есть и предприятия, которым все сложнее адаптироваться к изменениям, поэтому вопрос их дальнейшего развития, на мой взгляд, является открытым.
ЭС: — Отличается ли клиентская база вашего банка от нарисованной картины?
ВБ: — В основном наши партнеры — это креативно мыслящие собственники, руководители компаний, стремящиеся к развитию, имеющие четкие и понятные планы.
ЭС: — А что вы можете сказать про инвестиционную составляющую новосибирской экономики?
ВБ: — На мой взгляд, в Новосибирской области инвестиционный потенциал не реализован полностью. В регионе нет какого-то ярко выраженного сырьевого драйвера, поэтому все держится на предпринимательских инициативах в самых различных сферах. А они нуждаются в поддержке и одобрении — в том числе со стороны власти.
Практически все проекты, которые реализуются сейчас — это во многом истории, начавшиеся в 2016 году. Мы, как банк, хорошо отработали инвестиционные активности бизнеса и поучаствовали практически во всех значимых проектах. И в 2018-м мы хотели бы, чтобы таких проектов было не меньше, чем в уходящем 2017-м. Так что не знаю, достигли мы максимума инвестиций в 2017 году или нет, но планка взята высокая, и дальнейшая цель ВТБ в регионе — улучшать свои позиции на рынке корпоративного кредитования. Мы будем стремиться к тому, чтобы осуществить эти планы.
ЭС: — Насколько способны изменить картину инфраструктурные проекты, планируемые к реализации в Новосибирске?
ВБ: — В Новосибирской области в перспективе есть несколько крупных проектов — например, четвертый мост, который может дать заметный импульс региональной экономике, и Ледовая арена, а также концессии по поликлиникам.
Но их источники смещаются из региональной бизнес-активности в инициативы с государственным финансированием. Да, они обусловлены потребностями развития региона, но все же проекты 2017 года во многом имеют региональные предпринимательские корни, а в следующем году определенные надежды связаны с инфраструктурными федеральными проектами и средствами.
ЭС: — Успешность бизнеса определяется не только доступностью инвестиционных ресурсов, но и качеством управления. Как вы видите ситуацию в этой сфере?
ВБ: — У бизнеса за первые 10–15 лет двухтысячных годов сложилась парадигма постоянно растущей выручки. Сегодня, когда потребительское поведение изменилось, уже не получается работать по этой же схеме: если предприниматели, пытаясь удержать волну роста, необоснованно пытаются реализовывать свою продукцию в больших объемах, не заботясь о ее качестве и востребованности на рынке, это только увеличивает рисковую, а потом просроченную и безнадежную дебиторскую задолженность. Снижение объемов продаж и выручки неизбежно вскроет ошибки в управлении затратами, неэффективность менеджмента.
И на кого-то эти системные проблемы ложатся тяжелым грузом. Вопрос управления в этом случае — вопрос выживания всего бизнеса. Не ждать хороших времен, которые принесут выручку в тех же объемах, что и в тучные годы, а заняться отладкой внутренних процессов бизнеса — управлением издержек, созданием более дешевого или совершенного продукта, чем у конкурентов — для всего этого нужна большая смелость, та же креативность мышления, о которой я уже говорил.
Управление затратами — это сложный, волевой механизм перестройки управленческих систем. Поэтому те компании, которые готовы работать в новых условиях отсутствия гарантированного роста выручки, не пострадают, а в дальнейшем на основе качественно выстроенной системы управления займут лидерские позиции.