«Зеленые» проекты будущего

Наталья Кобец
11 декабря 2017, 00:00

В сентябре этого года в Иркутске прошел масштабный слет волонтеров экологической акции «360 минут». Почти 500 человек из разных городов страны — от Волгограда до Магадана — получили путевку на это мероприятие в качестве награды за активную жизненную позицию. Быть волонтером становится почетно и престижно, и ведущую роль в этом процессе играют корпорации

Читайте Monocle.ru в

Сейчас в России работает несколько ассоциаций, объединяющих волонтеров в самых разных сферах — от работы на спортивных и культурных мероприятиях до помощи инвалидам. В Нацио­нальный совет по корпоративному волонтерству входят сейчас 22 компании, представляющие разные сферы экономики: энергетику, металлургию, ритейл, консалтинг, IT… Именно представители этих компаний и оказались в сентябре на берегах Байкала.

Существуют целые исследования о том, какие волонтерские инициативы распространены и популярны в России и почему. Но и не обращаясь к этим документам, можно заметить, что экологические программы пользуются особой любовью корпораций.

 — Почему эковолонтерство стало особенно популярным, объяснить легко, — говорит руководитель проектов Ассоциации менеджеров России Анастасия Савельева, одна из координаторов слета волонтеров «360 минут». — Посадить дерево, помочь убрать мусор — это то, во что легко включиться, не требует особенной подготовки и специальных навыков. Второй фактор — нынешний год в России объявлен годом экологии, он простимулировал многие компании развивать именно это направление. Кроме того, в 2017 году отмечается столетие заповедной системы в России, и юбилей сделал заповедники более открытыми к сотрудничеству. Мы раньше просто не знали, чем можем быть полезными, какая просветительская работа идет на территории заповедных зон, сейчас обмен информацией налажен. Ну и, конечно, все эти задачи связаны с Парижскими соглашениями, подписанными в декабре 2016 года, и темой изменения климата. Бизнес стал больше включаться в природоохранные мероприятия, и люди начинают лучше понимать, что происходит в окружающем мире, начинают узнавать о разных технологиях эковолонтерства — что это не только уборка мусора, но и очистка скал от краски, строительство ландшафтных парков, приведение в порядок берегов и дна водоемов…

Пожалуй, лидером в сфере эковолонтерства в России сейчас является энергометаллургическая компания En+ с флагманским проектом «360 минут». Эта акция, ставшая всероссийской и получившая поддержку федерального Министерства природных ресурсов, начиналась в 2011 году с инициативы сотрудников «Иркутскэнерго». Тогда 100 работников компании убрали большую свалку с мыса Улирба на Байкале — это излюбленное место отдыха иркутян. Уже в следующем году на помощь сотрудникам En+ пришли частные волонтеры и студенты иркутских вузов, акция собрала около тысячи человек. Сейчас Байкал — только одна точка приложения сил, крупная итоговая акция, другие мероприятия проходят в течение всего года на всей территории страны, и это не только уборка, но и просветительские акции, в частности, проект «Заповедные смены» — образовательная программа для школьников, которую компания ведет совместно с заповедниками.

Сейчас «360 минут» — это системный проект экологической системы России: сто тысяч волонтеров по всей стране на мероприятиях в течение всего года, партнерские программы с Министерством природных ресурсов и целевые задачи по особо охраняемым природным территориям, — говорит директор по связям с общественностью En+ Елена Вишнякова. — Проект может решать серьезные инфраструктурные задачи, например, волонтеры «360 минут» помогали Сихотэ-Алинскому заповеднику после тайфуна в 2016 году.

Идей хватает на всех

En+ — компания, управляющая энергетическими и металлургическими предприятиями. Думается, неслучайно энергетики находятся в авангарде корпоративного волонтерства в принципе и эковолонтерства в частности. Несмотря ни на какие преобразования в отрасли, основные принципы ее работы остались неизменными: безопасность и ответственность, в том числе и социальная. В отрасли традиционно сильные профсоюзы и крепкие корпоративные традиции. Кроме того, эта сфера связана с использованием природных ресурсов, и экологическая ответственность компаний прописана законодательно. При этом тема экологии и рацио­нального природопользования настолько широка, что содержание мероприятий практически не пересекается.

Еще один крупный для Сибири проект — «Зеленая дружина» СГК, это волонтерское движение, которое работает на территории присутствия компании: Красноярский край, Хакасия, Кемеровская область, Алтайский край. Движение также возникло из частной инициативы сотрудников Красноярского филиала компании, которые занялись озеленением города — высадкой деревьев и цветов в городских парках и на территории муниципальных учреждений. Достаточно быстро проект дополнился образовательной компонентой. Активисты начинали с приглашения на свои акции всех желающих и обучения их правильной высадке деревьев и уходу за ними, сейчас «Зеленая дружина» отбирает и поддерживает просветительские экопроекты, которые инициированы школами, общественными движениями и отдельными людьми.

За время существования экодвижения СГК «дружинники» высадили более 5 000 деревьев и 25 000 саженцев, собрали 20 тонн макулатуры и отправили на переработку восемь тонн батареек.

«Наша главная социальная ответственность — это свет и тепло в домах, — говорит заместитель директора по стратегическим коммуникациям Красноярского филиала СГК Анастасия Дьякова. — Согласно данным последней социологии, 84 процента жителей Красноярска удовлетворены качеством тепла в домах, 82 — качеством горячей воды. Учитывая то, что в Красноярске 80 процентов потребителей СГК, остальные получают тепло от других РСО, со своей главной социальной ответственностью мы справляемся. СГК отвечает за главную жизнеобеспечивающую функцию в Красноярске — тепло, природоохранные акции — это масштабирование социальной ответственности. Что такое экологические акции по сути, что они дают в результате? Улучшение состояния городской среды, а значит, улучшение условий жизни наших сотрудников, а их 4 000 в Красноярске, их семей, родственников, детей, будущих энергетиков, наших потребителей. Мы — часть большого города и заинтересованы в том, чтобы город, в котором мы живем, был чистым, зеленым, а небо над головой — голубым, поэтому наши сотрудники всегда активно поддерживают мероприятия «Зеленой дружины СГК».

Больше и лучше

Нас стоит сказать спасибо Году экологии за то, что волонтерские проекты компаний стали более структурированными, системными, масштабными и разнообразными. Например, акция «РУСАЛа» «День Енисея» окончательно оформилась как экомарафон, который идет весь год, и приобрела партнера в виде Русского географического общества. Причем волонтеры (среди них есть и сотрудники компании, и постоянные участники, не работающие на предприятиях «РУСАЛа») пробуют новые формы «вовлечения» — скорее, стоило бы назвать их «приучением к добру». В этом году на набережной Енисея в Красноярске, в популярном у отдыхающих месте все лето дежурили команды добровольцев, которые предлагали отдыхающим прибрать за собой после пикника. Выдавали людям перчатки и мешки для сбора мусора и меняли полные мешки на памятные сувениры. «Воспитать» таким образом удалось более 600 человек, а «улов» составил 40 контейнеров.

Новый большой проект начал в этом году «СУЭК-Кузбасс»: экомарафон с задорным названием «Zубочистка» направлен на приведение в порядок основных туристических маршрутов района Поднебесные зубья в Кузнецком Алатау.

— Обратить внимание на этот район, примыкающий к заповеднику «Кузнецкий Алатау», предложили бойцы кузбасского трудового отряда СУЭК, — говорит директор по связям и коммуникациям «СУЭК-Кузбасс» Петр Пинтусов. — Они дважды ездили туда и пришли к выводу, что район нуждается в генеральной уборке от мусора, оставленного туристами. В результате родилась идея провести летом такую акцию. Идею подхватили представители совета рабочей молодежи компании, транслировали ее областному совету, и таким образом получили в партнеры сразу всю администрацию Кемеровской области. Только экомарафоном «Zубочистка» работа наших активистов совета молодежи не закончилась, они продолжили участвовать в различных мероприятиях, проводили творческие конкурсы на тему экологии с подшефными школами, экологические турслеты, высаживали деревья, убирали берега рек… Это убедило нас в том, что марафон надо продолжать.

Благодаря «Zубочистке» в порядок удалось привести более 60 километров территории, волонтеры даже совершили восхож­дение на пик «Поднебесный», вершину героя Советского Союза Афанасия Петровича Шилина.

За содружество!

Значительную часть экологических мероприятий, которые проводятся по инициативе компаний и общественных организаций, можно найти на интерактивной карте //kislorod.life/navigator/

С одной стороны, это база инициатив, где можно почерпнуть хорошие идеи, с другой — повод подать заявку в качестве волонтера и получить шанс увидеть самые разные уголки страны. Участие в таких проектах становится модным и престижным. Например, на сплав по Мане — популярной у туристов реке рядом с Красноярском, который уже шесть лет организует «Красноярскэнергосбыт», волонтеры начинают записываться едва ли не за год. Безусловно, сплав по Мане — это красиво, но в данном случае два десятка добровольцев выполняют физически и психологически тяжелую работу, независимо от погодных условий. Каждый год с Маны вывозится 5–8 тонн мусора. Но эти условия не отпугивают добровольцев, а скорее подстегивают их.

На сентябрьском слете корпоративных волонтеров в Иркутске среди 500 человек, получивших путевки на ключевую акцию по уборке Байкала в рамках марафона «360 минут», был даже Дмитрий Макаров, гражданин Украины, уже три года живущий и работающий на Гавайях! Он провел среди жителей Гонолулу акцию по проверке «экологического зрения» — подобные мероприятия проходили и в России в марте–апреле 2017 года: людям предлагалось узнать по силуэтам редких и охраняемых животных.

 — Я никогда не был на Байкале, хотя занимаюсь развитием туризма, — рассказал он, — и это, конечно, был стимул — поучаствовать в конкурсе En+ и, возможно, выиграть.

Еще одна особенность экологических корпоративных проектов — они сближают не только людей, но и компании. Если внимательно изучить карту экологических инициатив, можно заметить, как проекты, созданные разными компаниями, становятся «межкорпоративными».

Компании не раскрывают затраты на организацию экомероприятий, в зависимости от содержания проект может стоить от нескольких тысяч руб­лей на расходные материалы (мешки для мусора и перчатки) до сотен миллионов руб­лей. И в принципе предпочитают оперировать термином «инвестиции».

— Мы рассматриваем затраты на экологические мероприятия как инвестиции в будущее, так как, например, Заповедная смена — это образовательный проект, который даст нам людей образованных и понимающих ценность экологичных технологий, — говорит Елена Вишнякова. — Это часть масштабной системы образования профессионалов и лидеров будущего, которая реализуется во всех регионах присутствия компании. Горизонт окупаемости — буквально 10 лет, после чего эти люди придут к нам работать (или не к нам, что тоже неплохо, так как все направления экономики нуждаются в технологических лидерах). Гораздо интереснее считать окупаемость в качестве людей, в распространении информации от них по своим кругам, поэтому Заповедные смены — это не только образование, это настоящий экопрос, когда дети инфицируют экологичностью всех вокруг.

Регионы «за»

Как показывает практика, в большинстве проектов часть затрат берут на себя муниципалитеты, регионы, а то и федеральные министерства. Даже если это в значительной степени организационная помощь, она оказывается действенной, поскольку существенно упрощает коммуникацию между сторонами.

— Затраты на работу «Зеленой дружины СГК» небольшие, в основном потому, что мы активно сотрудничаем с районными администрациями и администрацией города (в частности, с Красспортом), жилищными организациями, школами, социальными учреждениями, — рассказывает Анастасия Дьякова. — На мой взгляд, открывать затраты по природоохранным проектам все равно, что прийти на день рождения с подарком и сказать, сколько он стоит. Наши акции с Зеленой дружиной СГК — это инвестиции в настоящее, а будущее — это его проекция.

— Администрации поселений, где проходят мероприятия экомарафона «360 минут», не просто сотрудничают, — говорит глава оргкомитета акции Мария Грачева, — но и самостоятельно используют механику марафона в своей работе. В рамках экомарафона мы тесно сотрудничаем с природоохранными ведомствами, администрациями регионов, муниципальных районов и городов. Конечно, новым участникам экомарафона приходится много рассказывать о проекте, пояснять его задачи и выгоды. Но когда люди узнают о проекте больше, видят опыт других регионов и знакомятся с результатами прошлых лет, то активно включаются в наше экологическое движение. Особую поддержку нам оказывают власти Иркутской области и Республики Бурятия, где марафон проходит с 2011 года и ежегодно собирает тысячи местных жителей. Там хорошо знают проект, его ценности, миссию, и выходят на уборку своих населенных пунктов и природных парков целыми поселками. Через местные администрации мы снабжаем волонтеров инвентарем для сбора мусора, а местные власти помогают нам организовать людей на точках уборки и вывезти собранный мусор на санкционированные полигоны. Число наших партнеров среди муниципалитетов Иркутской области и Бурятии ежегодно растет. Если в 2013 году это были три муниципальных района, в 2016-м — 14, то в 2017-м — уже 29.

Не секрет, что в нынешней непростой экономической ситуации, когда муниципалитеты фактически поставлены на грань выживания и зачастую не имеют в бюджете средств на основные нужды, только сотрудничество с корпорациями позволяет решить сразу несколько проб­лем: и экологическую, и проблему занятости, и задачу развития человеческого капитала, и отчасти проблему социальных лифтов.