Сейчас в России работает несколько ассоциаций, объединяющих волонтеров в самых разных сферах — от работы на спортивных и культурных мероприятиях до помощи инвалидам. В Национальный совет по корпоративному волонтерству входят сейчас 22 компании, представляющие разные сферы экономики: энергетику, металлургию, ритейл, консалтинг, IT… Именно представители этих компаний и оказались в сентябре на берегах Байкала.
Существуют целые исследования о том, какие волонтерские инициативы распространены и популярны в России и почему. Но и не обращаясь к этим документам, можно заметить, что экологические программы пользуются особой любовью корпораций.
— Почему эковолонтерство стало особенно популярным, объяснить легко, — говорит руководитель проектов Ассоциации менеджеров России Анастасия Савельева, одна из координаторов слета волонтеров «360 минут». — Посадить дерево, помочь убрать мусор — это то, во что легко включиться, не требует особенной подготовки и специальных навыков. Второй фактор — нынешний год в России объявлен годом экологии, он простимулировал многие компании развивать именно это направление. Кроме того, в 2017 году отмечается столетие заповедной системы в России, и юбилей сделал заповедники более открытыми к сотрудничеству. Мы раньше просто не знали, чем можем быть полезными, какая просветительская работа идет на территории заповедных зон, сейчас обмен информацией налажен. Ну и, конечно, все эти задачи связаны с Парижскими соглашениями, подписанными в декабре 2016 года, и темой изменения климата. Бизнес стал больше включаться в природоохранные мероприятия, и люди начинают лучше понимать, что происходит в окружающем мире, начинают узнавать о разных технологиях эковолонтерства — что это не только уборка мусора, но и очистка скал от краски, строительство ландшафтных парков, приведение в порядок берегов и дна водоемов…
Пожалуй, лидером в сфере эковолонтерства в России сейчас является энергометаллургическая компания En+ с флагманским проектом «360 минут». Эта акция, ставшая всероссийской и получившая поддержку федерального Министерства природных ресурсов, начиналась в 2011 году с инициативы сотрудников «Иркутскэнерго». Тогда 100 работников компании убрали большую свалку с мыса Улирба на Байкале — это излюбленное место отдыха иркутян. Уже в следующем году на помощь сотрудникам En+ пришли частные волонтеры и студенты иркутских вузов, акция собрала около тысячи человек. Сейчас Байкал — только одна точка приложения сил, крупная итоговая акция, другие мероприятия проходят в течение всего года на всей территории страны, и это не только уборка, но и просветительские акции, в частности, проект «Заповедные смены» — образовательная программа для школьников, которую компания ведет совместно с заповедниками.
Сейчас «360 минут» — это системный проект экологической системы России: сто тысяч волонтеров по всей стране на мероприятиях в течение всего года, партнерские программы с Министерством природных ресурсов и целевые задачи по особо охраняемым природным территориям, — говорит директор по связям с общественностью En+ Елена Вишнякова. — Проект может решать серьезные инфраструктурные задачи, например, волонтеры «360 минут» помогали Сихотэ-Алинскому заповеднику после тайфуна в 2016 году.
Идей хватает на всех
En+ — компания, управляющая энергетическими и металлургическими предприятиями. Думается, неслучайно энергетики находятся в авангарде корпоративного волонтерства в принципе и эковолонтерства в частности. Несмотря ни на какие преобразования в отрасли, основные принципы ее работы остались неизменными: безопасность и ответственность, в том числе и социальная. В отрасли традиционно сильные профсоюзы и крепкие корпоративные традиции. Кроме того, эта сфера связана с использованием природных ресурсов, и экологическая ответственность компаний прописана законодательно. При этом тема экологии и рационального природопользования настолько широка, что содержание мероприятий практически не пересекается.
Еще один крупный для Сибири проект — «Зеленая дружина» СГК, это волонтерское движение, которое работает на территории присутствия компании: Красноярский край, Хакасия, Кемеровская область, Алтайский край. Движение также возникло из частной инициативы сотрудников Красноярского филиала компании, которые занялись озеленением города — высадкой деревьев и цветов в городских парках и на территории муниципальных учреждений. Достаточно быстро проект дополнился образовательной компонентой. Активисты начинали с приглашения на свои акции всех желающих и обучения их правильной высадке деревьев и уходу за ними, сейчас «Зеленая дружина» отбирает и поддерживает просветительские экопроекты, которые инициированы школами, общественными движениями и отдельными людьми.
За время существования экодвижения СГК «дружинники» высадили более 5 000 деревьев и 25 000 саженцев, собрали 20 тонн макулатуры и отправили на переработку восемь тонн батареек.
«Наша главная социальная ответственность — это свет и тепло в домах, — говорит заместитель директора по стратегическим коммуникациям Красноярского филиала СГК Анастасия Дьякова. — Согласно данным последней социологии, 84 процента жителей Красноярска удовлетворены качеством тепла в домах, 82 — качеством горячей воды. Учитывая то, что в Красноярске 80 процентов потребителей СГК, остальные получают тепло от других РСО, со своей главной социальной ответственностью мы справляемся. СГК отвечает за главную жизнеобеспечивающую функцию в Красноярске — тепло, природоохранные акции — это масштабирование социальной ответственности. Что такое экологические акции по сути, что они дают в результате? Улучшение состояния городской среды, а значит, улучшение условий жизни наших сотрудников, а их 4 000 в Красноярске, их семей, родственников, детей, будущих энергетиков, наших потребителей. Мы — часть большого города и заинтересованы в том, чтобы город, в котором мы живем, был чистым, зеленым, а небо над головой — голубым, поэтому наши сотрудники всегда активно поддерживают мероприятия «Зеленой дружины СГК».
Больше и лучше
Нас стоит сказать спасибо Году экологии за то, что волонтерские проекты компаний стали более структурированными, системными, масштабными и разнообразными. Например, акция «РУСАЛа» «День Енисея» окончательно оформилась как экомарафон, который идет весь год, и приобрела партнера в виде Русского географического общества. Причем волонтеры (среди них есть и сотрудники компании, и постоянные участники, не работающие на предприятиях «РУСАЛа») пробуют новые формы «вовлечения» — скорее, стоило бы назвать их «приучением к добру». В этом году на набережной Енисея в Красноярске, в популярном у отдыхающих месте все лето дежурили команды добровольцев, которые предлагали отдыхающим прибрать за собой после пикника. Выдавали людям перчатки и мешки для сбора мусора и меняли полные мешки на памятные сувениры. «Воспитать» таким образом удалось более 600 человек, а «улов» составил 40 контейнеров.
Новый большой проект начал в этом году «СУЭК-Кузбасс»: экомарафон с задорным названием «Zубочистка» направлен на приведение в порядок основных туристических маршрутов района Поднебесные зубья в Кузнецком Алатау.
— Обратить внимание на этот район, примыкающий к заповеднику «Кузнецкий Алатау», предложили бойцы кузбасского трудового отряда СУЭК, — говорит директор по связям и коммуникациям «СУЭК-Кузбасс» Петр Пинтусов. — Они дважды ездили туда и пришли к выводу, что район нуждается в генеральной уборке от мусора, оставленного туристами. В результате родилась идея провести летом такую акцию. Идею подхватили представители совета рабочей молодежи компании, транслировали ее областному совету, и таким образом получили в партнеры сразу всю администрацию Кемеровской области. Только экомарафоном «Zубочистка» работа наших активистов совета молодежи не закончилась, они продолжили участвовать в различных мероприятиях, проводили творческие конкурсы на тему экологии с подшефными школами, экологические турслеты, высаживали деревья, убирали берега рек… Это убедило нас в том, что марафон надо продолжать.
Благодаря «Zубочистке» в порядок удалось привести более 60 километров территории, волонтеры даже совершили восхождение на пик «Поднебесный», вершину героя Советского Союза Афанасия Петровича Шилина.
За содружество!
Значительную часть экологических мероприятий, которые проводятся по инициативе компаний и общественных организаций, можно найти на интерактивной карте //kislorod.life/navigator/
С одной стороны, это база инициатив, где можно почерпнуть хорошие идеи, с другой — повод подать заявку в качестве волонтера и получить шанс увидеть самые разные уголки страны. Участие в таких проектах становится модным и престижным. Например, на сплав по Мане — популярной у туристов реке рядом с Красноярском, который уже шесть лет организует «Красноярскэнергосбыт», волонтеры начинают записываться едва ли не за год. Безусловно, сплав по Мане — это красиво, но в данном случае два десятка добровольцев выполняют физически и психологически тяжелую работу, независимо от погодных условий. Каждый год с Маны вывозится 5–8 тонн мусора. Но эти условия не отпугивают добровольцев, а скорее подстегивают их.
На сентябрьском слете корпоративных волонтеров в Иркутске среди 500 человек, получивших путевки на ключевую акцию по уборке Байкала в рамках марафона «360 минут», был даже Дмитрий Макаров, гражданин Украины, уже три года живущий и работающий на Гавайях! Он провел среди жителей Гонолулу акцию по проверке «экологического зрения» — подобные мероприятия проходили и в России в марте–апреле 2017 года: людям предлагалось узнать по силуэтам редких и охраняемых животных.
— Я никогда не был на Байкале, хотя занимаюсь развитием туризма, — рассказал он, — и это, конечно, был стимул — поучаствовать в конкурсе En+ и, возможно, выиграть.
Еще одна особенность экологических корпоративных проектов — они сближают не только людей, но и компании. Если внимательно изучить карту экологических инициатив, можно заметить, как проекты, созданные разными компаниями, становятся «межкорпоративными».
Компании не раскрывают затраты на организацию экомероприятий, в зависимости от содержания проект может стоить от нескольких тысяч рублей на расходные материалы (мешки для мусора и перчатки) до сотен миллионов рублей. И в принципе предпочитают оперировать термином «инвестиции».
— Мы рассматриваем затраты на экологические мероприятия как инвестиции в будущее, так как, например, Заповедная смена — это образовательный проект, который даст нам людей образованных и понимающих ценность экологичных технологий, — говорит Елена Вишнякова. — Это часть масштабной системы образования профессионалов и лидеров будущего, которая реализуется во всех регионах присутствия компании. Горизонт окупаемости — буквально 10 лет, после чего эти люди придут к нам работать (или не к нам, что тоже неплохо, так как все направления экономики нуждаются в технологических лидерах). Гораздо интереснее считать окупаемость в качестве людей, в распространении информации от них по своим кругам, поэтому Заповедные смены — это не только образование, это настоящий экопрос, когда дети инфицируют экологичностью всех вокруг.
Регионы «за»
Как показывает практика, в большинстве проектов часть затрат берут на себя муниципалитеты, регионы, а то и федеральные министерства. Даже если это в значительной степени организационная помощь, она оказывается действенной, поскольку существенно упрощает коммуникацию между сторонами.
— Затраты на работу «Зеленой дружины СГК» небольшие, в основном потому, что мы активно сотрудничаем с районными администрациями и администрацией города (в частности, с Красспортом), жилищными организациями, школами, социальными учреждениями, — рассказывает Анастасия Дьякова. — На мой взгляд, открывать затраты по природоохранным проектам все равно, что прийти на день рождения с подарком и сказать, сколько он стоит. Наши акции с Зеленой дружиной СГК — это инвестиции в настоящее, а будущее — это его проекция.
— Администрации поселений, где проходят мероприятия экомарафона «360 минут», не просто сотрудничают, — говорит глава оргкомитета акции Мария Грачева, — но и самостоятельно используют механику марафона в своей работе. В рамках экомарафона мы тесно сотрудничаем с природоохранными ведомствами, администрациями регионов, муниципальных районов и городов. Конечно, новым участникам экомарафона приходится много рассказывать о проекте, пояснять его задачи и выгоды. Но когда люди узнают о проекте больше, видят опыт других регионов и знакомятся с результатами прошлых лет, то активно включаются в наше экологическое движение. Особую поддержку нам оказывают власти Иркутской области и Республики Бурятия, где марафон проходит с 2011 года и ежегодно собирает тысячи местных жителей. Там хорошо знают проект, его ценности, миссию, и выходят на уборку своих населенных пунктов и природных парков целыми поселками. Через местные администрации мы снабжаем волонтеров инвентарем для сбора мусора, а местные власти помогают нам организовать людей на точках уборки и вывезти собранный мусор на санкционированные полигоны. Число наших партнеров среди муниципалитетов Иркутской области и Бурятии ежегодно растет. Если в 2013 году это были три муниципальных района, в 2016-м — 14, то в 2017-м — уже 29.
Не секрет, что в нынешней непростой экономической ситуации, когда муниципалитеты фактически поставлены на грань выживания и зачастую не имеют в бюджете средств на основные нужды, только сотрудничество с корпорациями позволяет решить сразу несколько проблем: и экологическую, и проблему занятости, и задачу развития человеческого капитала, и отчасти проблему социальных лифтов.