Вначале ноября директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков в «Точке кипения» в Санкт-Петербурге объявил о начале работы так называемого «Университета 20.35». Замысленнный как платформенное решение, университет, по замыслу создателей, должен сконцентрировать курсы мирового уровня российских и зарубежных образовательных организаций, превратить процесс получения образования в «конструктор лего», а диплом государственного образца заменить на цифровое портфолио студента.
Проект позиционируется как революционный. Вместе с тем, он вполне укладывается в общие тенденции реформирования (а также нереализованных идей по реформированию) образования и науки, которые можно свести в один тезис: система принципиально не реформируема изнутри, поэтому ее нужно менять внешними воздействиями. Примечательно, что по тому же пути идут и сами университеты, выделяя внутри себя точки развития, которые в перспективе также должны стать катализаторами изменений всей структуры.
Основные идеи проекта
— Мы начинаем принципиально новый университет без стен, без ректоров, без дипломов — университет НТИ «20.35». Он будет готовить кадры по специальностям цифровой экономики, — так очертил видение нового проекта Дмитрий Песков в Санкт-Петербурге. Конкретных характеристик нового «университета» пока немного. Так, известно, что первый набор из порядка сотни сотрудников российских технологических компаний уже состоялся (или подходит к завершению), и затраты на обучение этих слушателей возьмет на себя государственный бюджет.
Известно также, что новый университет будет принципиально равноудален от действующих образовательных учреждений. Его основная офлайн-активность, как ожидается, будет происходить в региональных «Точках кипения» — пространствах, которые АСИ «резервирует» под серии специализированных мероприятий. Например, в Новосибирске такое пространство открылось на базе Академпарка, в Томске — на базе ТГУ. «Точки кипения» Дмитрий Песков рассматривает как площадки распределенного университета совокупной площадью в несколько десятков тысяч квадратных метров — то есть, на уровне крупных традиционных вузов. При этом от действующих университетов новому требуются компетенции (курсы), которые и составят, помимо прочего, основу будущих прорывных программ подготовки. «Если вы доказываете, что делаете что-то лучше всех в мире, то добро пожаловать в сеть университета 20.35. Если вы не готовы быть лучше, начинайте учиться у лучших вместе с нами», — говорил в ноябре Песков. По его словам, в проекте Университета 20.35 уже решили принять участие ИТМО, питерский Политех, Физтех, Новосибирский госуниверситет, Томский университет, Дальневосточный федеральный университет, Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) и крупные компании.
«Проблема образования в хайтек-отраслях стоит остро во всем мире из-за чрезвычайно быстрой смены технологий, зачастую сопоставимой с длительностью обучения в традиционном вузе. Из-за этого часто получается, что выпускник вуза обладает устаревшими знаниями. Сегодня в мире тратятся огромные усилия на преодоление этого барьера. Наиболее эффективным представляется путь «притягивания» точек разработки новых технологий и создания новых знаний к учебному процессу, чтобы студенты, участвуя в прорывных проектах, получали максимально современное образование, основанное на передовых технологиях. Поэтому рассматривать Университет НТИ как простую сумму передовых курсов неверно. Важную роль в формировании Университета НТИ играют компании НТИ, будущие технологические лидеры, формирующие исследовательскую и инженерную повестку. За счет того, что Университет НТИ базируется на традиционных вузах, мы обоснованно предполагаем существование устойчивых связей с научным сообществом и высоких компетенций в области образования», — уверен директор проекта «Программы в сфере образования» АО «Технопарк Новосибирского Академгородка» Руслан Пермяков.
Известен объем инвестиций в проект. Как рассказал Forbes гендиректор РВК Александр Повалко, в формате финансирования образовательных программ (не университета) в 2017 году будет выделено 300 млн рублей, в 2018 — 1,6 млрд. Сумма более чем существенная, учитывая, что, например, университеты второй волны проекта 5–100 или опорные университеты получили в этом году в среднем по 150 млн рублей.
Сами технологические решения Университет 20.35 будет либо покупать с рынка (в том числе, курсы, уже размещенные на онлайн-платформах вроде «Открытого образования» или Coursera), или создавать самостоятельно. При этом ключевой компетенцией самого нового проекта (и отличием от существующих платформ) станет «сборка персональных траекторий»: для работы с информацией о людях (big data), для прогнозирования возможностей конкретного человека достичь того или иного профиля компетенций. Уже в ближайшие два года здесь планируется выучить порядка 500 человек, а на полную мощность проект выйдет к 2020 году.
Наконец, принципиально важным представляется тезис Пескова об изначально миссионерском характере проектируемого университета. «Его задача — стать триггером изменений, показать, что можно строить образовательный процесс по-другому, — подчеркнул он на открытии. — Мы надеемся, что похожие модели возникнут во всей системе российского образования».
Таким образом, Университет 20.35 — это скорее не образовательное учреждение (по крайней мере, в описываемом сейчас виде), а некая интеллектуальная система, позволяющая на основе всевозможных данных проектировать обучение конкретного слушателя. В этом смысле проект не только об образовании, но и о науке, стартапах, менеджменте и т.д. «Ключевой вызов, на который отвечает университет 20.35, — необходимость получения актуальных компетенций у участников развития рынков НТИ в условиях быстро меняющейся внешней среды, — комментирует старший научный сотрудник ИЭОПП СО РАН, замдиректора Центра трансфера технологий и коммерциализации НГУ Георгий Бобылев. — С точки зрения моделей инновационного цикла бизнес-процесс субъектов НТИ начинается с прикладных исследований, направленных на преодоление технологических барьеров дорожных карт. НТИ в основном направлена на прикладные вопросы и с учетом этого предлагаемая концепция онлайн-платформы, на которой участники смогут быстро набирать необходимые компетенции, представляется удачной».
«Ни в одном университете нет необходимых компетенций, но есть группы, команды, которые работают на мировом уровне. Идея — создание сети, где будут реализовываться принципы экономики организации будущего, — говорит ректор ТГУ Эдуард Галажинский. — Нашему университету интересно в этом участвовать».
Общий контекст
Проект Университета 20.35 пришелся, во многих смыслах, на очень противоречивый период. Его контекст состоит в том, что система образования в целом переживает, пожалуй, одни из самых сложных в своей современной истории времен. Прежние методы обучения не поспевают за развитием технологий и общества в целом, а инертность системы, и даже обратно направленные сигналы (вроде обязательного патриотического воспитания и единых учебников истории) даже при всепонимающих руководителях не дают ресурсов для маневра. «Идущие в системах подготовки и образования изменения в следующие 15–20 лет будут носить достаточно радикальный характер. Диплом будет «собираться», как Lego: человек сможет получать отдельные элементы подготовки, переезжая из одной точки мира в другую, чередуя такты образования с тактами работы, имея возможность набирать себе конструкцию компетенций из модулей. Поменяется и педагогический труд, работа профессорско-преподавательского состава», — предрекал на недавней лекции в УрФУ методолог Петр Щедровицкий.
Более того, похоже, что неясно до конца, как вообще должна выглядеть система образования будущего с учетом предельной непредсказуемости технологий, рынка труда и т.д. «Мыслить будущее нужно не как «продолженное настоящее» в рамках существующих долгосрочных трендов, но как новую «пересборку мира». А также обсуждать динамику современного мира на языке «смены технологических укладов», «фазовых переходов», «антропологической революции», «становления информационного общества» и др.; рассматривать социальные изменения на языке «трансформации» — как кризис и деструкцию одного социокультурного целого с одновременным рождением и развертыванием другого», — говорит руководитель Центра стратегических исследований и разработок СФУ Валерий Ефимов.
Все более очевидную для многих пропасть между реально необходимыми компетенциями и знаниями, навыками, умениями, которые даются в традиционной системе образования, с недавних пор заполняют отдельные проекты. Их логика такая же, как у Университета 20.35: невозможно реформировать существующую систему, поэтому нужно построить рядом здоровый механизм. В системе общего образования таким прецедентом являются детские технопарки «Кванториум», один из которых открылся в мае этого года в Томске. По существу, ключевой посыл «Кванториума» системе общего образования состоит в том, что последняя превратилась в камеру хранения детей, а реальные знания они (без вариантов) должны получать за стенами традиционной школы. «Важно, что здесь используются разные подходы, сочетаются био-, информационные, роботехнические элементы, используются новейшие достижения в каждой сфере. Ребята находятся на самом передовом уровне, знают, что происходит сейчас в науке и технике, а не то, что происходило лет 50 назад, что пишут в учебниках», — отмечал на открытии вице-премьер Аркадий Дворкович.
Собственно, с посылом поиска и объединения за пределами существующей системы «точек роста» в свое время была организована и сама Национальная технологическая инициатива (НТИ). В ее рамках, в том числе, в июле 2017 года на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным национальным проектам была одобрена программа «Цифровая экономика» и т.д. «Фокус НТИ — не образование, а поддержка российского хайтека в формировании рынков будущего. Образование и университеты — это одна из подсистем, которые обеспечивают поддержку развития рынков, технологий, сервисов и талантов НТИ. Поэтому у НТИ есть задача по включению системы высшего образования как одного из ключевых подсистем, обеспечивающих это развитие. Университеты для НТИ интересны именно тем, что в одном месте собраны технические и гуманитарные науки, что позволяет создать и обеспечить поддержку развития продуктов, направленных на конечного потребителя», — комментирует Георгий Бобылев. Кстати, НГУ в цепочку взаимодействия в рамках НТИ (в Сибири — только наряду с ТГУ и ТУСУР) был включен еще с 2016 года, когда стал победителем конкурсного отбора «университетов НТИ», и сейчас разрабатывает ряд проектов совместно с партнерами направленных на такие рынки НТИ, как, например, Аэронет.
Добавим к этому ряд инициатив самого Минобрнауки РФ: например, проект «Академическая мобильность», в рамках которого студенты ряда университетов с 2018 года смогут изучать интересующие их курсы в разных учебных заведениях, проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (СЦОС), предусматривающая создание 3,5 тысяч онлайн-курсов для перезачетов в любом университете страны и т.д. В результате мы получим наиболее полную картину действительности, в которой перебором вариантов наиболее корректных ответов на вызовы, стоящие перед университетами, занимается не только АСИ, но и Минобр, сами вузы, передовые компании и т.д.
Требуется переводчик
Если так, то почему инициатива Университета 20.35 реализуется хотя и при участии, но подчеркнуто дистанцированно от традиционных образовательных систем? Версия Дмитрия Пескова следующая (цитата по его странице в Facebook): «Итак, вузы в НТИ. В принципе, это очень грустная ситуация. Большинство заявок — это декларации доходов феодальных баронов-попрошаек. Тип мышления таких лидеров в принципе никогда не приведет к реализации стоящих перед страной задач. Как строится классическая заявка: 1) мы хорошие; 2) мы умеем вот это; 3) все, что мы умеем, это НТИ; 4) то, что не НТИ, тоже НТИ, мы лучше знаем; 5) некоторые из нас участвуют в НТИ, ура; 6) дайте денег».
Проблема университетов понятна — часто это не конструирующее новую реальность, а догоняющее развитие. «Университет и бизнес живут на разных скоростях, — констатирует Эдуард Галажинский. — Новое образование требует совершенно новых компетенций, которые университеты не могут дать в силу того, что они у них отсутствуют. Например, мы сегодня догоняем бизнес в блокчейне или искусственном интеллекте. Бизнес уже ушел далеко, и мы сегодня вводим его в университеты, чтобы эти компетенции «дорастить».
Вместе с тем, также справедливо и то, что система образования не является однородной структурой. «Почти в любом университете есть около 10–20 процентов сотрудников, которые не согласны со стагнацией, которые хотят идти вперед, но если этих людей не поддержать, то общая инертность среды поглотит их энергию, — говорит ректор Новосибирского государственного технического университета Анатолий Батаев. — Необходимы импульсы внешней среды, которые приведут вуз к изменениям. Ведущие вузы вроде НГТУ живут в состоянии постоянной конкуренции с другими ведущими вузами. Мы постоянно на виду, поэтому проигрыш другим ведущим вузам по каким-то показателям довольно болезнен для нас. Это заставляет нас меняться. Запрос от государства на изменения тоже играет очень важную роль. После того, как мы стали опорным вузом региона и получили поддержку, мы направили ее прежде всего на закупку нового лабораторного оборудования. И после того, как оборудование начало работать, мы сразу увидели существенный прирост научных публикаций — по этому показателю мы сейчас одни из лидеров среди опорных университетов России. В общем, как только университет попадает в крупный проект, он начинает развиваться, потому что, с одной стороны, он получает ресурсы для развития»…
Поэтому точечные инициативы отдельных вузов в Университете 20.35 уже есть. Так, на открытии «Точки кипения» в Томске было объявлено, что ТГУ как партнер Университета 20.35 может решить задачи по поиску и развитию талантов и формированию компетенций в области когнитивных наук. В НГУ заявляют о готовности стать центром компетенций для участников НТИ, по квантовым технологиям, технологиям искусственного интеллекта, нейротехнологиям. Ректор НГТУ Анатолий Батаев констатирует наличие в университете «минимум 10–15 коллективов, которые дают разработки мирового уровня». Например, для AeroNet это стартер-генераторные системы, для AutoNet — разработки для автомобилестроения, например, электроусилитель рулей, которые сейчас устанавливают на Lada Vesta. Почти готовый проект для HealthNet — отечественный искусственный коленный сустав с использованием уникальной керамики, и так далее.
Систему взаимодействия действующих университетов с формирующимся Университетом 20.35 и НТИ в целом Дмитрий Песков видит следующим образом: «Как должна строиться заявка, которую бы мы поддержали: 1) мы понимаем, что такое НТИ, и наше место в матрице приоритетов; 2) ради движения в эту сторону мы уже изменились вот так;
3) мы проанализировали пул проектов и компаний НТИ (на картинке), и наши продукты (исследования, кадры, языки, сеттинги, платформы) будут полезны для преодоления стоящих перед ними барьеров — кстати, мировой бенч здесь вот такой, а выиграем мы вот за счет чего; 4) в наших консорциумах из 300+ компаний НТИ уже участвуют 70+, поэтому мы действительно центр компетенций по сквозной для большинства нетов технологии; 5) мы посчитали, что при реализации такой стратегии придем к таким результатам; 6) мы все равно это сделаем, но с грантом мы сделаем это быстрее».
В этом смысле Университет 20.35 — это не система готовых ответов на вопросы, а еще большее усложнение имеющихся вопросов, своеобразный тренажерный зал для университетских управленческих команд. «Важно понимать, что запрос со стороны рынка в условиях быстро меняющихся технологий пока не имеет системного ответа со стороны образования. Этот проект (Университет 2035) попытка получить понимание как развивать систему образования через предельно усложненную задачу, — резюмирует Руслан Пермяков. — Все проекты НТИ открыты для участия, персональных приглашений обычно не поступает. Важно понимать, что Проекты НТИ направлены на поддержку уже работающих в данном направлении компаний и/или людей. Одна из ключевых задач участников проектов НТИ — определить свою роль и личный вклад в общий мета-проект НТИ. Проект открыт для участников и предложений форм участия».