Эксперты из Великобритании, Германии, США, Франции, Чехии, других стран мира вырабатывали повестку развития университетских городов и факторы влияния на нее: взаимодействие с бизнесом, властью, роль физического пространства, социальные изменения. О том, как университету научиться отвечать на вызовы цифровой экономики и успешных кейсах университетских городов, читайте в материале.
Блокчейн для кошечек
Одной из ключевых тем форума стала подготовка кадров для еще новых индустрий — таких, как блокчейн. По данным Transparency Market Research, рост блокчейн-индустрии будет составлять 59 процентов ежегодно и к 2024 году объем мирового рынка блокчейна составит 20 млрд долларов.
Особенно перспективное направление использования этой технологии — банкинг, и потому российские банки уже начали сотрудничать с университетами по подготовке специалистов в сфере блокчейн. Этой осенью Внешэкономбанк открыл Центр блокчейн-компетенций и создал департамент тинейджеров, в котором подростки 14–17 лет обучаются навыкам создания высокотехнологичных продуктов.
По словам ведущей экспертной сессии по блокчейн-индустрии Анастасии Тюриной — директора департамента развития технологий блокчейн Внешэкономбанка, одна из сложностей работы с этой технологией — это нездоровый ажиотаж без четкого понимания, где она должна применяться.
«Важно понимать, что блокчейн-индустрия — это далеко не только майнинг и спекулятивные сделки по продаже биткоинов, — говорит Анастасия. — Это, прежде всего, технология, которая позволяет устранять посредников, избыточные действия по идентификации и подтверждению данных, особый, намного более надежный способ хранения любых цифровых данных».
По данным эксперта, сегодня во многих странах мира начаты пилотные проекты по внедрению блокчейн в государственном управлении. Новая технология хранения и обработки баз данных приходит в процессы регистрации сделок с недвижимостью, мониторинг цепочек поставок товаров, систему сертификации продукции, работу медицинских учреждений, систему проведения выборов и публичных референдумов. При масштабировании сервисов на массовые аудитории произойдет значительное снижение себестоимости услуг. Например, в банковской сфере: операционисту не нужно будет при каждом визите клиента в банк удостоверять его личность, делать скан паспорта, так как идентификация станет автоматической, а обслуживание в еще большей степени будет происходить удаленно.
По мнению участников экспертной сессии, вузу в какой-то степени легче развивать специалистов в области блокчейна, чем бизнесу, потому что у студентов во время обучения есть право на ошибку, которая в бизнесе может дорого стоить. Но, вкладываясь в развитие молодых профессионалов в области блокчейн, бизнесу и университетам важно предлагать для них действительно значимые задачи, считает Анастасия Тюрина.
«Представьте себе студенческие хакатоны, например, по Интернету вещей. Там студенты обязательно предлагают поилки для кошечек, самовыключающиеся выключатели и так далее. То есть, либо то, о чем слышали, либо то, что им нравится. Задача «взрослых», то есть, бизнеса — предложить им действительно важные задачи. Для компаний, которые выдают конкретные кейсы, студенты даже без опыта способны сделать прототип, — рассказывает эксперт. — Наши первые тестовые группы тинейджеров менее чем за месяц освоили базовые навыки, необходимые для создания системы распределенных реестров и спроектировали вместе с наставниками архитектуру системы хранения данных о состоянии лесных массивов. Кроме того, сумели провести тестирование гипотезы и аргументировать рациональную бизнес-модель. В случае же, если задача не поставлена, с помощью технологии блокчейн на смарт-контракте студенты делают механизм закрывания дверей! Поэтому благоприятная среда в вузе — это не только когда хвалят, но и когда отсекают ненужное, указывая на промахи».
На сессии прозвучало мнение, что вузам и бизнесу важно учитывать особенности поколения современных школьников и студентов.
«Современным профессионалам кажется, что сегодняшние молодые люди — немного не от мира сего, — рассказывает Анастасия. — Например, у них вообще нет опыта работы в централизованных системах, и в этом плюс, так как они этим не испорчены. Вся групповая динамика внутри компании у них происходит как в жизни, только онлайн. Они другие, я учусь понимать их речь, научилась их стикерам. Они знают, что такое agile, они не повторяют это модное слово, они так живут. Они встают в пять утра, делают ежедневно три самых важных дела по их целям, к 11 приходят на работу — и все успевают. Почувствуйте разницу с нашим поколением, которое спит по три часа и не видит своих детей».
По данным опросов 14–16-летних подростков, они получили собственный компьютер в шестилетнем возрасте, начали сами программировать в 12, и фактически к 16 годам у них за плечами двухлетний практический опыт создания реальных IT-продуктов — сайтов, мобильных приложений, чат-ботов. Анастасия Тюрина приводит пример студента НИУ ВШЭ Евгения Юртаева, который в 2015 году выиграл свой первый хакатон, еще через полгода получил первый раунд инвестиций, выиграл самый знаменитый всемирный конкурс 500 StartUps в Бостоне, а после этого успел пройти интенсивный курс в Minerva School, собрать международную команду Zerion.io, выйти на ICO и привлечь инвестиции на развитие своего бизнеса на четырех континентах.
Специалист по смарт-контрактам, токеномист — экономист, который внедряет элементы токен-экономики в уже существующие сферы — эти и другие профессии появляются с развитием цифровой экономики. Это заставляет педагогов и родителей пересмотреть свой взгляд на профориентацию: теперь недостаточно быть «технарем» или «гуманитарием»: например, чтобы составлять смарт-контракты, необходимы гуманитарные знания юриста и знание языков программирования.
Эксперт с сожалением отмечает, что сегодня в стране остается все меньше бизнес-инкубаторов и акселерационных программ при вузах. Госпрограмма инновационной инфраструктуры завершена, финансирование выделяется по остаточному принципу. По мнению Анастасии Тюриной, вузам обязательно нужны такие живые площадки для студенческих экспериментов в бизнесе, также важно, чтобы в инкубаторы приходили партнеры-предприниматели, так как чем раньше молодые люди начнут создавать свои бизнес-проекты, пока они не столкнулись с циничностью больших корпораций, системой рейтингования в вузах, тем больше возможностей реализовать свой потенциал.
Важное и сложное сотрудничество
Образование в течение всей жизни, университеты для людей «третьего возраста», переход к цифровой экономике — эти образовательные тренды также стали темой для обсуждения на форуме университетских городов. Эксперты из Италии, Германии, Франции, Великобритании представили свои кейсы по работе с городом, регионом и местным сообществом.
По словам Роберто Бруни, доцента Университета Кассино и Южного Лацио (Италия), который специализируется на территориальном маркетинге и брендировании, университеты сегодня должны умело заниматься собственным продвижением. Он отметил, что томские вузы пока что не очень успешно справляются с этой задачей. Так, университеты сибирского города все еще воспринимаются в контексте стереотипов о Сибири. По мнению Бруни, вузы должны предоставлять определенную ценность для горожан. Эта ценность не ограничивается только образованием, которое получают учащиеся в вузе студенты. Такой опыт есть у ТГУ. Например, в рамках проекта «Открытый университет» преподаватели вуза проводят бесплатные лекции по литературе, философии, вопросам политики и прикладным областям знаний — таким, как садоводство, — для жителей города и региона
Историю успеха Технического университета Бранденбурга (Германия) рассказал его вице-президент по образовательной и международной деятельности Андреас Вильмс.
Самый молодой вуз в регионе, Технический университет был основан в 1992 году. Для создания такого университета нужна была определенная смелость, так как у вуза не было базы, традиций, на которые можно было бы опираться.
«Сегодня университет — одно из ведущих предприятий для развития экономики запада Германии. Все обучение — практикоориентированное, оно основано на прикладных исследованиях в небольших группах, — говорит Андреас Вильмс. — Основное внимание уделяется обучения в тесном сотрудничестве с партнерами из промышленности, торговли. Результатом прикладных исследований становятся разработки, которые используют компании региона».
По словам ведущей круглого стола Ольги Колесовой, тренды и проблемы университетских городов схожи в разных странах мира. Наиболее полезными она назвала кейсы Германии и Великобритании, которая имеет многовековой опыт выстраивания отношений между университетами и регионами.
Зарубежный опыт поможет решить главную проблему Томска как университетского города — недостаточное взаимодействие вузов друг с другом, — говорит сотрудник центра урбанистики ТГУ Ольга Колесова. По мнению Колесовой, инфраструктурные проблемы, задачи развития кампуса не столь значимы, как отсутствие партнерства между университетами.
В Томске есть примеры успешного сотрудничества — например, ТГУ с ТГАСУ являются стратегическими партнерами, еще один совместный проект томских вузов — Urban. Lab. Tomsk — программа обучения урбанистике студентов и преподавателей трех томских вузов — ТГУ, ТПУ и ТГАСУ, но имеющихся совместных проектов недостаточно.
Долгосрочная задача организаторов форума — создать ассоциацию сибирских университетских городов, которая позволит решать сообща проблемы не только в масштабах региона.
По мнению Ольги Колесовой, на создание такой ассоциации может уйти несколько лет. «Как говорят наши французские коллеги, кажется очевидным, что кооперация более выгодна, чем конкуренция, но для того, чтобы это понять, нужно время», — заключает эксперт.