Сергей Чумаченко: «Прозрачность — это прибыльно и эффективно»

Игорь Степанов
25 декабря 2017, 00:00

Закупочная деятельность даже крупной компании зачастую остается в тени основного направления деятельности. Однако грамотно выстроенная система закупок материальных ценностей, работ и услуг оказывает существенное влияние на финансовые показатели и инвестиционную привлекательность бизнеса

Директор по закупкам и логистики АО "СИБЭКО" Сергей Чумаченко

О построении и функционировании современной системы закупок и ее независимой оценке журналисту «Эксперта-Сибирь» рассказал директор по закупкам и логистике АО «СИБЭКО» Сергей Чумаченко.

ЭС: Сергей Геннадьевич, какой вы видите роль системы закупочной деятельности в современном корпоративном бизнесе?

С.Ч.: Закупочная деятельность — это стройная внутрикорпоративная система выбора контрагентов, поставщиков и подрядчиков. Такая система пронизывает и связывает всю деятельность компании — в ней участвуют представители экономических, юридических, технических подразделений, служб экономической безопасности... Я бы сказал, что это сквозной процесс обеспечения жизнедеятельности предприятия, от которого во многом зависит маржинальная прибыль компании.

По сути, закупки — это один из рычагов эффективного управления предприятием.

ЭС: Каковы принципы построения системы закупочной деятельности «СИБЭКО»?

С.Ч.: Мы — энергетическое предприятие, поэтому действуем в рамках положений закона об энергобезопасности и должны бесперебойно и безаварийно обеспечивать регион электроэнергией и теплом. Понятно, что в этом контексте требования к качеству, полноте, свое­временности исполнения наших инвестиционных и эксплуатационных программ, плановых ремонтов очень высоки. Поэтому свою закупочную политику мы строим в соответствии с технической стратегией и тактикой нашей компании, которые, в свою очередь, и обуславливают и бесперебойность, и безопасность.

В результате, даже до начала законодательного регулирования закупочной деятельности мы выстроили нашу систему на принципах открытости, прозрачности и конкурентности. И когда вступил в действие федеральный закон 223-ФЗ, определяющий для нас как тарифорегулируемого предприятия принципы закупок, мы убедились в правильности выбранного пути. Закон во многом отразил то, на чем уже была построена система закупок «СИБЭКО».

Так что сегодня компания, соблюдая эти принципы, достигает целей эффективности, своевременности и качества.

ЭС: Как работает выстроенная система закупок, каков достигнутый уровень конкуренции?

С.Ч.: Сегодня более 70 процентов всех материалов, работ и услуг мы закупаем конкурентно на электронных торговых площадках — это «Фабрикант» и «B2B», либо в ходе конкурентных переговоров. Этот список площадок не закрытый — мы готовы к работе и с другими сервисами, единственное ограничение в этом направлении — удобство для наших поставщиков как работы с конкретной площадкой, так и с их комплексом в целом.

Для монопольных производителей у нас есть другая технология выстраивания партнерских отношений — открытая процедура аккредитации поставщиков. В ходе такой процедуры мы лучше узнаем потенциальных партнеров, понимаем возможности выстраивать долгосрочное сотрудничество. На нынешний день такие процедуры открыты на основные закупаемые для нашей деятельности материалы, услуги и оборудование.

 19-03.jpg

Хочу заметить: это получило позитивную оценку Рейтингового агентства RAEX, которое буквально на днях изменило прогноз по рейтингу качества управления закупочной деятельностью АО «Сибирская энергетическая компания» (АО «СИБЭКО») со стабильного на позитивный, что означает рост вероятности повышения рейтинга в средне­срочной перспективе. При этом особо отмечено существенное снижение доли закупок у единственного источника в общем объеме закупок за счет внедрения конкурентных процедур для закупки энергоносителей.

В результате уровень конкуренции у нас в целом, даже с учетом закупок у единственного поставщика, достаточно хороший — 3–3,5 участника на одну процедуру. При этом среди предприятий МСБ уровень конкуренции выше — порядка 3,5–4 заявки на процедуру.

 19-02.jpg

ЭС: А какова сегодня дисциплина поставок, в том числе — со стороны МСБ?

С.Ч.: Могу уверенно сказать: в динамике дисциплина поставок улучшается. Любое предприятие своей целью имеет стабильнее сотрудничество и извлечение не сиюминутной, а долговременной прибыли. Поэтому мы имеем положительный опыт работы с нашими поставщиками, в том числе — с малым и средним бизнесом, и не видим в этом сегменте особого риска. Если посмотреть на цифры, то у нас своевременность поставок материалов и оборудования за 2017 год составила 98 процентов. Это говорит о том, что срыва поставок прак­тически не бывает.

ЭС: А как вы оцениваете дисциплину собственных расчетов?

С.Ч.: Мы предприятие стабильное и оплату по заключенным договорам производим точно в сроки. У нас нет ни одной задержки, ни одной претензии со стороны наших партнеров.

ЭС: Что вы можете сказать про ценообразование в процессе конкурентных закупок?

С.Ч.: Чем точнее наше планирование стоимости закупки, тем лучше для компании. Но механизм конкуренции в системе закупок позволяет как хеджировать результаты возможных ошибок планирования, так и определять разумную стоимость закупок в том случае, когда сегмент рынка не до конца для нас понятен, прозрачен и открыт.

Однако есть и другая сторона медали — чрезмерная конкуренция, особенно среди посредников, может приводить к ценовому демпингу. А это, в свою очередь, негативно влияет и на исполняемость закупок — их качество, полноту и своевременность.

Поэтому мы не стремимся купить только дешево или дорого — нам необходимо гармоничное соотношение всех параметров закупки: стоимость, свое­временность и качество.

ЭС: Посредники — это благо или зло для организатора закупок?

С.Ч.: В различных ситуациях посредники проявляют себя по-разному. В ряде случаев работа посредника идет во благо — когда он действительно выполняет качественную работу по логистике, доставке, сбору и планированию заказов. Иногда бывает экономически неэффективно работать напрямую с производителями — например, когда речь идет о сборных поставках. Тогда работа с хорошим посредником достаточно эффективна.

Но в основном мы все же придерживаемся работы с непосредственными производителями.

ЭС: Замечаете ли вы рост импортозамещающих товаров, услуг в системе закупок?

С.Ч.: Да, безусловно. Могу привести тому немало примеров — как в области услуг, так и поставок продукции. Так, часть сервиса «Сименс» мы заместили «Тольяттинским Трансформатором», на новосибирском «ЭЛСИБе» заказываем большие двигатели и ремонт генераторов. Продукцию Харькова успешно восполняет Уральский турбинный завод, изделия ABB — российская компания «Изолятор». Упомяну и еще одного нашего новосибирского партнера — «Модульные системы «Торнадо», разработчика и производителя систем управления.

В целом могу сказать — процесс импортозамещения в нашей отрасли идет достаточно серьезно. Мы обязаны и смотреть на события вне нашего региона, и учитывать геополитическую ситуацию — потому что не можем себе позволить остаться «у разбитого корыта». Когда, например, необходим оперативный ремонт, а услуги тех же «Сименс» и ABB находятся под рисками каких-нибудь санкций. И это, в конечном итоге, может лечь на плечи нашего потребителя — что, конечно, недопустимо.

Поэтому компанией «СИБЭКО» выбрана техническая политика с приоритетом российского производителя — разумеется, при условии надлежащего качества.

 19-04.jpg

ЭС: Как вы можете прокомментировать достижения компании в рейтинге RAEX?

С.Ч.: Как я уже говорил, агентство RAEX повысило прогноз по рейтингу качества управления закупочной деятельностью АО «СИБЭКО», при этом сам рейтинг подтвержден на уровне РКЗ8, что означает «Высокое качество управления закупочной деятельностью».

Не скрою — такой результат не упал «с неба». Мы провели определенные мероприятия по рекомендациям RAEX, направленные на совершенствование системы регулирования и практики закупочной деятельности в компании, а перед этим они очень подробно обсуждались совместно с экспертами RAEX. Далее эти мероприятия были подкреплены локальными нормативными актами и регламентами — так что в итоге они действуют, войдя в деловую практику компании.

Эффект от наших действий уже виден, следующие результаты появятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Мы ожидаем дальнейшую позитивную динамику рейтинговых оценок.

ЭС: Какова ваша заинтересованность участия в этом рейтинге? Что вы от этого получаете?

С.Ч.: Для нас очень ценно мнение профессионалов в организации различных процессов. Нам хотелось со стороны посмотреть на уровень нашего развития — в частности, на уровень организации закупочной деятельности, его прозрачности — поэтому и приняли решение обратиться к экспертам в сфере рейтингов. К тем, у кого есть методика, определенные регламентированные процессы оценки.

Плюс экспертной оценки RAEX еще и в том, что сама рейтинговая компания получает на постоянной основе аккредитацию в Центральном Банке России — для нас это дополнительное подтверждение профессионализма экспертов и адекватности их оценок.

Сегодня прозрачность закупок стала элементом ликвидности и инвестиционной привлекательности компании. Ведь что такое прозрачный процесс? Это организация максимально широкого доступа к полной информации о готовящейся закупке и понятная методика оценки предложений участников. И там, где есть прозрачность, возможна конкуренция, это незыблемое правило. А там, где есть здоровая конкуренция, есть эффективная стоимость, прибыльность и эффективность компании в целом.

ЭС: Не открывает ли прозрачная система закупок доступ к внутрикорпоративным процессам? Насколько это оправдано, каковы риски такого доступа?

С.Ч.: В соответствии с законом закупки для внутрикорпоративных нужд — например, канцелярии — могут быть осуществляться у единственного источника. Да, мы имеем право это делать — но, как правило, в этих областях уже существует обширный рынок — и идем по пути запроса конкурентных предложений.

Нам нечего скрывать, хотя мы понимаем — здесь большое поле деятельности для желающих сделать себе политический и PR-капитал. Например, вырывая из контекста часть названия закупочной заявки «приобретение промышленной мебели» слово «промышленной» и муссируя в дальнейшем «приобретение мебели» как предмета роскоши. При этом речь идет о промышленно-технологическом оборудовании — стеллажах для хранения спецодежды, инструментов.

Конечно, такое манипулирование информацией доставляет нам определенные неудобства, но я убежден, что чем больше будет открытость общества — как в сфере закупок, так и в среде средств массовой информации — тем менее станет интересна и востребована подобная «интерпретация».

ЭС: Что, по-вашему, надо предпринять для совершенствования системы закупочной деятельности?

С.Ч.: Как ни очевидно будет звучать мой ответ, это развитие отечественной экономики. Напомню, в СССР не было конкурирующих производств, были только кооперирующиеся производства. Когда многие из них стагнировали, а потом и вовсе исчезли, то в результате остались крупные монопольные производители. И во многом такая система сохранилась до сих пор. Это ограничивает конкуренцию, что и является основной проблемой системы закупок любой компании. Но с ростом экономического уровня конкуренция неизбежно растет, что в итоге обеспечивает качественный и количественный рост закупочной деятельности.

ЭС: Каковы планы компании по дальнейшему развитию системы закупок?

С.Ч.: В целом мы планируем и дальше наращивать долю эффективных конкурентных закупок. Для этого продолжим расширять процедуры аккредитации, более глубоко анализировать рынки, направления и тренды.

При этом совместно с технической дирекцией для исполнения принципов технической политики компании «СИБЭКО» будем организовывать конкурентный закупочный процесс на ранних производственных стадиях капиталоемких процессов — ремонтных, строительных работ, инвестиционных программ, то есть на этапе планирования процедуры закупок, на стадии выборов технических решений. Во многом это будет способствовать выполнению рекомендаций RAEX о целесообразности мер по повышению информативности годового плана закупки, как инструмента их долгосрочного анонсирования.