Некоторые из локальных игроков сибирского рынка не просто держат оборону, а фактически ведут наступление, завоевывая рынки там, где их более крупные конкуренты не способны или не желают работать в силу своей специфики.
Сделка года
Напомним, что в ноябре 2017 года в СМИ появилась информация о частичной продаже ГК «Холидэй» своих магазинов федеральным сетям «Лента», «Магнит» и X5 Retail Group. Изначально считалось, что покупатель будет только один — «Магнит», но в итоге собственники ГК «Холидей» приняли иное решение. Так, «Ленте» будет продано 22 супермаркета известной сети в Сибири. Как сообщается на официальном англоязычном сайте «Ленты», сделка касается супермаркетов, работающих под брендами «Холидей Классик», «Кора» и «Холди». Из них 11 магазинов расположены в Новосибирске, семь — в Кемерове и четыре — в Барнауле. Общая торговая площадь приобретаемых магазинов составляет около 18 тысяч квадратных метров. Как отмечается в сообщении федеральной сети, объекты закрываются на реконструкцию, запустить их в эксплуатацию предполагается в марте 2018 года.
В пресс-службе «Ленты» корреспонденту «Эксперта-Сибирь» подтвердили планы на расширение сети в Сибирском федеральном округе (СФО).
«Сибирь является стратегически важным регионом для развития компании. Здесь находится более 18 процентов наших торговых площадей, и мы видим потенциал для дальнейшего развития: рынок региона далек от насыщения, здесь можно наращивать присутствие игроков, создавая здоровую конкурентную среду. Мы планируем открыть гипермаркеты «Лента» в новых для нас городах Сибири», — сообщила менеджер по связям с общественностью и госорганами администрации компании «Лента» Мария Филиппова.
По ее данным, на нынешний день «Лента» представлена в 11 городах Сибири 36-ю гипермаркетами и пятью супермаркетами. В тройку городов-лидеров по количеству магазинов «Лента» входят Новосибирск (семь гипермаркетов и пять супермаркетов), Омск (шесть гипермаркетов) и Новокузнецк (пять гипермаркетов).
При этом 25 магазинов (20 гипермаркетов и пять супермаркетов) из 41, работающего в городах СФО, были открыты в период с 2014 по 2017 года. В дополнение к пяти супермаркетам, открытым компанией с начала 2017 года в СФО, планируется открыть еще несколько супермаркетов и три гипермаркета, в том числе в тех городах округа, где «Лента» еще не представлена. Основную ставку «федералы» по-прежнему делают на столицу Сибири, где первый супермаркет «Лента» был запущен совсем недавно — в феврале 2017 года.
«Мы не случайно выбрали Новосибирск для открытия первого супермаркета за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Мы пришли сюда в 2006 году, и сегодня здесь успешно работают семь наших гипермаркетов, бренд узнаваем и любим многими жителями города. Мы видим значительный потенциал для развития в Новосибирске и до конца года планируем открыть еще несколько супермаркетов», — заявила Мария Филиппова.
По данным открытых источников, компания «Холидей» выставила на продажу все свои супермаркеты и гипермаркеты, а это более 150 объектов общей площадью около 300 тысяч кв. м. Подробности сделки ГК «Холидей» с сетями «Магнит» и X5 Retail Group пока не обнародованы.
Известно, что «Магнит», кроме магазинов «Холидей», планировал приобрести красноярские сети «Красный яр» и «Батон». Ритейлер направил ходатайство в антимонопольную службу на покупку прав аренды площадей ООО «ЕТК», которое управляет сетями «Красный яр» и «Батон», но ФАС перенесла рассмотрение ходатайства на несколько месяцев.
А уже в середине декабря собственники торговых сетей «Батон» и «Красный Яр» заявили, что не будут продавать свои активы. Вместо этого они намерены продолжать активное развитие собственной сети магазинов.
Совсем недавно «Магнит» открыл первый оптовый гипермаркет в Новосибирске, который стал четвертым российским городом, где были открыты магазины такого формата известной торговой сети. Ранее подобные торговые точки появились в Краснодаре, Ульяновске и Саратове.
Активно ухватилась за кусок сибирского «пирога» и торговая сеть «Пятерочка» (X5 Retail Group), которая в сентябре 2017 года открыла в Барнауле сразу пять своих магазинов общей площадью более 2,1 тысячи кв. метров. До конца 2017 года торговая сеть планирует открыть в этом городе еще 19 магазинов. Таким образом, Алтайский край стал 61-м регионом присутствия «Пятерочки», которая имеет по всей стране уже более 900 магазинов.
Знай наших!
На фоне экспансии федеральных ритейлеров в Сибирь и сдачи своих позиций местными игроками некоторые сибирские торговые сети, наоборот, растут и довольно успешно развивают свой бизнес. Наиболее яркие примеры жизнеустойчивых бизнес-моделей на сибирском рынке продовольственных ритейлеров демонстрируют сети «Мария-Ра», «Ярче!», «Светофор» и «Бегемот».
Торговая сеть «Мария-Ра» — одна из крупнейших компаний в Сибирском регионе, входящая в первую «десятку» продовольственных сетей России, согласно данным официального сайта компании, на 30 сентября 2017 года насчитывала 954 магазина в 238 населенных пунктах Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях. Часть магазинов была открыта в 2017 году. Только в декабре сибирский ритейлер открыл несколько магазинов в Кемерове, а также в кузбасских Березовском (два магазина), Новокузнецке, Топках, пгт Терентьевское, в Новосибирске (пять магазинов), Бердске Новосибирской области, в Томске, Барнауле, Рубцовске (Алтайский край, два магазина).
Томскую сеть «Ярче!» развивает KDV Group. По итогам 2017 года «Ярче!» является второй продовольственной сетью в регионе после алтайской «Марии-Ра». По информации «2ГИС», в Новосибирске насчитывается более 100 магазинов «Ярче!». Всего же сибирский ритейлер представлен более 380 магазинами в Сибири и Подмосковье.
Красноярская торговая сеть «Светофор», которая работает в формате жесткого дискаунтера, насчитывает более 800 магазинов по всей России, а также один магазин в Китае. Активное развитие торговой сети, согласно официальным данным ритейлера, идет в 33 регионах России. В конце ноября 2017 года стало известно, что сеть «Светофор» намерена открыть около 100 магазинов в Москве и Московской области. Только в столице до конца 2018 года ритейлер планирует запустить до 30 магазинов. И совсем недавно несколько магазинов «Светофор» открылось в городах Республики Беларусь.
Кузбасская сеть универсамов «Бегемот» работает только в пределах Кемеровской области, но в последние годы она показала необычные, на фоне ухода с рынка крупных региональных торговых сетей («Чибис», «Акватория», «Пенсионер»), темпы роста. В 2016 году компания открыла 16 новых универсамов, в 2017 году — 18. На сегодня сеть «Бегемот» представлена 64 магазинами, из которых 48 расположены в Кемерове и 16 — в других городах Кузбасса.
По словам директора сети универсамов «Бегемот», Кемерово, Кемеровская область, Сергея Вилкова, развитию бизнеса способствовали количественный и качественный факторы. Количественный фактор проявился в уходе с рынка местных, так как они были чрезмерно закредитованы. Ниша высвободилась, и ее плавно занял «Бегемот». В отличие от своих бывших соперников «Бегемот» развивается за счет собственных средств, сторонние инвестиции не привлекает.
«Качественный фактор. Мы — максималисты. Всегда и во всем стараемся поддерживать высокий уровень качества: в товарах, дополнительных услугах, сервисе. Мы — свои, родные. Мы здесь, до нас всегда легко достучаться, с нами просто выйти на связь. Чего не скажешь о федеральных ритейлерах, огромнейших, неповоротливых машинах», — утверждает Сергей Вилков.
При этом он отмечает, что с федералами бессмысленно воевать и бороться. «Мы уважаем своих конкурентов, и это честная борьба — борьба за покупателя», — говорит директор сети универсамов «Бегемот».
Несмотря на продажу объектов ГК «Холидей» федеральным сетям, бенефициар группы компаний Николай Скороходов, по данным ряда источников, продолжит развитие магазинов под брендами «Фермер-Центр.рф», «Холди Дискаунтер», а также новой сети дискаунтеров «Бум», запущенной 1 декабря 2017 года. При этом именно «Фермер-Центр.рф» может стать самым успешным направлением, считают эксперты отрасли. Покупательский спрос в последние годы медленно, но уверенно стал смещаться в сторону предпочтений продукции небольших местных фермерских хозяйств, даже при условии, что она дороже, чем у крупных игроков, работающих в массовом сегменте. Тренд на экологичность и качество в данном случае отразился и на рынке продуктового ритейла.
Первый магазин в формате «Фермер-центр.рф» появился в Новосибирске в ноябре 2016 года, а еще в середине 2014 года в Кемерове была открыта первая лавка фермерских продуктов кооператива «Калина-Малина». По словам куратора проекта Артема Волкова, главная задача кооператива — повысить престиж фермерских хозяйств и помочь им с реализацией продукции. За три с половиной года сеть значительно выросла. Всего на начало декабря 2017 года насчитывалось порядка 70 торговых точек сети, ориентированной на фермерские продукты, в пяти регионах Сибири.
Федерализации не избежать, но…
По мнению Марии Филипповой («Лента»), поражение «слабых» и триумф «сильных» в данном случае неизбежен, но есть ниши, которые федералы не в состоянии отобрать у представителей местного ритейла.
«Как правило, с рынка уходят слабые игроки, и это не зависит от формата. Наиболее успешны всегда те, кто сможет предложить оптимальное сочетание цены и качества, хороший сервис и ассортимент, сформированный исходя из потребностей местного покупателя. Покупатель меняется, вместе с ним меняется и рыночный ландшафт, — говорит она. — Между тем, как показывает европейский опыт, рынки, небольшие магазины, киоски и прочие форматы не будут конкурировать с крупными игроками, переориентировавшись на другие сегменты розничного рынка, нишевую продукцию, с которой крупным сетям работать сложно».
По мнению Сергея Вилкова, продуктовый ритейл в целом продолжит федерализацию и в дальнейшем (здесь стоит предположить, что распродажа магазинов «Холидей» — далеко не последний случай. — Ред.).
«Уже закрываются и будут продолжать сворачивать деятельность маленькие магазинчики у дома (квадратурой примерно 100 кв. м.). Однако специализированные магазины, направленность которых очень узкая, будут укрепляться на рынке. Это всевозможные пекарни, рыбные отделы, колбасные магазинчики и прочее. У них аудитория будет всегда. Туда люди идут за конкретными продуктами, их и получают. Главное тут — их свежесть», — считает директор кузбасской сети.
Эти слова легко подтверждаются фактами. Местные производители все чаще, скооперировавшись или в одиночку, открывают собственные магазины. «Калина-Малина» — лишь один из примеров такой кооперации.
Что касается крупных местных торговых сетей и производителей — без них регионы не обойдутся, уверены участники рынка. Региональная политика, нацеленная на развитие местного производства и повсеместного импортозамещения, в последнее время уверенно смещает акценты внимания с простой поддержки местных производителей на активизацию экспорта местных товаров в другие регионы.