Капитализация регио­нальных ресурсов

Валерий Мальцев
29 января 2018, 00:00

NEMIGA.INFO
Читайте Monocle.ru в

Регио­нальные чиновники знают: за выполнение этого раздела придется отчитываться. Перед собственным начальством и особенно перед федеральным. В том числе для этого повсеместно и создавались корпорации и агентства инвестиционного развития регионов.

Практика, к сожалению, показала, что большинство регио­нальных агентств и корпораций так и не заработали даже в половину своих возможностей. Например, в большинстве регионов эффективно так и не открылось «одно окно» для работы с инвесторами. А в некоторых регионах инвестиционные институты вообще низведены до статуса суррогатных. Справедливости ради надо отметить, что причиной тому зачастую становилась «кадровая метель» губернаторов.

Соучастниками инвестиционно-индустриальных проектов попытались стать сразу несколько уважаемых структур. Вот Сбербанк, к примеру, даже придумал специальный продукт «Индустриальный парк». Но особого успеха этот продукт не стяжал.

Пожалуй, самый заметный пример — это кредитования Сбербанком индустриального парка «Мастер» в Татарстане (230 резидентов). Хотя это вполне может считаться результатом прямых договоренностей между руководством субъекта федерации и руководством Сбера. А «Мастер» оказался лишь удобным и своевременным объектом для размещения сбербанковских денег.

Кстати говоря, видя проколы конкурента в сфере кредитования промышленных площадок, аналогичное предложение и для инвесторов, и для регионов недавно сформировал и еще один банковский гигант — Внешэкономбанк.

 

Упаковать, чтобы окупить

 

Кредитовать инпарки (особенно те, что находятся под государственным патронажем) тяжело: они не вписываются в традиционные бизнес-схемы кредитных организаций. Ведь на «государственных» инпарках лежит много социальных обременений: организация рабочих мест, создание налогооблагаемой базы, импортозамещение, и прочее, и прочее.

Поэтому эффективность «государственных» индустриальных парков всегда проблемна: срок окупаемости — значительно длиннее, процедура окупаемости — всегда сложнее. И когда речь заходит об инпарках по схеме так называемого частно-государственного партнерства, то возникает сразу несколько вопросов. Возможна ли (принципиально) прибыльность проекта? Если прибыль в принципе возможна, то в каком выражении она будет получена и кто может первым претендовать на ее получение?

Большую активность в популяризации идеологии индустриальных парков, естественно, проявляет Ассоциация индустриальных парков. Но даже сайт этой специализированной организации свидетельствует, что в ее состав входит всего-навсего 17 регио­нальных корпораций и агентств инвестиционного развития, а также в совокупности 39 индустриальных парков и особых экономических зон. А это, мягко говоря, далеко не полный охват даже самых активных операторов российского рынка новой индустриализации.

Несмотря на санкции и контрсанкции, самые упорные инвесторы умудряются с успехом вкладывать в Россию и зарабатывать на этих вложениях (даже на фоне околокрымского скандала с компанией Siemens).

Так, например, председатель правления Российско-немецкой внешнеторговой палаты Маттиас Шепп приводит данные о том, что только за 2016 год немецкие инвестиции пришли в 16 российских регионов (в Центральной России, Поволжье, Сибири).

Кстати говоря, именно из Германии (по инициативе генерального директора одной из консалтинговых компаний Ульфа Шнайдера и политолога Александра Рара) стартовал проект «Лиссабон–Владивосток». Эта инициатива (вкупе с китайским «Шелковым путем» и китайским же проектом «Один пояс — один путь») дает российским промышленным предприятиям очередную возможность вписаться в мировую экономическую повестку.

Российские власти, конечно, тоже старались не дремать. Для приманивания инвесторов то последовательно, то параллельно «сверху» продвигались идеи индустриальных парков, особых экономических зон (теперь их в России шесть), технологических территорий (их уже пять), портово-логистических территорий (в Советской Гавани, Мурманске и — не­ожиданно — в Ульяновске).

На данный момент чуть ли не самая модная «фишка» по привлечению инвестиций — это создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). А еще для инвесторов (в том числе, иностранных) предлагаются две довольно привлекательные опции: специальный инвестиционный контракт (СПИК) и инвестиционный налоговый вычет. Законопроект об инвестиционном налоговом вычете предусматривает право налогоплательщика уменьшить сумму налога на прибыль соразмерно сумме расходов, связанных с приобретением и/или созданием новых (а также модернизацией или реконструкцией существующих) основных средств. То есть у инвесторов появляется механизм вычитать расходы на инвестиции прямо из суммы налога. Весь перечисленный организационно-правовой инструментарий направлен на поиск, обработку и «упаковку» инвесторов.

Удачнее всего со всей этой обоймой средств и методов справляются, пожалуй, в Татарстане и Калужской области. Именно в этих регионах наблюдаются свое­образные индустриально-парковые аномалии: в Калужской области — 11 инпарков, в Татарстане же — около 30 промышленных площадок (на которых работают более 270 резидентов).

Много промышленных парков в столичных регионах — Московской и Ленинградской областях. Но это вполне объяснимо — тут и денег побольше, и инвесторы посговорчивее, и проекты более амбициозные.

Да и прагматичным частным инициаторам промышленных объектов легче концентрировать свои усилия в непосредственной близости от столичной деловой активности. Например, группа PNK работает над развитием восьми индустриальных парков в Московской области (хотя в рекламных материалах компании упоминается 26 промышленных площадок по всей стране).

С 2003 года в России работает также и Dega Group, которая инвестирует свои компетенции сразу в восемь индустриальных парков. Эти парки естественным образом тяготеют к столицам и городам-миллионникам. Развитие инпарков происходит под амбициозным девизом компании — «Западный менеджмент с русским акцентом».

В Сибири два Dega-парка — в Красноярске и Иркутске. Красноярский инпарк, по мнению экспертов, подходит для размещения бизнес-объектов в логистической и инновационной сферах, металло- и деревообработке, химической и легкой промышленности. В Иркутске же формируется инпарк для стартапов, прототипирования и IT-технологий.

Качество промышленных площадок оценивает, в том числе, Нацио­нальный рейтинг инвестиционной привлекательности индустриальных парков и особых экономических зон (это рейтинг журнала «Эксперт»). Всего в этом рейтинге 76 индустриальных объектов России. Сибирские среди них выглядят весьма скромно: лидер среди сибирских индустриальных парковых проектов Новосибирский промышленно-логистический парк (ПЛП), входит в группу площадок класса «А» и занимает только 22-е место. Иркутский промпарк — на 36-м месте рейтинга, красноярские инпарки — на 38-м и 57-м, Хабаровский — на 42-м месте.

Рейтинг инвестиционной привлекательности индустриальных парков и ОЭЗ — 2017 08-02.jpg
Рейтинг инвестиционной привлекательности индустриальных парков и ОЭЗ — 2017

 

С сибирским акцентом

 

Между тем, в сибирских регионах весьма по-разному представляют себе, как должны появляться и развиваться промышленные площадки. Вот инпарковые новости последних месяцев.

«Черногорский», заботливо укомплектованный всей необходимой инженерной инфраструктурой и необходимой правовой базой, все еще дожидается активного притока резидентов. А в рейтинге делового издания «Эксперт» этот парк не присутствует, хотя существует уже около пяти лет.

Если все же чуть пристальней посмотреть на растущее из года в год количество парковых проектов и внимательней изучить структуру резидентов, то можно без труда увидеть: велико количество проектов, так сказать, «отчетных».

Так, например, в Тюмени из заявленных в 2016 году тридцати «серьезных промышленных предприятий», которые вот-вот начнут реализацию своих проектов, на двух парковых площадках региона действуют лишь десять резидентов. Но при этом власти региона отчитываются перед СМИ, что индустриальные парки полностью укомплектованы. Среди резидентов наиболее заметны компании с говорящими названиями «Ягоды-Плюс» и «Рост Гриб».

Но те же тюменские чиновники на всякий случай предусмотрительно не уточняют: получены ли от этой укомплектованности какие-то доходы в регио­нальный бюджет. Всего же, по данным «Агентства инфраструктурного развития Тюменской области», в регионе работают четыре крупные индустриальные площадки.

Или пример индустриально-парковой реальности из Бурятии. Губернатор Алексей Цыденов во время своего визита в местный (безымянный, кстати) промышленный парк как бы и не заметил, что большинство резидентов парка обслуживают только одну регио­нальную отрасль — обработку овечьей шерсти местной породы буубэй.

Может быть, поэтому во время этого визита губернатор подписал соглашение о реализации проекта с гарантированной бюджетной эффективностью — строительство ликероводочного завода (производительностью более 71 тыс. бутылок в сутки). Овцы овцами, в драйвер бурятского промышленного развития, вероятно, лежит пока в алкогольном секторе.

В Омский областной бюджет 2018 года заложено аж целых 25 млн руб­лей на реанимацию паркового проекта «Солнечный» (который стартовал в 2015 году, был заморожен в 2016-м и, возможно, будет снова возобновлен в 2018-м). Интересно, эти 25 млн руб­лей будут полностью потрачены на зарплату чиновникам инвестиционного блока? На подготовку всей инфраструктуры инпарка необходимо инвестировать порядка полутора миллиардов руб­лей. И власти региона ждут эти средства, как манну небесную. В полном объеме из федерального бюджета.

Прослеживается и еще один тренд. «Сибирская мода» — создание новых индустриальных площадок с использованием территорий целлюлозно-бумажных комбинатов (ЦБК). Так, в Иркутской области начали развивать парк «Байкальский» (прямо в 500 метрах от берега уникального озера Байкал, в экологической природной зоне), в состав которого в перспективе как раз и войдет часть земель закрытого в 2013 году ЦБК. Кстати, на другой части ЦБК по распоряжению Правительства должен быть открыт экспоцентр «Заповедники России». Соседство, мягко говоря, неочевидное...

А вот Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат (площадь нового промышленного освоения — около 100 гектаров) недавно приобретен новым инвестором — «Ланта-банком». У хозяев этого банка новосибирские корни, но инвестировать в «материнский регион» банкиры, видимо, традиционно стесняются.

Кстати говоря, в моногороде Усолье-Сибирское Иркутской области активизируют деятельность инпарка (его в регионе еще называют и технопарком), в котором планируется собрать представителей молодежного предпринимательства. Наверное, в том числе поэтому Усолье-Сибирское внесено в бизнес-навигатор — проект федеральной Корпорации «МСП». Для региона эту новость можно отнести к разряду важных.

В Кемеровской области наконец принят закон об индустриальных парках. Теперь здесь, вероятно, с новым упорством поработают над тремя индустриальными парками: «Западный» в Новокузнецке (на базе вагоностроительного завода) и в городе Калтан (только проектируется).

Наибольший поток информации в Кузбассе формируется вокруг индустриального парка «Западный», который по обещаниям управляющей компании начнет свою активную жизнь в начале 2018 года. Якорным арендатором стала компания «Кузбасский скарабей», производящая картон из макулатуры. Так что, судя по всему, основная идея парка «Западный» — это сортировка мусора и сопутствующая деятельность рядом с полигоном ТБО.

Опережающее развитие инженерной и дорожной инфраструктуры, участие в стартовом продвижении признанных экспертов-практиков и взвешенная информационная компания для инвесторов. Все это стало причиной того, что еще в бытность губернатора Василия Юрченко в Новосибирской области был создан эффективный парковый комплекс. Традиционно наиболее весомой частью этого комплекса выглядит новосибирский ПЛП.

Ведь в самом начале своей активной деятельности ПЛП получил правильный и мощный административный импульс. Это движение не смогли остановить даже многомесячные проверки, псевдо-уголовные скандалы и вопросительные депутатские стоны из разряда «где деньги, Зин?»

После недавней ротации губернаторов в ряде сибирских регионов давление на Промышленно-логистический парк ослабло. И теперь важно, чтобы у нынешних руководителей региона хватило терпения и компетенций раскрыть потенциал индустриального парка и вывести его на проектные мощности. Тогда и налоговые поступления от объектов новой индустриализации появятся, и количество рабочих мест будет стабильно расти. Такой подход можно будет назвать стратегическим...

Лидерство Новосибирского Промышленно-логистического парка актуально и по нынешний день, хотя в последние года два его успехи весьма скромны, количество резидентов не увеличилось, а даже несколько сократилось, сейчас их 13. И налоговые поступления все еще крайне невелики — порядка 150 млн руб­лей по итогам 2017 года. Единственное, что стоит отметить: из 112 действующих в России индустриальных парков только семь, в том числе Новосибирский ПЛП, получили право на субсидирование со стороны Минпромторга РФ. Словом, ажиотаж вокруг ПЛП поутих, и сейчас от него вообще ничего не ждут.

Да и во время форума InPark-2017 было подписано только одно соглашение с потенциальным инвестором (который вдруг неожиданно «на разрыв аорты» отважился стартовать с инвестиционными проектами одновременно в Новосибирской и Тульской областях).

В лучшие же годы продуктивных соглашений в ходе форумов InPark подписывалось чуть ли не с десяток. Но, тем не менее, невозможно не признать: от новосибирского форума InPark «опылилось» довольно много операторов новой индустриализации и в регионе, и в России. Практически все индустриальные парковые проекты в сибирском регионе получили импульс развития благодаря идеям и дискуссиям на первых форумах InPark. Не говоря уже о локальных проектах, таких как индустриальный парк «Восточный» в Новосибирске. Руководитель Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛ) Сергей Максимов традиционно, несколько лет подряд был участником и спикером форума InPark. Может быть, поэтому он смог «упаковать» идею создания частного промышленно-логистического парка «Восточный». Хотя, конечно, в полной мере назвать это инпарком все-таки нельзя. Это  инициатива по созданию, скорее, центра общего пользования.

 08-03.jpg business71.ru
business71.ru

Но предложение Сергея Максимова все равно уникально, потому что инфраструктурой инпарка «Восточный» будут пользоваться компании, конкурирующие между собой на местном рынке логистических услуг. Но зато индустриальный парк поможет им в борьбе с инорегио­нальными и международными игроками рынка.

Еще один пример — «Новосибирский электровозоремонтный завод» (НЭРЗ), где осенью прошедшего года за счет средств холдинга «Синара — Транспортные машины» (СТМ) оборудовали и открыли цех электроники. Эта площадка будет использоваться в качестве специализированного индустриального парка или центра совместного пользования. Здесь подрядчики СТМ в случае необходимости смогут проводить испытания оборудования на реальном производстве, а не на тренировочных стендах.

Вот что об этом говорит Виктор Леш, генеральный директор холдинга СТМ: «Для выполнения совместных производственных задач мы готовы работать с теми коллегами, которые производят для НЭРЗ аппаратуру, приборы и системы, отвечающие за безопасность движения и управляющие ключевыми устройствами и блоками электровозов. Таким образом, мы снижаем логистические затраты и повышаем оперативность в работе. Для нас это важная часть оптимизации технологических процессов. И, соответственно, важное условие ритмичной работы предприятия».

Свои специфические перспективы есть и у еще одного регио­нального инпарка «Новосиб» (тем более с таким-то якорным резидентом — «Патронным заводом»). В этом парке есть место для 170 компаний — пользователей инфраструктуры с общей численностью сотрудников около 5 тыс. человек. Довольно убедительно выглядит также инпарк, переформатируемый из новосибирского завода «Экран».

Но на данный момент и «Новосиб», и «Экран» — проекты, потенциальная успешность которых основана, прежде всего, на максимальном заполнении заводских площадей арендаторами (преимущественно из числа малого и среднего бизнеса). Так что индустриальная тема тут пока что подменяется темой коммунальной (собственникам инпарков надо же как-то окупать избыточную инфраструктуру, сохранившую свою работоспособность еще с советских времен).

Но Агентство инвестиционного развития (АИР) Новосибирской области и такую ситуацию использует для формирования своей отчетности....

Кстати говоря, в самом АИР считают, что в Новосибирской области есть еще 40 территорий, пригодных для размещения новых индустриальных производств. Может быть, именно поэтому новосибирское инпарковое лидерство пока еще не подлежит сомнению.

Индустриальные парки — это комплексный инструмент инвестиционного инжиниринга регио­нальной экономики.

Ведь при осуществлении индустриально-парковых проектов грамотные руководители субъектов в полной мере задействуют инвестиции как финансовые, так и нефинансовые (инвестиции времени, организационные и коммуникационные инвестиции). Ведь именно через идеологию индустриальных парков можно эффективно капитализировать ресурсы регио­нальных экономик.