Good Line — лидер регионального интернет-рынка Кузбасса — в последние годы занимается не только предоставлением Интернета и телевидения, но и разработкой мобильных приложений. К примеру, ее проект «Цифровой город» объединил сразу несколько решений для ЖКХ. Курирует его исполнительный директор Good Line Дмитрий Осипов.
— Начнем с того, что цифрового ЖКХ до сих пор не было, — говорит Дмитрий, — но скоро оно появится. По-другому просто не может быть. Логика на этом рынке простая: или ты остаешься динозавром и вымираешь, или благополучно живешь, потому что развиваешься.
Изменить философию — это бесплатно
На Западе сотни разработчиков создают софт для компаний, управляющих недвижимостью. В России же при упоминании технологий в ЖКХ чаще всего говорят о программе начисления платежей за коммунальные услуги. Остальная работа управляющих компаний проходит «в тетрадках»: сюда диспетчеры записывают вызовы, а мастера и слесари расписываются за выполненные наряды. Такими управляющими компаниями мы, жильцы, привыкли быть недовольны. Привыкли дозваниваться, жаловаться и думать, что ничего не изменить — сфера такая. Думает так и руководство самих УК, работая по старинке и оценивая эффективность своей работы по количеству штрафов Госжилинспекции.
— Управляющим компаниям надо, в первую очередь, изменить собственную философию, — считает Дмитрий Осипов. — Ведь ЖКХ — это бизнес. У него есть клиент — жилец, который платит за полученные услуги. Здесь компания Good Line как интернет-провайдер работает по тем же принципам, что и УК: все наши идеи крутятся вокруг потребителя. И мы считаем, что наш опыт может быть полезен коммунальщикам.
В чем уникальность этого опыта? 15 лет назад в Кузбассе было несколько вполне благополучных местных операторов связи — и в крупных городах, и в мелких. Они предоставляли услуги Интернета и телевидения.
— Сегодня из местных остались только мы, остальные — федеральные компании, — говорит Дмитрий Осипов. — Все это произошло на наших глазах. Так будет на любом рынке. Всегда побеждают те, кто используют новые технологичные решения, оптимизируют бизнес-процессы, слышат своих клиентов.
Автоматизация — это вопрос не денег и не нового дорогого оборудования. Главное — изменить бизнес-процессы, наладить обратную связь с клиентом, чтобы понять, хорошо ты работаешь или нет. Пока коммуникация между заказчиком услуг и исполнителем практически отсутствует, констатирует руководитель телеком-компании.
— Мы провели исследование и выяснили, что в месяц в управляющую компанию поступает столько звонков, сколько жильцов в домах этой УК. И примерно 45 процентов из этих обращений остается без ответа. Другой пример: УК построила в одном из дворов каток, но не представляет, кто там катается и катается ли вообще, — рассказывает исполнительный директор Good Line. — И таких примеров много.
Проще — значит, комфортнее
Решения Good Line, с одной стороны, упрощают работу УК, с другой — делают жизнь «человека из многоэтажки» более комфортной. Технически для УК это выглядит как рабочая платформа, а для жильца — простое мобильное приложение. Уже сегодня жители двух жилых районов — Лесная Поляна и Кедровка — передают показания счетчиков и оплачивают услуги ЖКХ одной кнопкой через мобильное приложение «ЖКХ Кемерово». Для УК вопрос автоматической передачи данных с общедомовых приборов учета Good Line решает с помощью технологии LoRa VAN.
«Умный домофон» позволяет жильцу открывать дверь дистанционно, даже когда его нет дома. Информация о том, что к вам пришли, передается на мобильный телефон. Похожее решение разработано для дворовых шлагбаумов.
Все чаще у жителей многоквартирных домов востребованы камеры наблюдения во дворах. Изображение с них доступно в мобильном телефоне пользователя. Важная функция — доступ к архиву видео. Также камеры работают на распознавание свободных парковочных мест. Суть его в мгновенной передаче изображения с парковки возле дома в телефон жильца. Если парковка большая или расположена с разных сторон дома, то пользователь может оперативно посмотреть все площадки, чтобы понимать, куда ему ехать. Это же решение может заинтересовать владельцев бизнес-центров.
— Жизнь продукта начинается с создания версии, которая закрывает какую-то проблему. Люди начинают ею пользоваться, выявляют недочеты, особенности, дают обратную связь — так продукт изменяется, совершенствуется. Только так он эволюционно развивается, — рассказывает Дмитрий Осипов. — Наши продукты уже тестируются в офисе Good Line и в ряде домов Кемерова.
В телеком-компании уверены, что в Кузбассе есть коммунальщики, которые хотят совершенствовать свой бизнес, менять формат общения с клиентами и внедрять цифровые технологии.