Уже не голод

Влад Стрельников
29 января 2018, 00:00

Рынок IT-услуг сменил модель развития, телеком-компании уже не столько занимаются расширением своих сетей, сколько удержанием абонентов за счет современных сервисов. В условиях насыщения рынка конкурировать приходится не наличием, а качеством и удобством использования

 

Пробить потолок

 

Согласно данным «ТМТ Консалтинг», по итогам III квартала 2017 года количество абонентов широкополосного доступа в Интернет в сегменте частных лиц в России составило 32,2 млн, что на 0,8% больше, чем в предыдущем квартале, и на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (АППГ). Таким образом, прирост абонентской базы интернет-провайдеров в России за последний год был совсем небольшим. Проникновение на рынке к октябрю 2017 года составило порядка 58%. Объем рынка достиг 33,1 млрд руб­лей, средний счет на абонента (ARPU) составил 344 руб­лей против 338 руб­лей в третьем квартале 2016 года.

Аналитики отмечают, что значительный рост ARPU затрудняет высокая конкуренция, которая сказалась и на сибирском рынке, где весь 2017 год федеральные компании осуществляли экспансию, преимущественно путем поглощения местных игроков.

Особенно на этом поприще отличился пермский «ЭР-Телеком Холдинг», работающий под брендами «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес». В начале прошлого года холдинг приобрел в Новосибирске компанию «Новотелеком (бренды «Электронный город» и «Электронный город Бизнес»). По некоторым данным, стоимость сделки могла составить порядка 3 млрд руб­лей.

Уже в нынешнем году «ЭР-Телеком Холдинг» подал ходатайства в ФАС о приобретении 100% сразу трех иркутских операторов связи — ООО «Авиком», ООО «Телесистема «Астра» и ООО «Теленэт Усолье-Сибирское». Ранее в том же городе им был приобретен «Мегаполис-Телеком».

В Томске группа обзавелась сразу тремя местными операторами: Томская телекоммуникационная компания, «Томтел» и «Городские интернет-сети». Соответствующее ходатайство о покупке ФАС удовлетворила в сентябре 2017 года.

Крупнейший в России оператор «Ростелеком» пока не обозначился значимыми сделками по Сибири, однако ожидают, что компания наверстает свое в 2018 году. Так, в январе этого года появилась информация о том, что дочка ПАО «Ростелеком» — ПАО «Башинформсвязь», получила одобрение ФАС на покупку стопроцентной долей АО «Авантел», работающего в b2b-сегменте. Сделка еще не завершена, поэтому в «Ростелекоме» пока не комментируют ситуацию.

В процесс поглощения сибирских провайдеров намерена включиться и компания МТС, которая в 2017 году подавала заявку на покупку группы компаний «Стрела Телеком» (объединяет ряд регио­нальных операторов кабельного телевидения и широкополосного доступа в Интернет).

На этом фоне независимые эксперты пророчат полное исчезновение местных игроков с рынка.

 17-02.jpg

«Многие из оставшихся регио­нальных компаний основаны 10–20 лет назад. Многие собственники уже устали от бизнеса и планируют выйти из него. В то же время крупные федеральные компании уперлись в потолок роста, тогда как акционеры требуют прежних высоких темпов роста. В этой ситуации рынок сам приходит к консолидации. Думаю, в ближайшие пять лет все регио­нальные игроки вольются в состав федеральных операторов связи», — отмечает экс-топ-менеджер одного из новосибирских провайдеров Сергей Вепренцев.

 

Одного Интернета мало

 

Пока провайдеры продолжают бороться за свое место в сибирских домохозяйствах. Одним из главных критериев в этой борьбе по-прежнему является цена. По наблюдениям экспертов «ТМТ Консалтинг», из тарифных сеток провайдеров исчезают бюджетные низкоскоростные предложения. Еще год-два назад пользователь мог заходить в Интернет за 300 руб­лей в месяц. На нынешний день минимальный тариф составляет уже 400 руб­лей. Провайдеры повышают стоимость Интернета вместе с его скоростью. С другой стороны, эта политика не оказала сильного влияния на ARPU, который за год в масштабе страны вырос незначительно. По мнению аналитиков, показатель октября 2017 года мог бы быть выше 344 руб­лей, если бы не различные промо-акции со стороны крупных игроков. Например, «Ростелеком» снижает тарифы на домашний Интернет при подключении мобильной связи. У небольших регио­нальных операторов возможности снижать цены нет, поэтому они находятся в менее выигрышном положении.

Другой метод борьбы за абонента — повышение качества и расширение списка сервисных услуг. Один Интернет как таковой уже давно никто не предлагает. На рынке все более востребованными становятся пакеты минимум из двух-трех услуг. Первооткрывателем в этом направлении, с большой долей вероятности, можно назвать «Ростелеком», который еще несколько лет назад стал предлагать своим абонентам не просто Интернет, а пакет услуг «Три в одном» («Домашний Интернет», «Интерактивное телевидение» и «Домашний телефон»). Причем все эти услуги заходят в дом по одному кабелю. Чуть позже данную идею подхватили другие провайдеры. Теперь один Интернет уже мало кого интересует, поэтому в базовом пакете провайдеров часто есть уже не только Интернет, но и телевидение. Цифровая телефония, как утверждает заместитель директора компании «Томика» (города Томск и Северск) Игорь Макаренко, также предлагается операторами, но на данном этапе она более востребована на рынке b2b.

Широкие возможности открываются сегодняшнему пользователю Интернета в личном кабинете на сайте провайдера. Каких услуг здесь только нет. Можно сменить тариф, принять участие в различных акциях, загрузить различные приложения, в том числе лицензионные ПО, защищающие компьютер от вирусов, заплатить за коммунальные услуги, не выходя из дома, и многое другое.

Отдельно следует сказать об Интернете вещей, который также получил развитие в последнее время.

«Пока здесь провайдеры конкурируют со сторонними сервисами, — считает Сергей Вепренцев. — Так, например, продвинутые пользователи уже сами оборудовали квартиры такими технологиями, как датчики охраны, датчики температуры, охранные видеокамеры, дистанционно управляемые роботы-пылесосы и прочее. Благодаря производителям оборудования сейчас установка гаджетов существенно упростилась и требует минимальных технических знаний. Провайдеры начинают отставать от скорости производства и внедрения гаджетов Интернета вещей. Это открывает новые рынки для компаний, которые будут работать с абонентами провайдеров, не являясь при этом самими провайдерами».

Определенные шаги в этом направлении делает «Новотелеком» (теперь уже под началом «ЭР-Телеком Холдинг»), который в 2017 году приобрел компанию «Домофон Сити». Уже к концу прошлого года компания оснастила целый ряд домов в Новосибирске «умными» домофонами.

Как рассказал руководитель службы управления брендом «Электронный город» (бренд «Новотелекома») Дмитрий Мишин, разработка и внедрение новых продуктов, в том числе мобильных приложений с элементами «Умного дома», — одно из основных направлений в работе компании.

Согласно информации, предоставленной провайдером, уже разработаны и запущены мобильные сервисы с элементами «умного дома», они позволяют управлять телеэфиром и контентом, в том числе и с помощью голосовых команд.

В 2018 году компания планирует активно развивать направление «Умные домофоны» — сервис, который делает возможным управление домофоном со смартфона.

В этом же направлении — мобильных решений в сфере ЖКХ и городской жизни — активно движется и еще один регио­нальный сибирский оператор — компания Good Line из Кемерово. «Наша цель — цифровизировать максимальное количество будничных процессов горожанина. Мобильные приложения позволяют получить доступ к городским и коммунальным услугам без посредников, сэкономить нервы и время», — говорит исполнительный директор компании Good Line Дмитрий Осипов.

По его словам компания уже объединила несколько мобильных решений в проект «Цифровой город» и не собирается останавливаться на достигнутом. «Приложение для передачи показаний и оплаты услуг ЖКХ уже работает, в разработке находятся доставка продуктов из супермаркетов, запись к врачу, система по распознаванию свободных парковочных мест», — рассказывает руководитель Good Line.

Примечательно, что свои услуги кемеровский провайдер предлагает не только жильцам, но и управляющим компаниям. В этом случае речь идет о пакетах, включающих услуги от камер наружного наблюдения, изображение с которых доступно в телефоне жителей, до «Умных домофонов».

«Мы ориентируемся не только на расширение клиентской базы, но и на самое новое и интересное в сфере городского благоустройства. Тренды таковы, что технологии все больше приходят в домохозяйства, в жилые комплексы, и на Западе люди все чаще покупают или арендуют жилье, выбирая его по критериям технологичности и благоустройства территории», — резюмирует Дмитрий Осипов.

Стоит отметить, что все эти «Умные домофоны», камеры наблюдения, подключенные к смартфону — лишь малая часть тех возможностей, которые таит в себе более развернутое решение — услуга «Умный дом». Помимо упомянутых функций она включает в себя еще и установку различных датчиков, следящих за состоянием в помещении (датчики дыма, датчики движения, датчики открытия дверей и окон, датчики утечки воды и прочее). Однако провайдеров, предлагающих такой комплект, немного, а реализовавших его хотя бы на одном объекте в полном объеме и вовсе сложно найти.

«Как такового полноценного «Умного дома» еще ни одна компания в мире не сделала, — пояснил Игорь Макаренко («Томика»). — «Умный дом» — это не просто, когда у тебя есть датчики видеонаблюдения или температурного режима, это искусственный интеллект, который подстраивается под тебя. Он запоминает все привычки хозяина и, когда тот заходит в дом, опознает его, самостоятельно включает телевизор на любимый хозяином канал, настраивает кондиционер на привычную именно ему температуру и прочее».

Пока, по мнению большинства экспертов отрасли, проект «Умный дом» все еще остается идеалом, но с каждым годом появляется все больше датчиков и технических решений, которые позволяют их все объединить и обработать сигналы и даже наладить самообучение системы.

 17-03.jpg

 

Не владеть, а пользоваться

 

Таким образом, чтобы быть конкурентоспособным на рынке сегодня, нужно перестать быть просто «трубой» и дать абоненту больше, чем Интернет. Именно в этом направлении пойдет активное развитие рынка телеком-услуг в 2018 году, и важно будет не столько то, что предлагают провайдеры, сколько то, чего хотят от них сами абоненты.

«Во-первых, абонент ждет сегодня от провайдера соблюдение базовых параметров предоставления услуги: это качество и сервис, — говорит руководитель службы управления брендом «Электронный город» Дмитрий Мишин. — Ему важно, чтобы «все работало», чтобы при необходимости было просто дозвониться в call-центр. При этом цена не является определяющей при выборе провайдера. Во-вторых, возможность получать от своего провайдера не только Интернет или пакеты ТВ-каналов, но и дополнительные удобные сервисы».

Так, подведя итоги 2017 года в компании, «Томика» заметила особую заинтересованность абонентов — юридических лиц в цифровой телефонии, а также повышение доверия со стороны абонентов к различным облачным сервисам.

«Мы переходим от парадигмы владения к парадигме пользования. Тот же софт не покупаем, а арендуем на время. Все уходит в облака», — замечает заместитель директора компании «Томика» Игорь Макаренко.

«Сейчас на рынке интернет-провайдеров наблюдаются следующие тенденции: с одной стороны, в каждом доме и бизнес-центре уже есть три-пять провайдеров, что дает потребителю выбор. С другой стороны, сам Интернет стал commodity, аналогом электричества, когда, по сути, не важно, кто тебе его дает, главное, чтобы оно у тебя было, — рассуждает Сергей Вепренцев. — Одни операторы пользуются этим, работая с ценовыми акциями: если весь Интернет одинаковый, то зачем платить больше? Другие пытаются доказать, что Интернет все-таки разный, и здесь в силу вступает сервисная конкуренция — насколько качественно работает услуга. Причем качество — это не только раскрученная маркетологами скорость доступа. Если у вас огромная скорость доступа, но постоянно прерывается Skype, если у вас медленно устанавливаются приложения на гаджеты, если у вас время от времени зависает телевидение или ролики на YouTube — все это становится характеристикой уже не услуги, а провайдера».

Пока, по мнению независимого эксперта, только единицы провайдеров пришли к тому, что клиентами надо дорожить и удерживать их. Большая же часть работает «по старинке», когда рост определяется тем, что на каждых десять отключившихся пришло как минимум одиннадцать новых клиентов. Благодаря тому, что еще много потребителей, для которых «весь Интернет одинаковый», эта модель продолжает существовать.

При этом, отмечает Сергей Вепренцев, за последние три года на рынке не появилось новых массовых и востребованных сервисов от провайдеров, и в ближайшей перспективе их появление не предвидится.

 

Будут прореживать

 

Не стоит забывать и о такой тенденции, как слияние регио­нальных операторов с федеральными. Причем ожидать стоит поглощения или полного ухода с рынка в первую очередь тех местных провайдеров, которые работают преимущественно с физическими лицами. На рынке b2b ситуация обстоит иначе.

«Корпоративных клиентов в первую очередь интересует не цена, на которой играют федеральные провайдеры, а качество и оперативное решение возникших проблем, — утверждает Игорь Макаренко («Томика»). — Крупные компании работают с абонентами через call-центры, которые зачастую находятся за Уралом, а это неудобно. Местные провайдеры в этом смысле более оперативны, и это помогает им держаться на плаву».

«Мы считаем, что IT-компания должна следить за мировыми трендами, постоянно развиваться. Это тот случай, когда нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее», — считает исполнительный директор компании Good Line Дмитрий Осипов.

При этом топ-менеджер отмечает такую проблему регио­нальных IT-компаний, как нехватка квалифицированных разработчиков.

«К сожалению, отток в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные мегаполисы трудно остановить. Мы решаем эту проблему, самостоятельно подготавливая персонал для разработки приложений», — рассказывает он.

По мнению большинства экспертов телеком-рынка, в 2018 году ряды местных компаний значительно поредеют: федеральные игроки вряд ли умерят свои аппетиты и с большой долей вероятности продолжат процесс своего развития, наращивая телекоммуникационные активы с помощью поглощения регио­нальных провайдеров. И вопрос сейчас не в том, «продаться» или не продаваться, а в том, когда это лучше сделать. А от того, будут ли в портфеле услуг компании-продавца передовые цифровые решения и технологии, зависит лишь то, станет ли сделка «полюбовной» и приятной для обеих сторон, или придется просто на скорую руку «сдать базу».