Малый ставит на «цифру»

Игорь Степанов
12 февраля 2018, 00:00

Понимание российского малого и среднего бизнеса преимуществ от внедрения цифровых технологий пока отстает от реального их использования

Генеральные направления развития любого бизнеса едины — вне зависимости от его величины, геолокации, отраслевой специфики. Они определяются основной целью — получением прибыли — и всевозможными ограничениями политического, экономического и финансового характера. Это относится ко многим сферам бизнес-деятельности, в том числе и к внедрению современных цифровых и дистанционных технологий, позволяющих оптимизировать затраты и наращивать доходы — получая в итоге столь желанный рост прибыли.

«Конечные цели каждого собственника бизнеса различны, хотя и схожи, но, так или иначе, все преследуют возможность сокращения затрат и увеличение прибыли, оптимизацию процессов взаимодействия с клиентом и, как следствие, повышение лояльности и формирование конкурентных преимуществ», — конкретизирует заместитель директора Новосибирского филиала ФГУП «НТЦ «Атлас» Евгений Попантонопуло. Термин «цифровизация», он же «дигитализация», попыталась не так давно определить известная консалтинговая компания BostonConsulting Group, посчитав это процессом усвоения и внедрения цифровых технологий населением, бизнесом и обществом. Несмотря на молодость терминологии, сам процесс идет уже очень давно — сегодня трудно определить его начало, но условно его можно принять близким к периоду широкого внедрения в бизнес сети Интернет. Такое несоответствие самим процессам и сегодняшнему сверхповышенному вниманию к ним поневоле дает основание — возможно, с определенной долей паранойи — для предположения о доле мощной маркетинговой составляющей сегодняшних процессов.

Евгений Попантонопуло  12-02.jpg
Евгений Попантонопуло

Но как бы то ни было, внедрение цифровых и дистанционных технологий, приносящих бизнесу реальную прибыль — неоспоримая тенденция современности. По словам Евгения Попантонопуло, информационные технологии настолько сильно внедрились во все бизнес-процессы, что игнорировать цифровизацию бизнеса или наблюдать со стороны за ее развитием нельзя, и необходимо четко осознавать перспективы для бизнеса при внедрении новых технологий. Его слова подтверждают и независимые исследования последнего времени.

Так, по результатам совместного исследования Microsoft и Международной школы бизнеса Хальта на рынке малого и среднего бизнеса в Центральной и Восточной Европе (включая Россию), более 70% российских компаний уверены, что цифровизация обеспечивает гибкость, 85% согласны, что эти технологии позволяют экономить время на рутинных операциях и использовать его для решения стратегических задач. Однако, похоже, что «уверенность» и «согласие» не всегда перерастают в деловую практику. По данным того же исследования, облачные сервисы Microsoft использует 36% компаний МСБ, что существенно отличается от теоретического понимания. Безусловно, не Microsoft’ом одним живы облака — тем не менее, разрыв между готовностью к цифровизации и ее реальностью в отечественном бизнесе достаточно заметен. Тому свидетельство еще несколько цифр упомянутого доклада — почти 65% компаний малого и среднего бизнеса в России осознают необходимость цифровой трансформации, а в целом по Европе этот показатель составляет 50%. Вряд ли кого-то эта статистика введет в радостное заблуждение — не рискуя сильно ошибиться, можно предположить, что она говорит о более высокой доле зарубежных бизнесменов, уже осознавших и реально пользующихся благами цифровизации. Но, с другой стороны, отечественный потенциал в этой области выглядит более чем серьезно.

Лучшее, конечно, впереди

Александр Соловенчук 12-03.jpg
Александр Соловенчук
Подтверждение все более увеличивающегося интереса российских предпринимателей к использованию цифровых и дистанционных сервисов приводит директор филиала МТС в Новосибирской области Александр Соловенчук. По его сведениям, их востребованность достаточно высока — четверть предприятий МСБ в Новосибирской области уже используют бизнес-решения оператора в своей повседневной деятельности для оптимизации бизнес-процессов, а за год рост потребления таких решений составил более 20%. По словам руководителя новосибирского филиала, используя телеком-технологии, предприятия получают возможность быть оперативнее и при этом повышать эффективность работы сотрудников, а также сокращать операционные расходы, что повышает эффективность бизнеса в целом. «Одним из важнейших стимулов потребления телеком-сервисов компании называют сокращение издержек», — делится Александр Соловенчук информацией, полученной от своих клиентов.

Схожие оценки дают эксперты самых различных сфер деятельности. Так, директор по массовому бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Максим Куракулов видит, что важным драйвером в развитии малого бизнеса является взрывное проникновение Интернета в виде социальных сетей, коммуникационных и видеосервисов в жизнь обычных людей. «Это позволяет использовать новые инструменты продвижения самому малому бизнесу», — объясняет он свой взгляд. По мнению банкира, мы присутствуем при том, что в бизнес активно входит поколение Y — которое не обременено советским наследием, которое воспитано уже в другой стране, которое стремиться открывать свой бизнес, которое глубоко вовлечено в современные технологии.

Надо заметить, что Максим Куракулов кратко описал классический маркетинговый ход проникновения бизнеса в существующие, но не им созданные информационные каналы. Фактически грамотный маркетинг, помноженный на цифровые технологии, дает возможность трансформировать потребительские информационные сети («домашний Интернет») в эффективные каналы продаж. Такой пример лишний раз подчеркивает, что наибольшего бизнес-эффекта от внедрения цифровых технологий можно достичь с помощью их синергетического сочетания с другими направлениями развития.

Сергей Соколов 12-04.jpg
Сергей Соколов
Но это понимают не только начинающие бизнесмены «новой волны». Председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов уверен, что даже те предприниматели, которые занимаются бизнесом 15–20 лет и уже имеют устойчивые каналы сбыта и продвижения продукции, сегодня делают ставку на современные цифровые дистанционные технологии в привлечении новых потребителей.

«Я лично знаком с людьми, кто смог переориентировать схему бизнеса, и теперь более 80 процентов всех продаж осуществляется через социальные сети. И это притом, что ранее была сделана ставка на собственный интернет-магазин», — подтверждает Евгений Попантонопуло.

Прививка от хайпа

Безусловно, и у впереди идущих коллег — как за близкими рубежами, так и за далекими океанами — не любые новации приносят успех. И им приходится время от времени возвращаться на прежние позиции и начинать движение заново уже при помощи других драйверов. Так что у российского малого и среднего бизнеса зачастую есть возможность заранее оценить реальную пользу того или иного нововведения, прежде чем внедрять его у себя. В какой-то степени это позволяет избежать разового эффекта от очередного подвернувшегося хайпа, ориентируясь на продукты долгосрочного результата.

Но пока, по мнению ранее упомянутых исследователей Microsoft и Международной школы бизнеса Хальта, российские и зарубежные предприниматели схожи в оценках перспективных направлений цифровизации, что позволяет надеяться на верность выбираемого ими пути. Так, опрошенные бизнесмены России и Европы были практически единодушны в выборе основных векторов развития цифровых бизнес-технологий: это автоматизация бизнес-процессов (34% в России, 23% в Европе), использование предиктивной (предсказательной) аналитики для развития бизнеса (29% в России, 20% в Европе), новые подходы и каналы для взаимодействия с клиентами (28% в России, 24% в Европе). Интересно, что российские бизнесмены уделяют повышенное внимание внедрению инноваций непосредственно в бизнес-процессы (19% в России, 12% в Европе), что только подтверждает тезис не только о высоком потенциале роста цифровизации отечественного МСБ, но и о его экономических амбициях.

Переходя от статистики к практике, Александр Соловенчук перечисляет современные телекоммуникационные инструменты для малого и среднего бизнеса — например, автоматизация управления транспортной компанией, комплекс телеком-услуг для застройщиков, решения для предприятий торговли, охранных предприятий, таксомоторных парков и диспетчерских и т.д. «Эти услуги позволяют решать буквально весь спектр бизнес-задач — от мониторинга автотранспорта и координации сотрудников до сбора информации с объектов и эффективных коммуникаций с покупателями», — утверж­дает директор филиала телекоммуникационной компании.

Людмила Глушкова 12-05.jpg
Людмила Глушкова
Расширяющийся ареал внедрения цифровых технологий в малый и средний бизнес наблюдают и представители финансового сектора. Так, заместитель генерального директора Банка «Левобережный» Людмила Глушкова видит, что в последнее время многие компании уделяют больше внимания новым и эффективным решениям по оптимизации структуры бизнеса. «Портрет» компаний сектора МСБ за последние 3–4 года изменился: сейчас все больше представителей МСБ ведут свой учет в специализированных программах, возросла финансовая грамотность представителей МСБ», — говорит банкир.

«Современный рынок IT насыщен различными программными средствами, которые должны способствовать решению задач в рамках цифровизации бизнеса. Стоимость таких решений, как правило, зависит от объема решаемых задач и проработанности реализованных в них бизнес-процессов», — переходит Евгений Попантонопуло к экономической стороне внедрения современных технологий. По его словам, сегодня, как правило, малый бизнес выбирает облачные решения — такой подход позволяет снизить затраты на внедрение и использование.

Наблюдает «облачные» тенденции и Сергей Соколов: классические офисные, складские, производственные площади заменяются онлайн-площадками, уходом в облака. «Это новый тренд, и он повлек за собой еще один — повышенное внимание к информационной безопасности, защите коммерческой информации», — обращает внимание председатель регио­нального объединения бизнесменов. С ним согласен и Евгений Попантонопуло, который говорит о возросшем интересе малого и среднего бизнеса к вопросам информационной безопасности. «Внедряя новые технологии в производственный процесс, создавая информационные системы для взаимодействия с партнерами и клиентами, собственники бизнеса начинают вкладывать средства в антивирусы, средства защиты от различных атак», — отмечает он одну из особенностей цифровизации по-российски. И, похоже, это как раз та сфера, которой отечественные бизнесмены придают заметно большее значения, чем их зарубежные коллеги — то же исследование Microsoft&Хальт показывает десятипроцентное превышение (29% в России, 19% в Европе) озабоченности россиян, нежели европейцев корректной работой с данными клиентов и их сохранности. Не перерастет ли это в конкурентное преимущество российского бизнеса?

 12-06.jpg

Экономика vs цифровизация?

Однако, спускаясь с облаков на землю, стоит признать: неоспоримые преимущества цифровизации российский бизнес сможет ощутить лишь в комфортной деловой среде. А на эту среду, к сожалению, мало распространяется прогрессивное влияние современных технологий — будь то программное обеспечение, телекоммуникации или Big Data. Заметный разрыв в пользу российского бизнеса в понимании необходимости внедрения цифровых и дистанционных методов анализа, обработки и передачи данных при столь же явном отставании в конкретном внедрении может быть объяснен не только — и не столько — меньшей доступностью IT-решений, но неуверенностью бизнеса в своем собственном будущем. Да, у компаний МСБ есть видение достижения и наращивания бизнес-результатов при использовании продукты Индустрии 4.0 — но недостаточно понимания той стабильности бизнес-среды, которая позволит получить долгосрочные, а не сиюминутные результаты вложений в цифровые технологии.

Сергей Соколов замечает «усталость бизнеса», «чемоданное» настроение многих его собственников. По его наблюдениям, снижение общих темпов роста заметно сказывается на настроении бизнеса, при этом оптимизм испытывают немногие. «Да и с кадрами ситуация печальная — из Сибири уезжают люди высококвалифицированные, с опытом работы. Оставшиеся кадры становятся еще дороже — поэтому многие сейчас задумываются о выращивании своих кадров, но при этом есть и риски утраты уже обученных кадров», — поднимает Сергей Соколов еще одну проблему перехода к цифровой экономике. В такой ситуации трудно рассчитывать на обширные инвестиции бизнесменов в долгосрочные высокотехнологичные проекты, которые с каждым днем все больше и больше связаны с цифровизацией.

Но оптимизм российского бизнеса до конца неистребим. Председатель Новосибирского областного отделения. «ОПОРА РОССИИ» отмечает, что МСБ все же готов вкладываться и в технологии, и в кадры. «Даже при сегодняшних курсах, валютной нестабильности многие отдают последнюю рубаху, но приобретают современное производительное оборудование. Для них это новый ступень роста прибыли — и я не видел тех, которые бы об этом пожалел», — оставляет Сергей Соколов надежду на технологическое развитие отечественного предпринимательства.

Тему кадрового дефицита подхватывает Евгений Попантонопуло. «Конечно же, малый бизнес не может в полной мере обеспечить свое функционирование в рамках цифровой экономики. Ограничивающими факторами являются финансы, которые необходимо привлечь или изъять из оборота, а также специалисты новой экономики, которых на рынке труда всегда не хватает», — рассуждает заместитель директора Новосибирского филиала ФГУП «НТЦ «Атлас» о препятствиях на пути развития бизнеса. Он видит решение в государственном стимулировании перехода бизнеса к цифровой экономике — такая поддержка может выражаться, как в финансовой составляющей, в виде компенсации части затрат на обучение сотрудников малого бизнеса, а также в переработке образовательных стандартов высшего и среднего профессио­нального образования под современные потребности бизнеса и рынка.

Проблемы цифровизации — по крайней мере, на словах — уже осознаны и властными структурами. Даже в недавнем приветствии президента Владимира Путина IX Гайдаровскому форуму слова «кадры» и «цифровизация» были разделены всего одной запятой.

Хочется верить, что скорее рано, чем поздно, не только к бизнесу, но и на все возможные уровни придет полное понимание: цифровизация не может поднять экономику, но и экономике без цифровизации не подняться.