Джентльменские механизмы прозрачности

Наталья Кобец
12 марта 2018, 00:00

Электросетевой комплекс России решает ту же задачу, что и другие отрасли энергетики: как привлечь деньги. После введения механизма альтернативной котельной в тепловой генерации появилась надежда, что аналогичные механизмы заработают везде

Громко о долгосрочных тарифах в электросетевом хозяйстве заговорили совсем недавно, и самый заметный голос в этом обсуждении — нового генерального директора ПАО «Россети» Павла Ливинского. Крупнейший сетевой оператор презентовал глобальную программу модернизации сетей стоимостью более триллиона руб­лей. Речь идет о принципиальном изменении отрасли — переводе сетевого хозяйства на интеллектуальное цифровое управление. Это позволит снизить затраты на обслуживание сетей, повысить их надежность и обеспечить гибкую управляемость.

— Мы сейчас не видим конечного потребителя, — рассуждает генеральный директор МРСК Сибири, дочерней структуры «Россетей», Виталий Иванов, — интеллектуальные системы учета на сетях и цифровые технологии управления позволят нам понимать, что происходит у потребителя, и быстрее реагировать на сбои и аварийные ситуации.

«Умные» сети ведут самодиагностику и обладают системой восстановления, интеллектуальные технологии обработки и передачи данных позволят снизить эксплуатационные затраты на 30% — при условии их массового внедрения. По крайней мере, такие данные были представлены президенту России во время его визита в офис «Россетей».

«Цифра» позволяет экономить

Первая в стране цифровая электроподстанция появилась в ноябре под Красноярском, ее торжественное открытие символично состоялось в День энергетика. Управляет объектом МРСК Сибири. Как заявили в компании, несмотря на использование дорогостоящей интеллектуальной техники, цифровая подстанция оказалась на 5% дешевле традиционного аналога. При этом речь пока идет о «штучном» проекте. В «массовой» версии экономия только на строительстве ожидается большей.

Фактически вместо значительного количества громоздкого оборудования, разнородных технических устройств, соединенных кабельными линиями, подстанция представляет собой серверную, куда стекается информация из различных источников. И для того, чтобы управлять системой, совершенно не обязательно держать дежурную смену непосредственно на станции.

По расчетам «Россетей», чтобы к 2030 году перевести свое хозяйство на «цифру», компании понадобится 1,3 триллиона руб­лей. И один из главных вопросов — где их взять? Примерно треть этой суммы оператор возьмет в инвестпрограммах, остальные деньги придется искать во внешней среде — за счет привлечения банковских кредитов или сторонних инвесторов.

Инвестора, по большому счету, волнует только одно: перспектива возвращения вложенных денег в разумные сроки. Один из ключевых показателей привлекательности компании — ее эффективность. Снижение эксплуатационных затрат, снижение себестоимости услуг и повышение их качества — девиз всех сетевых компаний страны и минимально необходимые условия их выживания сейчас.

Бремя компенсаций

На сегодняшний момент отношения в энергосистеме после реформы выглядят следующим образом. Генератор выработал электричество, продал на рынке и отдал в сеть. Энергосбыт снял показания приборов учета и на их основании выставил потребителю счет. Разница между объемом электро­энергии, поступившей в сеть от генератора, и количеством, которое получил (выбрал) потребитель, ложится на сетевую компанию. И, как правило, это очень серьезные деньги.

Причины возникновения потерь различны. Во-первых, это технология: чем длиннее плечо между генератором и потребителем, тем больше электричества теряется при прохождении через сети и систему повышающих и понижающих подстанций. Во-вторых, состояние сетей и оборудования, которое нельзя назвать блестящим. Степень износа в среднем по стране на распределительных сетях приближается к 70%, магистральные сети находятся в значительно лучшем состоянии.

Но все же главный «источник зла» — это так называемые коммерческие потери, то есть хищения электроэнергии. В общем объеме потерь их доля может достигать и 90%. И если технологические потери учитываются в тарифе, то коммерческие ложатся на убытки компаний. Та же МРСК Сибири, снизив по итогам года потери «всего» на полпроцента, сэкономила более 600 миллионов рублей.

— В 2017 году мы вынуждены были направить на компенсацию потерь в сетях МРСК Сибири более 10 миллиардов руб­лей. Для сравнения, инвестиционная программа компании в минувшем году составила 8 миллиардов руб­лей, — говорит глава компании Виталий Иванов.

— Технологические потери — это меньшее зло, — считает директор по развитию и технологическим присоединениям Иркутской электросетевой компании Евгений Вечканов. — Их объем невелик и укладывается в нормативные показатели за исключением отдельных фидеров. Борьба с коммерческими потерями играет ключевую роль в повышении эффективности работы компании.

 22-02.jpg

Простор для творчества

Выявление хищений — занятие довольно творческое и требует от компаний определенной гибкости. Скажем, одна из специфических проблем Иркутской области — малый бизнес, замаскированный под частных потребителей, например, особняки, фактически использующиеся как туристические базы и гостиницы. Таких потребителей называют «нарушителями тарифного статуса». Выявить нарушение, оформить его документально, провести через судебные инстанции — задача, не имеющая единого универсального алгоритма. Существенно ограничивает энергетиков и законодатель, обязывая предупреждать о проверке, отчего она теряет всяческий смысл.

— Мы уже вносили свои предложения по изменению законодательства в сфере борьбы с хищениями электроэнергии, но пока они не были услышаны, — говорит Евгений Вечканов. — Хотя даже в такой странной ситуации мы проводим рейды, передаем материалы на возбуждение административных и уголовных дел. 30 процентов от выявленного бездоговорного потребления нам взыскивать удается.

Другая стратегическая задача сетевых компаний — увеличение полезного отпуска за счет привлечения новых потребителей. В Иркутской электросетевой компании, например, видят огромный потенциал в фирмах по производству криптовалют.

— Мы считаем майнинговые фермы очень интересными субъектами рынка, — говорит Евгений Вечканов. — Они нуждаются в большом объеме электроэнергии и надежном канале ее поступления. Это наши клиенты.

В ожидании закона

Цифровизация сети предполагает решение в том числе и проблемы хищений: тотальная установка интеллектуальных систем учета заставит потребителей стать более дисциплинированными. Однако такие системы в масштабах электросетей сибирского региона требуют значительных инвестиций.

Пока в законодательстве не случилось масштабных изменений, сетевые компании нашли временное решение — энергосервисные контракты. Компания обязуется внедрить энергосберегающие технологии и получает право возмещать свои затраты за счет снижения эксплуатационных расходов, оставляя себе разницу. Однако, как это часто бывает в России, нормативная база для таких контрактов имеет много дыр и недоговоренностей, а значит, в любой момент что-то может пойти не так.

МРСК Сибири решила выйти на другой уровень — договариваться о правилах игры не с муниципалитетами, а сразу с регионом, однако в компании признают, что уровень договоренностей еще не дает гарантий того, что они не будут в один момент пересмотрены.

 — Мы понимаем, что такого рода договоренности во многом являются джентльменскими и несут для нас определенные риски, — говорит генеральный директор МРСК Сибири Виталий Иванов. — Надеемся, что уже в третьем квартале текущего года мы получим законодательство, которое позволит заключать долгосрочные соглашения с регионами.

Сейчас законопроект о долгосрочных тарифах находится на доработке в правительстве — ФАС, наделенная правом устанавливать тарифы, и Минэнерго должны договориться по процедурным вопросам. Случится ли это, как ожидает отрасль, до осени текущего года, сказать сложно. Но надежда на то, что закон заработает в следующем, 2019 году, безу­словно, есть.

Планы внести законопроект в Госдуму уже в весеннюю сессию в кулуарах инвестиционного форума в Сочи подтвердил замглавы Минэнерго РФ Вячеслав Кравченко. В настоящее же время электросетевые тарифы установлены по-прежнему на год, а компании, вынашивающие долгосрочные инвестиционные планы, в ожидании решения правительства. Оно позволит компаниям выполнять обязательства по выплате дивидендов, без ущерба инвестпрограмме и не накладывая дополнительные обязательства на потребителей, и может стать шагом, который будет задавать долгосрочный тренд для роста капитализации отрасли.