Об этом и многом другом — в интервью первого вице-президента холдинга «Сибирский цемент» Геннадия Рассказова журналу «Эксперт-Сибирь».
— Геннадий Константинович, в апреле-мае в Сибири традиционно начинается «высокий» строительный сезон. Рассчитываете на увеличение продаж?
— Пока наш рынок сохраняет отрицательную динамику: за январь-февраль 2018-го объем потребления цемента в СФО составил 359,63 тыс. тонн, что на 7,8 процента меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Возможно, «высокий» сезон несколько сгладит падение, и к концу года рынок выйдет на уровень 2017-го либо превысит его на один-два процента.
Однако о возвращении к показателям, которые мы фиксировали до начала спада в строительной отрасли, речи не идет. Напомню, в 2014 году потребление цемента в Сибири достигло 7,3 млн тонн, в 2015-м данный показатель сократился до 6,1 млн, в 2016-м — до 5,26. В прошлом году емкость рынка СФО была равна 5,05 млн тонн. Даже если 2018-й завершится «в плюсе», говорить о восстановлении рынка рано.
— В чем причина происходящего?
— Строительная отрасль, как правило, выходит из стагнации медленнее других. Это связано со спецификой используемых технологий, необходимостью выполнения административных процедур — таких, как оформление земельного участка, проектирование, подвод коммуникаций и т. д. От старта проекта до начала строительства может пройти до двух лет.
К тому же, для строительного комплекса СФО по-прежнему актуальны проблемы отложенного финансирования проектов, падения спроса, низкой платежеспособности населения. Крупных инфраструктурных объектов в макрорегионе практически не закладывается, одновременно снижаются темпы жилищного строительства, потребляющего примерно 70–75 процентов цемента. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году в Сибири введено в эксплуатацию около 7,257 млн кв. метров жилья, что на 13,68 процента меньше, чем в 2016-м.
— Это сказалось на объемах производства цемента?
— В прошлом году предприятия холдинга — Топкинский, Красноярский и Тимлюйский заводы — выпустили 3,1 млн тонн продукции, падение к 2016-му — три процента. На Топкинском заводе изготовлено 2,06 млн тонн цемента (минус четыре процента к уровню 2016-го), на Красноярском — 674,7 тыс. тонн (на 10 процентов меньше, чем годом ранее). Увеличить объемы производства смог лишь «ТимлюйЦемент»: предприятие выпустило на 26 процентов больше продукции и завершило 2017-й с показателем в 339 тыс. тонн. Добиться этого удалось за счет за счет поставок строительного материала для реконструкции аэропорта «Байкал» города Улан-Удэ. На этот объект отгружено около 39 тыс. тонн портландцемента ПЦ 500 Д0-Н.
— Куда еще поставляете продукцию?
— Среди клиентов холдинга — ведущие домостроительные комбинаты Сибири, нефтяные компании, заводы, выпускающие шпалы для нужд РЖД.
Мы успешно работаем с застройщиками современных жилых комплексов. Например, в Кемерово продукция «Сибирского цемента» используется для возведения домов жилого района Лесная Поляна, комплексов «Времена года», «Молодежный», «Южный», в Красноярске — для строительства ЖК «Белые росы», «Тихие зори», «Образцово».
Активно развиваем сотрудничество с нефтяниками. Красноярский цемзавод продолжает поставлять тампонажный цемент ПЦТ I-G-СС-1/ПЦТ Class G HSR, используемый для строительства нефтегазовых скважин, компании «РН-Ванкор», которая осваивает месторождения Ванкорского кластера.
Если говорить о других проектах, то в 2017 году продукция «Сибцема» применялась для реконструкции перрона аэропорта «Емельяново» и строительства спортивного комплекса «Платинум Арена» в Красноярске, промышленного комплекса «ЗапСибНефтехим» в Тюменской области, автомобильной дороги федерального значения Чита–Забайкальск.
— Кстати, о дорогах. Строительство трасс с цементобетонным покрытием сейчас обсуждается на государственном уровне. Готовы участвовать в таких проектах?
— Да, в ассортименте холдинга есть цементы и бетоны для дорожного строительства, мы гарантируем высокое качество и своевременность поставок этой продукции. Но спрос на нее остается низким: технология строительства цементобетонных дорог у нас не распространена. Общая протяженность дорог в России — 1,4 млн км, из них только два процента — трассы с цементобетонным покрытием. В то же время в государствах Европы данный показатель колеблется от 13 до 50 процентов, в США достигает 60 процентов. Полотно такого типа отличается высокими эксплуатационными характеристиками, обеспечивает безопасность дорожного движения. Межремонтный срок службы цементобетонных дорог достигает 25 лет. Для асфальтобетонных покрытий он составляет от 7 до 13 лет.
Мы имеем успешный опыт работы в сфере дорожного строительства, например, сотрудничаем с ГК «Новосибирскавтодор». При возведении Северного обхода Новосибирска эта компания использовала технологии устройства дорожных одежд с применением цементобетонного покрытия. К сожалению, пока такие проекты единичны.
— Другая актуальная тема — распространение контрафактного цемента. Насколько остро эта проблема стоит в СФО?
— Около трех процентов в годовом объеме потребления цемента в Сибири — продукция неустановленного качества. По сути, речь идет о 150 тыс. тонн цемента, применение которого может привести к фатальным последствиям — от преждевременного ветшания зданий и сооружений до их внезапного обрушения.
Специалисты «Сибцема» регулярно проводят мониторинг торговых точек на предмет наличия контрафакта. Так, в прошлом году мы организовали 28 «контрольных закупок» тарированного цемента и выявили 85 нарушений, связанных со сбытом продукции ненадлежащего качества. Соответствующие обращения были направлены в СМТУ Росстандарта, Роспотребнадзор, прокуратуру и органы власти субъектов РФ. Однако по итогам проверок к административной ответственности привлечено всего 13 юридических и физических лиц.
— Что позволило остальным избежать наказания?
— Основная причина происходящего — проблемы в фактическом исполнении требований закона со стороны органов власти. Отсутствие «достаточных данных» для проведения внеплановой проверки, запрет на плановые проверки малого бизнеса, бесконтрольный пропуск на таможне цемента из стран Таможенного союза — эти и другие недоработки в законодательстве приводят к тому, что привлечь нарушителя к ответственности практически невозможно.
Эксперты «Сибирского цемента» проанализировали ситуацию и предложили конкретные шаги по повышению эффективности борьбы с распространением контрафакта. Инициативы холдинга уже получили одобрение членов правления НО «СОЮЗЦЕМЕНТ».
— Как холдинг готовится к «высокому» сезону?
— На заводах продолжаются плановые ремонты оборудования, идет реализация проектов по модернизации производства.
— Можно узнать о самых крупных из них?
— В 2017 году на Топкинском цемзаводе приступили к техническому перевооружению подстанции «Гидрофол». Здесь меняют выработавшие ресурс высоковольтные ячейки отечественного производства на современные аналоги фирмы «АВВ», что обеспечит надежность электроснабжения.
На Красноярском заводе установлены новые ячейки «Siemens» в распределительных подстанциях 80 и 84, завершено строительство кабельной линии от подстанции «Правобережная» до промышленной площадки. Также на предприятии идет подготовка к строительству одной дымовой трубы вместо трех имеющихся. Стоимость проекта — почти 300 млн рублей.
Кроме того, в 2017 году на «Красцеме» модернизирован расчетно-кассовый центр, где проводится взвешивание автотранспорта с готовой продукцией. А на Тимлюйском цемазводе построен новый пункт весового контроля для машин.
— С какими результатами «Сибцем» завершил Год экологии?
— В 2017-м «экологические» расходы холдинга составили 118 млн рублей. Средства направлены на замену рукавов на рукавных фильтрах, ремонт электрофильтров вращающихся печей, выполнение проектных работ по крупным инвестиционным объектам. В частности, на Топкинском заводе началась модернизация вращающейся печи № 3: на линии установят электрофильтр ELEX, степень очистки отходящих газов увеличится до 99,9 процента.
На «Красцеме» приступили к модернизации вращающейся печи № 5. Специалисты заменят топливную форсунку на многоканальную горелку с системой дозирования и разделением тракта приготовления форсуночного топлива, установят рукавный фильтр и вытяжной вентилятор. За счет этого уменьшится объем выбросов газообразных веществ, будет сведено к минимуму образование оксида углерода и диоксида азота, на пять-семь процентов снизится потребление угля.
— На падающем рынке обостряется борьба за каждого потребителя. Чем «Сибцем» отвечает на действия конкурентов?
— Главное преимущество холдинга — стабильно высокое качество выпускаемой продукции. К тому же, мы настроены на долгосрочное сотрудничество с каждым потребителем. Еще в 2006 году в структуре холдинга была создана единая сбытовая компания «ЗапСибЦемент», ее основная задача — создать комфортные условия для любого клиента. Наша система продаж выстроена так, что покупатель может даже приехать на завод и приобрести один мешок цемента, заплатив за него наличными. Не менее успешно сотрудничаем с крупными организациями, закупающими продукцию оптовыми партиями. При этом менеджеры «ЗапСибЦемента» контролируют ситуацию с отгрузками на каждом активе «Сибцема». И если один завод сталкивается, скажем, с логистическими трудностями, у нас есть возможность отгрузить цемент с другого предприятия холдинга. Таким образом партнеры в любом случае получат стройматериалы вовремя. При этом никаких сложностей с оформлением документов: «ЗапСибЦемент» внедрил систему «одного окна», все вопросы клиент обсуждает с конкретным специалистом, сопровождающим сделку от начала до конца. Кстати, в 2017-м запущен сервис online.sibcem.ru, где открыт «Личный кабинет» для клиентов. Опция позволяет потребителям в режиме онлайн отслеживать исполнение заказа, финансовые операции и т.д.
Выиграть в конкурентной борьбе помогает и то, что мы осваиваем более эффективные технологии хранения и доставки, разрабатываем новые виды упаковки. Приобрести наш цемент можно навалом, в однотонных биг-бэгах, 25-ти и 50-килограммовых бумажных мешках. Последние могут быть размещены на палетах и упакованы в защитную стретч-пленку. Контролируем и процесс доставки. За транспортировку продукции по железной дороге отвечает компания «КузбассТрансЦемент», являющаяся дочерним обществом АО «ХК «Сибцем». В парке предприятия более 3 500 единиц подвижного состава. Есть у нас и собственный автотранспорт: 24 автоцементовоза обслуживают стройплощадки, расположенные на расстоянии до 400 км от заводов.
Да, конкуренция на цементном рынке СФО растет. Однако «Сибирский цемент» не сдает позиций. Девиз компании, обращенный к потребителям, звучит так: «Создаем фундамент вашего успеха!». Не отступая от этого принципа, мы продолжаем стабильную работу, один из самых ценных результатов которой — доверие и уважение строителей многих регионов России.