От сбора — к выводам
Взять, к примеру, такие, на первый взгляд, полярные сегменты, как современные цифровые технологии и отечественное жилищно-коммунальное хозяйство. Несмотря на перманентное реформирование российского ЖКХ, присущие ему проблемы легко адаптируются к новым реалиям с твердым намерением устоять перед надвигающейся четвертой промышленной революцией и отвоевать себе место в грядущем мире «интернета вещей» (IoT).
Безусловно, определенные технологические подвижки в сфере ЖКХ имеются. Одно из наиболее популярных на сегодня решений — установка «умных» общедомовых приборов учета электроэнергии, тепла и воды. Но эти пришельцы с планеты IoT, обладая высокой точностью измерения большого количества параметров и солидными объемами памяти, оказываются скованными в подвалах многоквартирных домов возможностями GSM-модемов, позволяющих снимать информацию лишь по разовым запросам сотрудников управляющих компаний. Информационная ценность такого потока данных мало чем отличается от ежемесячного сбора показаний путем обхода теми же сотрудниками мест установки счетчиков.
Даже при столь кратком взгляде на «передовые» жилищно-коммунальные технологии обращает на себя внимание несоответствие возможностей приборов учета и каналов доставки имеющейся у них информации. Это техническое ограничение приводит к невозможности аналитической обработки собранных приборами, но так и оставшихся в их памяти данных. Фактически это означает уничтожение огромного объема материала, который мог бы стать основой не только регулярного мониторинга, но и базой для аналитической обработки, планирования и прогнозирования, оперативного и сезонного управления, предотвращения непредвиденных ситуаций. Любая из перечисленных опций сулит хозяйствующей организации — будь то управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ) — существенную экономическую выгоду. Это позволило бы оптимально управлять денежным потоком при расчетах с поставщиками ресурсов, минимизировать потери во внутридомовых сетях и заблаговременно предотвращать аварийные ситуации, ликвидация которых зачастую требует оперативного вложения значительных финансовых ресурсов.
Однако законы диалектики, действующие как в мире высоких технологий, так и в сфере ЖКХ, неумолимы — технологический конфликт сам по себе становится основой для его разрешения. Наглядным подтверждением этому служит разработка Новосибирского филиала «Ростелекома» совместно с компанией «Технотроникс». Речь идет о комплексе сервисов, использующих принципы построения «интернета вещей», которые позволяют избавиться от недостатков существующих систем сбора данных и привнести в сферу ЖКХ новые технологии получения и обработки информации, оперативного и контраварийного управления.
Телепорт для управдома
«Мы первыми в Сибири специально под нужды управляющих организаций разработали проект по внедрению «интернета вещей» в сферу ЖКХ», — отмечает директор Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком» Юрий Куприянов. По его словам, предлагаемые решения позволяют автоматизировать и упростить многие процессы в обслуживании многоквартирных домов, начиная от учета коммунальных ресурсов и до обеспечения безопасности жителей.
«Наш диспетчерский комплекс включает в себя оборудование и программное обеспечение», — рассказывает руководитель проекта разработки системы мониторинга приборов учета Новосибирского филиала ПАО «Ростелеком» Анатолий Бокк, объясняя принципы построения архитектуры проекта. Основой комплекса является преобразователь интерфейсов «Телепорт-12», который позволяет через интернет-канал подключить оборудование с любым портом и протоколом ввода/вывода к удаленному компьютеру, расположенному в УК или ТСЖ. «Таким образом, практически любой прибор учета электричества, воды и тепла — независимо от его производителя и модели — может быть включен в интегрированный комплекс сбора и передачи информации», — поясняет руководитель проекта.
Однако возможности разработанного «Ростелекомом» комплекса не ограничены только работой с приборами учета. Проект является примером открытого построения цифровой телекоммуникационной системы, допускающей подключение широкой номенклатуры устройств, информирующих о тех или иных параметрах жизнедеятельности и сигнализирующих об их отклонении от заданной нормы. Так, в диспетчерский комплекс могут быть интегрированы пожарные извещатели, датчики протечки воды, открывания дверей, температуры, влажности — вплоть до возможности организации видеонаблюдения в режиме реального времени. По сути, Новосибирский филиал федеральной телекоммуникационной компании создает основу для реализации давних замыслов об «умном» и безопасном доме.
Вторым «китом», на котором строится система сбора, передачи и обработки информации о параметрах жилищно-коммунального хозяйства и безопасности — как многоквартирного дома, так и любого промышленного и общественного объекта — является разветвленная сеть широкополосного доступа в Интернет. Именно эта сеть используется для передачи данных, собранных приборами сигнализации и учета, в последующем объединенных устройством «Телепорт-12», позволяя собирать, передавать и обрабатывать информацию практически в онлайн-режиме. Использование уже существующего канала без необходимости сооружать специализированные коммуникации существенно — и в лучшую сторону — сказалось на финансовой стороне проекта, позволяя снижать затраты конечных пользователей на подключение к нему. «Благодаря тому, что сети «Ростелекома» есть практически в каждом многоквартирном доме, управляющим компаниям и ТСЖ очень выгодно использовать наши сервисы», — делает акцент Юрий Куприянов на экономической составляющей проекта.
Эффективность такого технического решения подтверждают и действующие абоненты системы. «Во-первых, сократилось время на опрос всех приборов учета, а у нас на обслуживании более 40 десятиэтажных домов в микрорайоне «Чистая слобода». Во-вторых, за счет использования проводного канала связи «Ростелекома», а не GSM-модемов, мы снизили затраты на обслуживание и получили устойчивый качественный сигнал, — утверждает директор УК «КПД-Газстрой — Эксплуатация» Александр Яценко. — Сейчас вместе со специалистами «Ростелекома» мы запускаем онлайн-наблюдение за параметрами систем тепло-, водо- и энергоснабжения в индивидуальных тепловых пунктах, чтобы полностью исключить аварийные ситуации на общедомовых сетях».
Всего же на нынешний день более 20 управляющих компаний и товариществ собственников жилья, обслуживающих 1 200 многоквартирных домов в Новосибирске, Бердске, Искитиме, Тогучине, Татарске, получают показания общедомовых счетчиков тепла, воды и электроэнергии по сети Интернет. Все данные мониторинга поступают в единую диспетчерскую Новосибирского филиала «Ростелекома», доступ к системе также имеют специалисты УК и ТСЖ, которые контролируют и управляют работой оборудования в жилых домах через удаленное рабочее место.
«Система дистанционного контроля приборов учета анализирует информацию по заданным параметрам и в случае их отклонений от нормы направляет sms- и e-mail-оповещения в адрес управляющей компании», — раскрывает подробности работы системы Анатолий Бокк.
В режиме отладки
Необходимо особо отметить, что разработка «Ростелекома», помогающая обслуживающим организациям города и области управлять потреблением коммунальных ресурсов, не ограничивается только мониторингом данных жизнеобеспечения и безопасности в реальном времени. Большой объем информации, содержащей данные о самых разнообразных параметрах поставляемых и используемых ресурсов — будь то электричество, вода или тепло — дают возможность как быстрого составления технической отчетности для поставщиков, так и аналитического изучения особенностей ресурсоснабжения того или иного объекта. Углубленная аналитика в сфере жилищно-коммунального хозяйства только начинает демонстрировать свои возможности, но уже сейчас ясно, что она способна стать основой оптимизации издержек и экономии финансовых ресурсов за счет выявления несанкционированных подключений, утечек энергоресурсов — как во внутридомовых сетях, так и во внешнюю среду (как, например, в случае дефектов теплоизоляции наружного периметра жилого дома).
Так что не будет большим преувеличением выделение роли третьего «кита» — программного комплекса, позволяющего минимизировать ручной труд по составлению отчетности и дающего в руки вдумчивому специалисту УК или ТСЖ мощный инструмент отладки подведомственного жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме очевидных плюсов сегодняшнего практического применения, комплексный сервис, предлагаемый «Ростелекомом», имеет благоприятные прогнозы на ближайшее будущее. И связаны они с перспективой сбора и передачи данных не только общедомового, но и поквартирного учета. Сейчас телекоммуникационная компания завершает тестирование этого сервиса, и его внедрение позволит перевести информационный комплекс на новый уровень, давая возможность сопоставлять показания квартирных и общедомовых приборов, что даст возможность как отслеживать платежную дисциплину потребителей ресурсов, так и с высокой точностью определять проблемные места внутридомовой инфраструктуры.
Четвертая промышленная революция и ее ожидаемый итог — эра «Индустрии 4.0» — не зарождаются на пустом месте. Их движущие силы — внутренние противоречия существующего технологического уклада. Решения «Ростелекома» показывают хороший пример разрешения сложившихся противоречий с выходом на новый этап развития, позволяя модернизировать не только технические системы, но и технологии управления.
Фото: Вера Сальницкая