Все годы рыночной экономики власти декларируют, что эффективное развитие страны невозможно без развития малого и среднего бизнеса, поддержки частной инициативы. Многочисленные исследования и примеры показывают, что в условиях глобальной конкуренции, даже с учетом волны протекционизма последних лет, залог долгосрочной конкурентоспособности — экономика, построенная на более гибком и мобильном частном секторе.
Важной составляющей системы развития предпринимательства в России является предпринимательское образование. Например, одним из ожидаемых результатов подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», принятой в России в 2014 году, является «подготовка молодых людей в возрасте до 30 лет, прошедших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий». К концу 2020 года количество таких обученных должно составить более 182 тысяч человек.
Если рынок образовательных продуктов для действующих предпринимателей, представленный разнообразными тренингами, мастер-классами, онлайн-курсами, программами МВА и т.п., можно считать относительно развитым, то системного представления о том, как формировать предпринимательские навыки в рамках средней и высшей школы, до сих пор нет. Более того, до сих пор нет и единого мнения относительно того, нужно ли вообще обучать предпринимательству лиц, не в полной мере «созревших» для данной деятельности.
Последние несколько лет были ознаменованы различными инициативами «сверху» в этом направлении. Так, в 2016 году Дмитрий Медведев, выступая на молодежном форуме «Территория смыслов», сказал, что считает целесообразным введение в школах факультативных курсов по предпринимательству. А за год до этого прошла серия публикаций о том, что Минобрнауки уже занимается разработкой трех специализированных образовательных программ: «Основы экономической культуры» для учеников 4–6-х классов, «Экономика и бизнес» для 7–9-х классов и «Основы предпринимательства» для 10–11-х классов.
Что касается университетов, здесь есть ряд локальных инициатив как со стороны предпринимательского сообщества и институтов развития (например, разработка отдельных курсов по предпринимательству со стороны Российской венчурной компании или Фонда развития интернет-инициатив), так и со стороны некоторых вузов. Но единого видения и подхода также нет.
Одна из причин, по которой это происходит, — это существующие стереотипы в отношении предпринимательства. Распространенным заблуждением является отождествление предпринимательства с бизнесом. Как следствие, все, что связано с предпринимательским образованием, считается уделом вузов, где реализуются такие направления подготовки, как «Экономика» и «Менеджмент», а попытки говорить о необходимости комплексного развития предпринимательских навыков у студентов, скажем, технических вузов, воспринимаются как нечто чуждое, вступающее в противоречие с «классическим» инженерным образованием. Для частичного преодоления этого стереотипа в России в отношении технических вузов и инженерных классов школ активно вовлекается в оборот понятие «технопредпринимательство».
Развитие предпринимательских навыков у студентов необходимо воспринимать, прежде всего, через призму формирования предпринимательского образа мышления. Феномен предпринимательства достаточно широкий и многоаспектный, и одно из популярных определений предпринимательства, данное профессором Гарвардской школы бизнеса Говардом Стивенсоном, звучит так: «Предпринимательство — это поиски возможностей за пределами контролируемых ресурсов». В таком понимании предпринимательские навыки необходимы не только предпринимателям, но и наемным работникам, чиновникам; они эффективны и при решении нерабочих вопросов — даже в личной жизни.
Нам представляется, что в рамках нового неизбежного витка реформ высшего образования в ближайшие годы вновь актуализируются дискуссии вокруг так называемых «предпринимательских университетов» и «университетов 3.0» как университетов особого типа, наиболее полно отвечающих, с одной стороны, глобальным трендам, а с другой — потребностям российской экономики и общества. На сегодняшний момент можно констатировать, что «предпринимательская» идеология отражается в попытках российских вузов следовать нескольким направлениям развития. Первое — строить модель «предпринимательского университета». Это концептуальная модель, описанная Бертоном Кларком и другими зарубежными и российскими авторами, в соответствии с которой основными критериями предпринимательского университета являются «отсутствие боязни коммерциализировать генерацию и распространение знаний», «ориентация на новые источники финансирования», «инициирование новых видов деятельности», «создание новых бизнес-организаций», «демонстрация предпринимательского поведения». Классическими примерами «предпринимательских университетов» в мире являются Массачусетский технологический институт и Стэнфордский университет. Это вузы, где предпринимательство рассматривается как ценность и часть корпоративной культуры.
Второе — стимулировать в вузе инновационную деятельность. Поскольку под инновациями понимается знание, превращенное в полезность в виде некого внедренного в практику новшества, а любое такое новшество может иметь стоимостную оценку и быть коммерциализировано, то многие исследователи и руководители вузов стали отождествлять «инновационную» и «предпринимательскую» деятельность вузов. Считается, что если в вузе есть так называемая «инновационная инфраструктура» — бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования и т.п. — а вуз получает гранты или заключает договоры на проведение научно-исследовательских разработок, то это и есть показатель «предпринимательской активности». Однако серьезной проблемой таких вузов является то, что инновационная деятельность, как правило, оторвана от основной деятельности вуза — образовательной. Бизнес-инкубирование, коммерциализация знаний рассматривается как опция для избранных, а не как структурный элемент образовательных программ.
Идея объявить инновации вузов драйвером развития территорий положена в основу курируемого вице-премьером Ольгой Голодец приоритетного проекта РФ «Вузы как центры пространства создания инноваций», в связке с которым в России создается сеть опорных университетов, часть из которых претендует на статус «предпринимательских».
Третье направление — разрабатывать и внедрять «предпринимательские» образовательные программы. Сюда может относиться как программа высшего образования по направлению «Менеджмент», федеральный стандарт которого включает «предпринимательский» вид профессиональной деятельности, так и реализация отдельных дисциплин или спецкурсов на различных направлениях и специализациях («Основы предпринимательства», «Технопредпринимательство», «Интернет-предпринимательство» и т.д.), а также реализация программ дополнительного образования «для предпринимателей».
На более комплексном уровне это направление реализуется последние несколько лет под эгидой Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП) и университета «Синергия», которые разрабатывают профессиональный стандарт по предпринимательству. Ключевая идея этого стандарта — что к предпринимательству необходимо относиться как к профессии, так же, как к профессиям врача, учителя или инженера. Профессиональный стандарт предпринимателя предполагает обучение управлению разным уровнем бизнеса (от индивидуального предпринимательства до большой корпорации) на разных этапах жизненного цикла — от «входа» (учреждения или покупки) до возможных «выходов» (включая продажу или банкротство). Причем «выход» из бизнеса представляется как нечто само собой разумеющееся, то есть, по сути, предполагается подготовка «серийных предпринимателей». В случае его одобрения Минтруда РФ заинтересованные вузы смогут обучать «профессиональных» предпринимателей.
Как видно, «предпринимательство» в привязке к высшему образованию имеет разные формы, и при известном желании любой вуз можно в той или иной степени назвать «предпринимательским».
Вместе с тем, отвечая на вопрос, какие кадры нужны экономике будущего, какие навыки будут востребованы рынком труда, можно сформулировать четвертое направление, которое в настоящее время прорабатывается Новосибирским госуниверситетом экономики и управления.
Изменение образовательных систем во всем мире продиктовано во многом глобальными трендами, связанными, прежде всего, с технологической революцией и сопутствующими структурными изменениями рынка труда. Многие профессии и отрасли исчезнут, появятся новые, будет востребован качественно иной вид труда. Специалисты описывают ближайшие десятилетия, используя аббревиатуру VUCA — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). В мире VUCA конкретные знания будут стремительно устаревать, терять актуальность, в связи с чем среднестатистический работник должен быть готов обучаться до старости и в течение жизни сменить несколько сфер деятельности и профессий.
В ситуации растущей неопределенности, повышения «плотности» информации, ускоряющейся смены технологий, появления новых форм и сфер деятельности роль университетов как трансляторов конкретных знаний резко снижается. Зачастую этих знаний просто нет. Опрос двухлетней давности представителей блокчейн-индустрии показал, что более 70% не нашли нужных знаний в существующей системе образования и являются самоучками. Понимание системного дефицита знаний возвращает университеты к известной формуле «учить учиться». Но если тридцать лет назад это был удел де факто небольшого сегмента студентов, то в будущем это станет одной из базовых компетенций.
Кроме умения учиться, к самым востребованным «навыкам будущего» на Давосском форуме 2016 года отнесли решение комплексных задач, критическое мышление, креативность, умение управлять коллективом и коммуникативные навыки. Еще в условиях неопределенности человек должен обладать развитыми навыками выявления проблемы, поиска и принятия решений, постановки целей и задач и быть ориентированным на результат. Но сегодня наличие этих навыков — редкий талант, поскольку в иерархических структурах превалирует процессно ориентированное мышление и выполнение задач ценится выше, чем их качественная и осмысленная постановка.
Если мы посмотрим, какой тип личности обладает или должен обладать комплексом этих навыков уже сейчас, мы нарисуем, прежде всего, образ предпринимателя — владельца или руководителя бизнес-организации, по факту предоставленного самому себе, несущего ответственность не только за себя, но и за нанятых работников, и постоянно находящегося в процессе поиска и принятия самостоятельных решений. Именно этот навык позволяет в случае негативных сценариев на рынке труда не становиться реципиентом бюджетной сферы, а продолжать поиск новых возможностей.
Соответственно, четвертое направление «предпринимательской активности» связано с идеей формирования у студентов независимо от направлений подготовки предпринимательского образа мышления и предпринимательских навыков через формулирование соответствующих «надпрофессиональных» (говоря языком образовательных стандартов — общекультурных и общепрофессиональных) компетенций. Этим компетенциям могут быть сопоставлены, например, такие дисциплины, как проектный менеджмент, принципы принятия решений, критическое мышление, лидерство, командообразование и так далее — дисциплины, восполняющие существенный пробел в знаниях и навыках многих нынешних выпускников вузов любых направлений и специальностей.
Включение в образовательные и профессиональные стандарты «сквозных» предпринимательских компетенций позволит не только повысить долгосрочную конкурентоспособность выпускников вузов, но и с большей эффективностью интегрировать существующую инновационную инфраструктуру в образовательные программы вузов и содействовать деятельности вузов по внедрению и коммерциализации знаний.