Так, заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский заявил на открытии выставки-ярмарки, что в 2018 году предприятия угольной отрасли страны планируют добыть в совокупности 420 млн тонн угля. В 2017 году добыча угля составила 408,9 млн тонн, что на 5,7% больше результата за 2016 год. По данным Федеральной таможенной службы, экспорт угля в 2017 году достиг 181,41 млн тонн. В 1988 году РСФСР выходила на объемы добычи 425 млн тонн. Но если повышательный тренд в отрасли сохранится, не исключено, что советский рекорд будет побит.
Для тех, кто помнит историю, именно угольная отрасль первой не выдержала «головокружения от успехов». А в настоящий момент это 149 тыс. рабочих мест (всего можно говорить почти о 1,5 млн граждан России, чье благосостояние связано с углем). И задача отрасли — поддержать эти места не просто «на плаву», но сделать эффективными. Не дожидаясь нового кризиса, падения цен или конфликта с экологами.
Прежде всего — обогащение
«Обогатительные фабрики в СССР начали активно строить в послевоенные годы. Хотя их мощностей тоже было недостаточно. В перестроечные годы этот процесс был вообще приостановлен. Но с оживлением экономики для собственников предприятий стало очевидно: необходимо стремиться к производству продукции с высокой стоимостью», — отмечает Евгений Хлебунов, и.о. заместителя губернатора Кемеровской области по ТЭК. Как известно, этот регион (Кузбасс) добывает около 75% угля в стране, а коксующихся — 80%.
По мнению чиновника, цена угольного концентрата в два-три раза выше цены рядового. А с учетом того, что в структуре затрат угольщиков львиную долю составляют транспортные расходы, возить через всю страну породу становится непозволительной роскошью.
Четкую задачу перед угольщиками поставило и Минэнерго РФ: «Современная угольная промышленность — это не только угледобыча, это инновационные перерабатывающие производства, прорывные технологии, опытно-конструкторские, научные разработки, решение экологических и социальных вопросов. Особое внимание на сегодня необходимо уделить максимальным технологическим возможностям для развития производств, потребления продуктов глубокой переработки угля, увеличения экспорта продуктов высоких переделов с высокой добавленной стоимостью», — отмечал замминистра энергетики Анатолий Яновский.
По информации пресс-службы администрации Кемеровской области, с начала 2017 года обогатительные фабрики и дробильно-сортировочные установки Кузбасса переработали 81 млн тонн угля — на 4% больше показателя 2016 года. Доля перерабатываемого угля от добычи превысила 69%. Летом объем переработки традиционно снижается из-за плановых ремонтов на обогатительных фабриках (ОФ).
В том числе обогатительные фабрики переработали 63,4 млн тонн (прирост на 4%), из них 32,5 млн тонн ценных коксующихся марок. Фабрики получили за полгода 37,8 млн тонн угольного концентрата (плюс 6%), включая 21,2 млн тонн коксующихся марок (плюс 12%).
Кузбасс — в лидерах
Среди лидирующих по переработке угля можно назвать обогатительные фабрики «Распадская», «Междуреченская» («Сибуглемет»), ОФ шахты имени Кирова («СУЭК-Кузбасс»), «Листвяжная» и «Черниговец» («СДС-Уголь»), «Кедровская» («Кузбассразрезуголь»), «Матюшинская» («Стройсервис»), ЦОФ «Беловская» («ММК-Уголь»). Тем не менее, шесть кузбасских фабрик имеют срок эксплуатации оборудования более 50 лет; семь — свыше 40 лет; еще шесть — от 30 до 15 лет. Можно сказать, что около 60% основного технологического оборудования полностью выработали свой ресурс, физически и морально устарели. Поэтому угольные компании, работающие в Кузбассе, в последние годы, начиная с 2014, инвестировали в модернизацию обогащающих мощностей.
За последние три года углеобогащение здесь пополнилось тремя новыми фабриками: ОФ «Калтанская-Энергетическая» мощностью 3 млн тонн («Кузбассразрезуголь»), ОФ «Карагайлинская» мощностью 1,5 млн тонн (ООО «УК Заречная») и ОФ шахтоуправления «Талдинское-Западное» на 2,5 млн тонн (ОАО «СУЭК-Кузбасс»). Их суммарная мощность позволяет переработать 7,2 миллиона тонн угля в год.
И если «Талдинское-Западное» стала результатом коренной модернизации построенной ранее, но так и не востребованной фабрики, то два других производства построены фактически «с нуля». В 2017 году в Кузбассе работали 43 обогатительные фабрики и 11 обогатительных установок КНС.
Одним из основных инвестпроектов «Кузбассразрезугля» в 2015 году был запуск обогатительной фабрики «Калтанская-Энергетическая». Фабрика была возведена всего за 14 месяцев (обычные сроки для строительства таких предприятий — 2,5 года).
Как уточнил директор «Калтанской-Энергетической» Вячеслав Жуков во время открытия фабрики, раньше подобные предприятия строили с большим количеством бетонных перекрытий «по горизонтали-вертикали», что затягивало и увеличивало стоимость работы. А здесь была сделана ставка на открытые пространства, единство конструкции, легкость и функциональность переходов — все это обеспечило высокую скорость возведения комплекса. Мощность переработки «Калтанской-Энергетической» — в год порядка 3 млн тонн угля энергетической марки «Т».
Всего у КРУ действует шесть обогатительных фабрик: ОФ «Вахрушевская» (1969), ОФ «Кедровская» (1982), ОФ «Бачатская-Энергетическая» (2003), ОФ «Бачатская-Коксовая» (2008), ОФ «Краснобродская-Коксовая» (2011), ОФ «Калтанская-Энергетическая» (2015), «Карагайлинская» — второй обогатительный комплекс УК «Заречная». Первый — ОФ «Спутник» — успешно работает в Полысаеве с 2003 года. За период с 2010 по 2012-й годовая производственная мощность «Спутника» увеличена с проектных 2,4 до 6 млн тонн переработки рядового угля. Техническое перевооружение фабрики производилось без остановки производственного процесса. В 2014 году знаменательным событием в истории предприятия стала переработка пятидесятимиллионной тонны угля с момента ввода в эксплуатацию.
А одна из последних открытых в Кемеровской области ЦОФ — «Березовская» — работает под управлением ПАО «Кокс» и входит в состав ООО УК «ПМХ». Производственная мощность предприятия — 4 млн тонн угля в год. На предприятии трудятся 862 человека. Объем переработки рядового угля в 2017 году составил 3,6 млн тонн. За год предприятие выпустило 2,4 млн тонн концентрата зольностью от 8,5 до 9,5%.
Одним из стратегических проектов развития ЦОФ «Березовская» является строительство электростанции, интегрированной в действующее производство. Это позволит снизить расходы на электрическую и тепловую энергию для производственных цехов. Помимо этого, ТЭС обеспечит повышение надежности энергоснабжения предприятия, получение прибыли из отходов производства. Топливом для ТЭС послужат отходы процесса углеобогащения. Об этом в мае 2018 года руководство предприятия проинформировало и.о. губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева.
На 1 октября 2018 года запланировано завершение первого этапа начатой в прошлом году реконструкции ЦОФ «Беловская». Вложения в реконструкцию, по данным директора «ММК-Уголь» Владимира Харченко, составят 700 млн рублей в 2017–2018 гг., и 300 млн рублей в будущем году. После реконструкции фабрика увеличит на 3% от нынешнего уровня в 3 млн тонн в год выпуск готового концентрата и с 10,8% до 8,5% снизит его зольность.
Мощности ЦОФ «Беловская» составляют 6,1 млн тонн переработки угля в год, из которых 4,7 млн тонн обеспечит собственная добыча и около 1 млн тонн закупка угля на рынке. При таком объеме производства ООО «ММК-Уголь» сможет обеспечить 30% потребностей ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в сырье для производства кокса).
«В 2020–2021 гг. поставлена задача довести уровень обеспеченности до 50%, подняв добычу до 6 млн тонн», — пояснил Владимир Харченко. При этом обе шахты компании будут работать с добычей по 3 млн тонн в год. В этом году запланировано, что добыча на шахте «Костромовская» составит 2,7 млн тонн, на шахте «Чертинская-Коксовая» — 2 млн.
Но не все компании считают, что углеобогащение — обязательная процедура для кузбасских углей. Более того, инвестиции в этот процесс могут не достичь целей и стать бременем.
«Мы улучшаем характеристики нашего угля не на обогатительной фабрике, а путем проведения селективной выборки. Зная геологическое строение пластов, наши специалисты формируют задачу по добыче угля таким образом, чтобы практически ювелирно разделить пласты на их составляющие, а добытый уголь разложить по разным штабелям, в зависимости от его качества», — комментирует генеральный директор ГК «КАРАКАН ИНВЕСТ» Дмитрий Богданов.
За счет селективной выборки компании удается достигать достаточно высоких показателей по качеству добываемого угля. Одно из главных преимуществ селективной выборки в отличие от угля после «мокрого» обогащения — такой уголь не смерзается при погрузке в вагоны.
Кроме того, по мнению Дмитрия Богданова, обогащение не всегда может быть выгодно экономически. «Строительство обогатительной фабрики довольно затратное мероприятие — 70–80 млн долларов. А если строить такую фабрику на заемные средства, то к объему капекса добавятся еще и процентные платежи. Помимо этого, в расчет нужно включать и срок окупаемости инвестиций. С учетом этих затрат обогащение может быть и не обосновано экономически», — заключает директор «КАРАКАН ИНВЕСТ».
«Если посмотреть динамику последних 15 лет, то видно, что с 2000 года объем обогащения в России увеличился на треть. Тем не менее, Россия не является лидером в этом направлении, — считает директор «Востсибугля» Евгений Мастернак. — Сдерживающим фактором выступают значительные капиталовложения в строительстве новых мощностей по переработке угля. Сегодня у нас нет уверенности, насколько такой уголь будет востребован. Если рынок не будет развиваться и требовать новое сырье, то и смысла в создании и реализации проектов по переработке угля нет».
Переработка — российский тренд
В регионах присутствия крупных угольных компаний — а это Красноярский, Забайкальский и Приморский края, Республика Хакасия, Амурская область — также уделяется большое внимание обогащению угля и переработке.
По информации компаний, средний срок строительства современных фабрик составляет 1,5 года. В целом, объем инвестиций в строительство ОФ оценивается свыше 7 млрд рублей.
Так, компания «Русский Уголь», входящая в группу САФМАР Михаила Гуцериева, ведет реконструкцию обогатительной фабрики разреза Степной в Хакасии. «После ее завершения производственная мощность предприятия увеличится на 1 млн тонн твердого топлива в год — до 4,5 млн тонн. В 2017 году на разрезе Степной на 3% по сравнению с 2016 г. — до 3,5 млн тонн — выросли объемы переработки угля на обогатительной фабрике», — сообщает пресс-служба компании.
В 2017 году компания «Русский Уголь» на 8% по сравнению с 2016 годом увеличила отгрузки каменного энергетического угля с разреза Степной, расположенного в Хакасии. В адрес предприятий большой энергетики, структур ЖКХ и на экспорт было отправлено свыше 3,2 млн тонн твердого топлива. Добыча угля на Степном в 2017 году превысила отметку 4,2 млн тонн.
«На данный момент в России в промышленном объеме нет ни одной технологии глубокой переработки угля, кроме обогащения, — рассказал Игорь Сиротин, к.ф.н., сотрудник Института угля и углехимии СО РАН. — Именно обогащение дает угольной промышленности явный экономический эффект. Поэтому оно наиболее востребовано».
Так, в 2015 году объем обогащения российского угля составил 180 млн тонн. При этом энергетических углей было обогащено 98 млн тонн, что на 8 млн тонн больше результатов 2014 года. В то же время объемы обогащения коксующихся углей снизились на 1 млн тонн.
«Пока наша экспортная направленность по энергетическим углям будет сохраняться, обогащение продолжит развиваться, — уточняет Сиротин. — Качество угольной продукции после обогащения повышается, соответственно, растет и ее цена. Кроме того, обогащенную продукцию выгоднее перевозить. Обогащенный уголь стоит в два раза дороже, чем обычный».
«Впрочем, на внутреннем рынке востребованность обогащенной угольной продукции сравнительно невысока. Применение обогащенных углей требует существенных затрат на модернизацию электростанций. Ориентировочно объем инвестиций для перевода ТЭЦ 400 МВт на обогащенный уголь составит порядка 850 млн рублей», — отметил заместитель генерального директора ООО «ЗиО-КОТЭС» Феликс Серант.
Слово за энергетиками
Пока что в России 57% потребления угля приходится на электроэнергетику. Однако, как заметил Анатолий Яновский, даже если старые угольные генерирующие мощности будут замещаться новой угольной же генерацией той же мощности, это приведет к сокращению потребления угля в электроэнергетике за счет того, что новые технологии более экономичны: «На протяжении большого периода времени, не менее десяти лет, объемы потребления примерно стабильны. Ежегодно они не увеличиваются, я не думаю, что они будут увеличиваться, снижаться они могут, поскольку блоки на наших угольных станциях были построены достаточно давно, есть блоки, которым сорок–пятьдесят лет. Поэтому в случае замещения даже на этих угольных блоках — строительства новых взамен выбывающих — исходя из того, что современные блоки отличаются более высокой производительностью и более низким удельным расходом, общие объемы потребления в большой энергетике энергетического угля будут снижаться».
Но на смену спаду в потреблении энергетических углей приходит переработка углей бурых. Аналитики, в частности, Института экономики и организации производства СО РАН отмечают, что строительство предприятий по добыче и переработке угля Канско-Ачинского бассейна будет дешевле в полтора раза строительства шахт, к примеру, на Ерунаковском угольном месторождении.
Известно, что именно бурые угли и буроугольный полукокс, полученный при их энерготехнологической переработке, — наиболее экологичное и эффективное топливо.
При реконструкции действующих и вводе в эксплуатацию новых энергогенерирующих установок целесообразно применять внутрицикловую газификацию или еще более перспективное внутрицикловое полукоксование.
«А в качестве сырья может быть использован бурый уголь Барандатского месторождения, которое находится в Тисульском районе Кемеровской области. Запасы углей там достигают почти 36 миллиардов тонн при максимальной толщине пластов до ста метров, зольность сырья — от четырех до семи процентов, а содержание серы — 0,3 процента», — отмечал и.о. замгубернатора Кемеровской области Евгений Хлебунов на выставке «Уголь России и майнинг» в 2017 году.
Власти Кемеровской области планируют перевести на бурый уголь около ста котельных в четырех муниципалитетах. Это позволит в течение ближайших двух-трех лет значительно сэкономить на перевозке топлива и в 2,5 раза увеличить объемы его добычи, которая сейчас составляет лишь 240 тысяч тонн в год. Предполагается создать комплекс по энерготехнологической переработке.
Еще один способ применения — энергетики СГК планируют использовать бурый уголь в своей работе в Новосибирской области. По мнению гендиректора СГК Михаила Кузнецова, он удобнее и экологичнее каменного.
«Он менее калорийный, потому что в нем больше воды, и поэтому везти его далеко — дорогое удовольствие, выгоднее возить по железной дороге каменный уголь. Но в целом, для того чтобы в атмосферу выбрасывать меньше, бурые угли намного выгоднее и экологичнее. В них и азота меньше. Единственное, что в них плохо — повышенное содержание кальция, но это плохо для энергетиков, потому что это нарушает эксплуатацию котлов», — рассказал гендиректор Сибирской генерирующей компании на пресс-конференции в рамках КЭФ.
Кроме того, один из интересных примеров переработки добытого угля — транспортировка водно-угольной смеси (пульпы) на большие расстояния. Эту проблему шахтеры решили еще в 80-е годы прошлого столетия.
Госкомитет по науке и технике при Совмине СССР рассматривал вопрос о сооружении системы пульпопроводов для транспортировки этого топлива из Кузбасса на Урал и дальше, в европейскую часть страны. В свое время около 400 тысяч тонн было передано на расстояние 280 километров для ТЭЦ Новосибирска.
В 2017 году принято решение перевести на водоугольное топливо одну из котельных Новокузнецка, чтобы исследовать целесообразность внедрения и тиражирования технологии.
Углехимия пока подождет
«Строительство комплекса по глубокой переработке угля являлось одной из стратегических целей компании в момент ее создания, однако изучив и проработав за 2010–2017 гг. более 20 подобных проектов, мы пришли к выводу об отсутствии экономической логики строительства подобного комплекса в сегодняшних условиях доступности жидких и газообразных водородов», — отмечает Дмитрий Богданов из «КАРАКАН ИНВЕСТ».
Ни у СССР, ни у Франции, ни у Китая в свое время не получилось внедрить процесс по сжижению угля. Химия на газообразных и жидких энергоносителях сейчас дешевле и чище, поэтому проектам в области углехимии сейчас сложно конкурировать с этими направлениями. Энергетическое использование угля — сейчас приоритетно для этого вида топлива, — соглашаются с этим мнением специалисты компании «Русский уголь».
Но вот в КНР, например, углехимия развивается, несмотря на дешевые технологии нефтепереработки.
Производство синтетического топлива из угля сейчас, по оценкам китайских компаний, становится окупаемым уже при цене нефти 40 долларов за баррель, в то время как реальные котировки на нефть марки Brent на протяжении года не опускались ниже 60 долларов за баррель (сейчас 80 долларов). Ожидается, что совокупные мощности по производству синтетического топлива в Китае достигнут 20 млн тонн в год уже к 2020-му (против 2,6 млн тонн в 2015 году), что будет означать дополнительную потребность примерно в 100 млн тонн угля.
В целом и угольщики, и ученые, и чиновники регионов присутствия угольных компаний практически единодушны: любая переработка угля начинается с обогащения. И следует говорить не просто о «глубокой», а о комплексной переработке угля с использованием всего его потенциала — как энергетического, химического, так и минералогического. При этом совсем не обязательно строить фабрики.