Увидеть небо в алмазах

Иван Швец
11 июня 2018, 00:00

Повышение экономической эффективности сельскохозяйственной отрасли напрямую связано с модернизацией технопарка — одним из самых острых вопросов современного отечественного АПК. Работающие свыше 25 лет на рынке производства сельхозтехники заводы объединения «Алмаз» (Алтайские машиностроительные заводы) о болях и победах российских аграриев и машиностроителей могут рассказывать, опираясь на собственную биографию

Читайте Monocle.ru в

Согласно данным статистики, Россия, занимающая третье в мире место по площади пашни, в 50% случаев имеет устаревшую сельхозтехнику, а темпы обновления оборудования по большинству позиций пока не позволяют отечественным машиностроителям избавиться от статуса «догоняющих». Тем не менее, усилия государства последних лет в области импортозамещения явно были потрачены не впустую: троекратный рост производства отечественной сельскохозяйственной техники с 2014 года — тому подтверждение.

«Движение идет, отрасль настроена на освоение технически сложных моделей, автоматизацию производства. Однако надо понимать, что за последние 25 лет произошла технологическая революция в сельском хозяйстве, как и во многих других отраслях мировой экономики, — говорит председатель совета директоров Объединения компаний «Алмаз» Елена Зобнева. — Чтобы быть востребованными не только внутри России, нужны кадры, нужен новый подход к промышленному дизайну, новые разработки».

 10-02.jpg

Партнерство и инновации

Недостатка в разработках и инновациях как в области конструирования и производства, так и в области кадров, логистики и выстраивания партнерских связей в объединении «Алмаз» нет. Помимо завода-производителя в состав группы входит Рубцовский проектно-конструкторский технологический институт, торговый дом «Алмаз» и Алтайский научно-исследовательский институт технологии машиностроения (АНИТИМ).

«В составе объединения компаний «Алмаз» помимо серийных образцов мы можем выпускать и нестандартное оборудование по техническим требованиям заказчика. Сегодня мы используем систему автоматизированного сквозного проектирования, которая была создана на базе программных продуктов одного из самых высоких уровней Creo и Windchill», — рассказывает директор Рубцовского проектно-конструкторского технологического института (РПКТИ) Алексей Сорокин.

Вся техника алтайских производителей объединения «Алмаз» разрабатывается самостоятельно — начиная с проектной доски — и создается она с учетом климатических особенностей разных регионов России, а комплектующие собственного изготовления препятствуют росту цен. В линейке техники «Алмаз» есть модели, подходящие для разных хозяйств — и для небольших фермерских, и для крупных агрохолдингов с мощной техникой и большими площадями.

Входящий в объединение одноименный торговый дом «Алмаз» активно развивает дилерскую сеть компании и поддерживает уровень обслуживания своей продукции даже в удаленных регионах. Сегодня в партнерском пуле «Алмаза» около 180 дилеров в 65 регионах России и странах СНГ. Как результат, запасные части «Алмаза» стоят в каждой второй почвообрабатывающей машине российского производства, на алтайском заводе сделан каждый третий плуг в России. Совсем недавно к объединению «Алмаз» присоединился дружный коллектив Алтайского научно-исследовательского института технологии машиностроения. Предприятия объединило не только общее направление в работе, но и подходы к процессу производства.

«Мы только вышли на конкурентный уровень, и нам еще многое предстоит сделать на этом пути. Следующий шаг — не только импортозамещение, но и выход на внешние рынки,— говорит генеральный директор ЗАО «РЗЗ» Станислав Кедик. — Правительством утверж­ден приоритетный проект поддержки экспорта и развития кооперации, и сельскохозяйственное машиностроение вошло в короткий список из четырех «пилотных отраслей». Сейчас у нас очень хорошие показатели по экспорту в страны СНГ, и понятны дальнейшие действия — продавать технику в Европу, Азию, Африку».

Еще одно направление — возрождение промышленной кооперации. Для повышения эффективности и скорости производства «Алмаз» размещает заказы на других предприятиях Рубцовска и Алтайского края. «Мы обеспечиваем их заказами, они нас — комплектующими. Развитие и движение вперед в результате получают все участники процесса», — поясняет директор ЗАО «РЗЗ».

Сам же «Алмаз» развивается во многих направлениях: расширяется модельный ряд, активно применяются новые технические решения, идет активная работа с кадрами. На РЗЗ активно внедряется система «кайдзен», придуманная японской компанией «Тойота». Каждый сотрудник может улучшить работу компании — от небольшого усовершенствования в рамках своей рабочей операции до выбора стратегического направления развития. Все предложения рассматриваются комиссией и вознаграждаются материально. Только за 2017 год в компании реализовали более 200 кайдзен-предложений.

Перспективным менеджмент «Алмаза» считает и кластерный подход в работе. В партнерства вовлечены десятки участников, в том числе вузы и научные учреж­дения.

О конкурентоспособности замолвите слово

Тема технической модернизации в сфере агропромышленного комплекса очень актуальна не только для аграриев и отечественных производителей техники, но и для зарубежных компаний, работающих на российском рынке и пытающихся наращивать продажи. В Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года делается ставка на поэтапное снижение зависимости отечественного АПК от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов. И действительно: благодаря программам господдержки, в 2017 году продажа сельхозтехники в России выросла почти вполовину по сравнению с предыдущим годом. А доля отечественной техники на «родном» рынке за последние три года увеличилась до 54%. Во многом это произошло благодаря реализации постановления правительства № 1432, на которую только в минувшем году государство направило 15,7 млрд руб­лей.

Однако давняя проблема российского сельхозмашиностроения — отсутствие достаточного производства качественных комплектующих — даже вкупе с курсом правительства на тотальное импортозамещение, не стала менее актуальной: крупнейшие мировые производители техники для АПК, много лет поставляющие свое оборудование в Россию, зачастую остаются единственными, кто может предложить российским агарариям качественные запчасти на свое оборудование. По разным данным, доля импортных комплектующих на отечественном рынке составляет от 70 до 90%. На российском рынке представлены десятки крупных производителей сельхозмашин, некоторые из них уже оборудовали сборочные площадки в России. При этом и запрета на приобретение иностранной сельхозтехники в регионах за счет бюджетных средств, по-прежнему, нет.

О необходимости наращивать темпы такого взаимодействия, чтобы трансфер высоких технологий от зарубежных партнеров шел на пользу и российскому производителю агротехники, часто говорят эксперты отрасли. Так, у объединения «Алмаз» обширные производственные связи с иностранными компаниями, например, диски для борон «Алмаза» производятся в Италии компанией AMA. При этом номенклатура изделий самого завода постоянно расширяется. Каждый год осваивается по несколько наименований новой техники и запчастей. Благодаря партнерству предприятию удается не только сохранить плотный поток заказов, но и наращивать качество и модельный ряд техники. Сегодня под брендом «Алмаз» выпускается 237 наименований запасных частей — в том числе для импортной техники.

«Достоинства нашей техники для стран Средней Азии, например, в том, что она более надежная, более адаптированная именно к их почвенно-климатическим условиям, — поясняет коммерческий директор ТД «Алмаз» Роман Пфаф. — Кроме того, эта техника удобная. К примеру, плуги прицепляются и к импортным тракторам, и к отечественным. Мы ее делали специальной линейкой: под любой трактор у нас есть агрегат».

Еще одно преимущество рубцовского предприятия — помимо продажи техники и, что немаловажно, запчастей, на «Алмазе» создана уникальная сервисная служба, которая реагирует на обращение клиента в течение 24 часов. Кроме гарантийного и сезонного обслуживания компания регулярно проводит обучающие семинары для специалистов сервисных служб своих дилеров.

 10-03.jpg

Руководство «Алмаза» уверено, что поле деятельности для промышленного сектора в России очень широкое. Курс на импортозамещение, взятый на государственном уровне, активно поддерживается в Алтайском крае инициативами местных властей — еще в июне 2016 года распоряжением губернатора Александра Карлина в Алтайском крае утвержден «План мероприятий по содействию импортозамещению до 2020 года».

Относительно недорогая электроэнергия, дешевые материалы, квалифицированные рабочие кадры и всесторонняя поддержка властей — в итоге должны дать отечественному агропрому конкурентоспособную доступную продукцию, которая могла бы спокойно заместить импорт. «Важно, что качество отечественного продукта в последние годы выросло и по базовым показателям не уступает импортным аналогам. Большое внимание уделяется промышленному дизайну. Разумная цена, привлекательный внешний вид и сервисное обслуживание, которое могут предложить отечественные производители, уже сегодня делают нашу технику конкурентоспособной», — резюмирует председатель совета директоров Объединения компаний «Алмаз» Елена Зобнева.