Фармацевтическая промышленность Сибири ожидает новых благоприятных условий для своей производственной и сбытовой деятельности. В их числе:
– внедряемая система маркировки препаратов, в конце концов защищающая потребителей от некачественной продукции, а производителей — от контрафакта и недобросовестных конкурентов;
– введение новой версии программы поддержки фармацевтической и медицинской промышленности «Фарма-2030», стимулирующей разработку и производство инновационных, современных лекарственных препаратов и замещение ими импортной продукции и фармацевтических субстанций;
– осуществление технологического перевооружения фармацевтической отрасли.
Пожалуй, самое важное обобщающее экономическое следствие этих процессов заключается в том, что производство отечественных, в том числе произведенных на сибирских фармацевтических предприятиях инновационных препаратов, станет сильным стимулом для отечественной фармацевтической промышленности — дженерики («неоригинальные» лекарственные препараты), а их доля пока только увеличивается, сейчас — не менее 63%, постепенно будут вытесняться современными оригинальными лекарствами. В специализированных аналитических организациях — таких как, например, DSM, AIPM, АРФП, а также в фармацевтических изданиях и в докладах фармацевтических конференций ежемесячно публикуются сведения о динамике российского фармацевтического рынка, изменения в его структуре, новые или продолжающиеся тренды. Так, сегодня примерно 70% препаратов на российском рынке в стоимостном выражении являются зарубежными, а 85% активных фармацевтических субстанций, из которых и изготавливаются лекарства отечественными производителями, — импортированы из Франции, Германии, Италии, Чехии, Индии и других стран с развитой фармацевтической индустрией.
Фармацевтические предприятия Сибири вынуждены сталкиваться с продолжением (а не ослаблением) усиления конкуренции с зарубежными производителями на внутреннем рынке, в том числе, за счет локализации производства на территории страны (читай — «фасовка»), усилением регуляторного воздействия государства на отрасль и на фармацевтический рынок, зависимостью от импортных фармацевтических субстанций, смещенная ориентация на внутренний рынок.
Как видно по представленному рейтингу, в частности, следует обратиться к графику 1 «Распределение выручки и чистой прибыли крупнейших фармацевтических предприятий Сибири в 2016 году», к лидерам региональной отрасли с объемом реализации выше 700 млн рублей относятся всего 12 предприятий — «Фармасинтез», «Эвалар», ПФК «Обновление», «Вектор-Бест», «Фармстандарт-Томскхимфарм», «Красфарма», «Алтайвитамины» и «Органика», «Новосибирскхимфарм», «Вектор-Медика», «Усолье-Сибирский ХФЗ», Авексима-Сибирь» (новый бренд Анжеро-Судженского химико-фармацевтического завода).
Заметно, что ситуация в фармацевтической отрасли Сибири в целом развивается по благоприятному сценарию: темп прироста в 2016 году (а, вероятно, что схожие темпы будут отражены и в отчетных периодах 2017 и текущего годов) заметно выше среднегодовых (см. таблицу 1) — 20,21% простив 12,5%. Однако ряд крупнейших производителей после динамичного разгона сбавил обороты — «Фармасинтез» и «ПФК «Обновление» показывают существенный прирост выручки (35,5% и 21,3%, соответственно), но в предыдущие периоды им удавалось развиваться еще быстрее. В этой связи также вполне понятны намерения сибирских фармкомпаний по развитию производственного и маркетингового направлений бизнеса. На иркутском «Фармасинтезе» введена в строй новая фасовочно-упаковочная линия немецкого производителя Romaco, установлено специализированное оборудование Glatt Rommelag, GF, Cosmec, Atlas Copco, AGG Pam Pac, Neomachin — это не только повысило качество продукции и производительность труда, но и существенно увеличило производственную мощность цеха, а, следовательно, и предприятия в целом. Предприятие получило сертификаты соответствия GMP, сертификаты ISO 9001:2008, а центр исследований и разработок работает по всем готовым лекарственным формам, включая предварительно наполненные шприцы и картриджи, ведет работы по разработке новых инновационных и дженериковых препаратов, поиск новых молекул для лечения туберкулеза и ВИЧ/СПИД, онкологических заболеваний.
Известно о планах новосибирской ПФК «Обновление» до конца 2018 года расширить производственную и логистическую инфраструктуру: компания построит на своей площадке крупный складской корпус и новое опытное производство. Сегодня заявки по некоторым видам продукции компании, работающей под брендом Renewal, существенно превышают производственные возможности.
Очевидным аутсайдером остается сибирское предприятие федеральной группы «Фармстандарт» — «Томскхимфарм»: снижение выручки у компании наблюдается с 2014 года. В ближайшие время на предприятии будет осуществлена перепланировка промышленного участка с целью приведения в соответствие с требованиями правил GMP, и организация выпуска новых препаратов в рамках заключенных контрактов с международной инновационной компанией BIOCAD. Снижение объемов производства «Томскхимфармом» в натуральных показателях составило в 2016 году 34%, что связано в основном с продолжением процессов модернизации линий для оптимизации рабочих процессов и повышение рентабельности производства. Так, из Томска на предприятие «Фармстандарт-Лексредства» осуществлен трансфер производства препаратов, рентабельность производства которых достигается на предприятиях, обладающих значительными мощностями. Вместе с тем, «Фармстандарт-Томскхимфарм» сконцентрируется на производстве высокомаржинальных, но небольших по объему выпуска в упаковках препаратах.
Также нельзя не отметить и такие факторы развития сибирских фармацевтических предприятий, как ориентация на стимулирование исследовательского направления, расширение торговли в рамках Евразийского экономического союза, стремление к организации экспортных каналов поставок своей фармацевтической продукции, нацеленность на производство дженериков, а не оригинальных брендовых запатентованных лекарственных препаратов, стремление к получению сертификатов соответствия стандартам GMP. Тем не менее, вывод на внутренний рынок новых лекарственных препаратов можно считать основной стратегией развития фармацевтических компаний Сибири.
В начале 2017 года на базе ряда российских компаний по всей производственной и сбытовой цепочке — производитель-дистрибьютор-аптека-больница — запущен пилотный проект по внедрению и тестированию системы прослеживаемости лекарственных препаратов, которая должна быть распространена на всех участников фармацевтического рынка с 1 января 2019 года. Система призвана, в первую очередь, обеспечить защиту населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативное выведение из оборота контрафактных препаратов, а также «нейтрализовать» недобросовестных поставщиков. Несмотря на опасения некоторого государственного контроля за товарными и денежными потоками и затрат на ее внедрение и обслуживание, практически все производители фармацевтической продукции отмечают ее необходимость и положительные эффекты. Внедрение системы создает возможности для производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов достоверно анализировать данные о движении и продажах препаратов практически в режиме реального времени. В таком случае эти данные могут быть использованы фармацевтическими компаниями, в частности, при реализации стратегии по увеличению оборачиваемости товарных запасов или более эффективному контролю за дебиторской задолженностью. В системе мониторинга могут быть сформированы огромные массивы данных, анализ которых позволит повысить эффективность мероприятий по продвижению и рекламе лекарственных препаратов, что, в свою очередь, может значительно изменить характер взаимоотношений производителей, дистрибьюторов, аптек и госпитального сектора. Другими словами, те производители и импортеры, которые смогут адекватно обработать большие массивы данных, смогут получить существенные преимущества, создав более грамотную маркетинговую конкуренцию другим производителям на конкретных сегментах фармацевтической продукции.
Остается сказать, что основная идеология развития фармацевтического бизнеса в Сибири будет связана с активной поддержкой инновационного направления развития фармацевтики на базе новых предприятий или линий, то есть с попыткой захвата существенной доли фармацевтического рынка российскими современными препаратами наряду с развитием собственного производства большинства основных дженериковых препаратов. Налаживание выпуска дженериков не является сложным процессом как с точки зрения химии, технологий, так и экономики и распространения. Они не обеспечивают высокой рентабельности и сверхмаржинальности, как брендированные препараты, но обеспечивают загруженность мощностей и имеют растущий рынок потребления.