Несколько лет назад начинающий предприниматель, молодая мама Юлия Клюева по приглашению знакомых стала участницей реализуемой в Алтайском крае программы «Ты предприниматель». Разумеется, тогда, семь лет назад, постигая азы предпринимательства и тестируя себя на способность заниматься коммерческим делом, она не предполагала, что сможет стать преуспевающей бизнес-леди и открыть сеть агентств по подбору домашнего персонала в нескольких регионах страны. Сейчас Юлия оценивает свои шаги в бизнесе и говорит о значимости своевременного государственного сопровождения предпринимателей, включая информационную поддержку. Став в свое время резидентом краевого бизнес-инкубатора, она оказалась как раз в той комфортной информационной среде, которая дает возможность узнавать о предлагаемых государством ресурсах поддержки и пользоваться ими, развивая свое дело.
Создание комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности через совершенствование работы организаций инфраструктуры поддержки бизнеса на сегодня является одной из актуальных задач в политике руководства Алтайского края. Формирование и реализация сервисной региональной модели поддержки предпринимательства, которые осуществляет правительство края совместно с заинтересованными деловыми объединениями, базируются на предоставлении возможности получения предпринимателями разноплановых услуг в одном месте. Таким образом реализуется клиентоориентированный подход. Он гарантирует высокое качество обслуживания предпринимателей по единым стандартам.
Как это выглядит на практике? Основой в реализации сервисной модели стало создание и обеспечение функционирования Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства, краевого Центра «Мой бизнес», объединивших на своей площадке ряд инфраструктурных объектов, включая центр поддержки предпринимательства, гарантийную организацию, центр поддержки экспорта, центр бизнес-инкубирования, центр инноваций социальной сферы, центр компетенций в сфере сельхозкооперации, фонд микрозаймов. Для эффективной организации предоставления услуг предпринимателям в режиме «одного окна» выстроена логистика обращений как в оффлайн-, так и онлайн-формате. Обратившийся в Центр предприниматель работает с одним специалистом, который сопровождает его до момента разрешения вопроса, предоставляя ему, в том числе, и пост-сервис в виде информирования о новых продуктах и услугах. Кроме того, адресно формируется кейс по конкретной ситуации на основе прогноза развития бизнеса клиента и его потребностей. Это позволяет прогнозировать последующие обращения предпринимателя, оперативно подбирать ему подходящие продукты.
Предприниматели уже смогли оценить новации в деятельности объединенной инфраструктуры, оставляя свои отзывы на сайте Центра. Так, положительные оценки заслужила четко выстроенная навигация внутри Центра, возможность получить несколько консультаций специалистов по интересующим вопросам, а также пост-сопровождение уже непосредственно после обращения посредством современных видов связи. «В целом я получил исчерпывающую информацию по своим вопросам. Визит в центр оставил приятное впечатление, возникает желание продолжать взаимодействие», — делится впечатлениями один из предпринимателей, ставших клиентами Центра «Мой бизнес».
Мария Кузнецова, директор компании «Крепость», также участница мероприятий и клиент Центра, считает, что здесь, на созданной одной площадке, могут складываться воедино факторы для развития предпринимательской инициативы. «Еще в начале этого года я и подумать не могла о том, что у меня будет свой бизнес. И не просто бизнес, а собственное полноценное производство! Львиная доля в становлении которого принадлежит Центру «Мой бизнес». Сначала был проект «Мама-предприниматель», затем интенсивное обучение от Центра поддержки предпринимательства, далее — консультационное сопровождение моего проекта, помощь в маркетинге, финансовом анализе. Сегодня я имею понимание, что будет с моим предприятием завтра, через год, я могу оперировать инструментами гарантийного направления, экспортной поддержки».
Сервисная модель предполагает и масштабирование услуг, их приближение к получателям. Всеми услугами системы государственной поддержки бизнеса можно будет воспользоваться через информационно-консультационные центры в любом из городов и районов края, которые также включены в систему «одного окна». Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства координирует их деятельность, оказывает им всестороннюю методическую и консультационную помощь.
Создание комфортной среды для открытия и ведения предпринимательской деятельности наряду с остросоциальными вопросами находится в актуальной повестке дня руководства региона. В частности, на заседании правительства края в июле этого года рассматривался вопрос реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По словам временно исполняющего обязанности губернатора края Виктора Томенко, уровень развития бизнеса оказывает большое влияние как на экономику региона в целом, так и на качество жизни населения. «Тема развития малого и среднего предпринимательства, создание системы инфраструктуры его поддержки — это всегда вопрос, касающийся сотен тысяч жителей, практически всех отраслей экономики, десятков тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Поэтому решения, которые мы принимаем по созданию условий для функционирования этих важных элементов экономики нашего края, являются очень значительными и серьезными», — подчеркнул он.
Формирование максимально удобного получения услуг для предпринимателей также осуществляется в режиме государственного частного партнерства. Партнерами власти выступают кредитные организации, предлагая на своих площадках через специализированные сервисы комплексное обслуживание представителям малого и среднего бизнеса. Так, в середине августа состоялось открытие первого Центра оказания услуг для бизнеса на площадке регионального филиала Россельхозбанка. Здесь помимо банковских услуг предприниматели края смогут получить консультацию по налогам и сборам, зарегистрировать ипотечный договор и право собственности, получить разрешение на строительство, подать документы на регистрацию юридического лица, воспользоваться услугами кадастровой палаты и прочее. Обратившись в Центр, предприниматели также смогут воспользоваться федеральными услугами, предоставляемыми Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства. В течение этого года аналогичные центры оказания услуг для бизнеса начнут работу на площадках отделений Сбербанка и Сибсоцбанка.
Еще одной новацией в рамках внедрения сервисной модели в этом году в крае станет создание института бизнес-гида. Это новый формат взаимодействия с бизнесом, при котором любой предприниматель сможет напрямую обращаться к руководителям региональных и муниципальных властей, занимающихся вопросами развития предпринимательства и наделенных этим статусом, получить из первых рук информацию о возможностях и перспективах развития собственного дела, а также обозначить возникающие в его деятельности проблемы. Оперативность и результативность получения обратной связи будет обеспечиваться, в том числе, за счет выстроенных коммуникаций между бизнес-гидами муниципального и регионального уровней.
Предпринимательское сообщество края ждет от инфраструктурных преобразований новых возможностей для совершенствования ведения своего дела, повышения его эффективности и конкурентоспособности, появления сотни новых реальных историй делового успеха по примеру Юлии Клюевой и других предпринимателей, сумевших при должном государственном сопровождении реализовать лидерские и профессиональные качества. n