Тарифообразование по-­новому

Наталья Кобец
8 октября 2018, 00:00

Первым городом, который перейдет на новую модель регулирования рынка тепла, станет алтайский Рубцовск: 15 сентября премьер­министр Дмитрий Медведев подписал соответствующее распоряжение. Правила вступят в силу в 2019 году. Стоит ли ожидать внедрения новой методики в других сибирских регионах?

Читайте Monocle.ru в

Главное преимущество новой методики — в уходе от принципа «затраты плюс», когда тариф формируется исходя из расходов теплогенератора на производство. Получается, что неэффективные РСО могут иметь более высокие тарифы, чем эффективные. И при этом снижать затраты на производство тепла генераторы не заинтересованы: тариф пересматривается раз в год, и если компания провела модернизацию производства и снизила операционные расходы, вслед за этим регулятор понизит и тариф.

Теплоэнергетика, как и любое промышленное производство, не предполагает возврата инвестиций за год, горизонты окупаемости в отрасли — в лучшем случае 10-15 лет. Невозможность эффективно инвестировать и возвращать вложенные деньги сказывается в конечном итоге на состоянии теплового хозяйства населенных пунктов. Один из ярких примеров — это, конечно же, Рубцовск, где едва не был сорван отопительный сезон 2016–2017 годов.

Пример этот хорош сразу по нескольким пунктам. Во-первых, прежний собственник Рубцовской ТЭЦ пришел с большой инвестпрограммой и явным намерением заработать на этом виде бизнеса, но уже через два года компания оказалась в кризисе. Совпало многое: и неплатежи абонентов, и задолженность РСО перед поставщиками топлива, и плачевное состояние оборудования и сетей, требующее значительных вложений, и невозможность эти вложения вернуть в какие-то разумные сроки. В итоге город в разгаре отопительного сезона оказался под угрозой замерзания.

Во-вторых, история эта все же с хорошим финалом: властям региона удалось найти инвестора в лице Сибирской генерирующей компании (СГК), которая за первый год работы в Рубцовске вложила в реконструкцию и модернизацию генерирующего оборудования и теплосетей почти два миллиарда рублей. Гендиректор компании Михаил Кузнецов неоднократно говорил, что Рубцовск — это, скорее, социальная миссия, нежели бизнес, и у компании нет гарантий возврата инвестиций, потому что их не существует на законодательном уровне, а «джентльменские договоренности» с администрацией города и края не могут служить достаточным основанием.

Инвестиции в тариф

Два миллиарда рублей, даже с неопределенным сроком возврата, оказались для энергетиков инвестициями не столько в тепловую инфраструктуру города, сколько в будущее новой тарифной политики в сфере теплоснабжения. Власти Алтайского края и Рубцовска довольно быстро согласились стать пилотным регионом по внедрению метода альтернативной котельной и оперативно подготовили все документы. Тем не менее, с момента передачи полномочий по теплоснабжению Рубцовска СГК прошло уже два года, и только после января компания сможет приступить к работе по новой модели. И пока только в одном муниципалитете. Почему прогрессивная методика не вызывает энтузиазма у руководителей регионов?

— Главная проблема, наверное, недоверие: власти не верят нам, мы не верим властям. Если снять эту проблему, все закрутилось бы быстрее, — считает директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова. — Мы понимаем, что, пока не докажем, что можем эффективно реализовывать эти механизмы и что нам можно доверять, маховик не закрутится. Надеемся, что пример Рубцовска окажется убедительным.

Надо сказать, что и власти Рубцовска, несмотря на всю критичность ситуации, испытывали сомнения в эффективности предложенных решений.

— Программа была разработана на два года, но этого времени у нас не было, — вспоминал мэр города Дмитрий Фельдман. — СГК пришлось сделать все необходимое за девять месяцев и практически по ходу отопительного сезона. Было опасно, страшно, но мы перезимовали нормально.

Теперь, когда «джентльменские соглашения» с властями региона подтверждены законодательно, наблюдать за жизнью Рубцовска будет особенно интересно.

Все сначала рассчитать

Переход на новую модель регулирования возможен и на других территориях, в частности, в Красноярском крае. Энергетики готовы усиленно вкладываться в тепловое хозяйство Красноярска, если будут приняты механизмы возврата инвестиций. Кроме того, при условии введения принципа альтернативной котельной компания готова заместить все котельные в Канске. Однако пока руководство региона не торопится принимать решение.

— Такой способ расчета предельного уровня тарифа, как «альтернативная котельная», нам известен. В прошлом году на Красноярском экономическом форуме он даже был темой на одной из дискуссионных площадок, — говорит заместитель министра тарифной политики Красноярского края Александр Ананьев. — Специалисты СГК сформулировали и передали нам для изучения свои предложения по возможности его использования в Красноярском крае. Сейчас мы изучаем их, тщательно просчитывая все вероятные экономические и даже экологические последствия. После завершения исследований вопрос этот будет рассматриваться на самом высоком для региона уровне. От себя отмечу, что «альтернативная котельная» не предписание, а вариант, в том числе и привлечения инвестиций в отрасль. Обязательным для всей страны он не является, и решение присоединиться к ценовой зоне теплоснабжения принимается губернатором.

По мнению Александра Ананьева, Красноярский край — стабильный в энергетическом отношении регион, который не нуждается в срочных и капитальных вложениях в тепловую отрасль. Пока еще в регионе не было случаев, когда населенный пункт оказывался не подготовленным к зиме.

— Альтернативная котельная будет быстрее внедряться в тех регионах, где все плохо, — считает Екатерина Косогова. — Но важно не довести регион до состояния, когда его придется спасать. Крупные города еще лет 30 проживут на сохранившейся системе, правда, с каждым годом аварий будет все больше, а мелкие явно попадут в зону риска.

Кроме метода альтернативной котельной могут появиться и другие способы регулирования тарифов, в частности, метод эталонных затрат, сейчас его обсуж­дают в большей степени в контексте определения стоимости передачи электрической энергии. Однако, указывает Александр Ананьев, он может быть более интересен муниципалитетам, где тепловая энергия вырабатывается не станциями когенерации, а котельными.

В СГК заявляют, что компанию устроит любой метод регулирования, позволяющий защитить инвестиции. Скажем, вложенные в Рубцовск два миллиарда СГК планирует вернуть за 12 лет.

Вкладывать, а не закапывать

В начале текущего года СГК закрыла сделку по покупке активов крупнейшего теплогенератора Новосибирской области — компании «Сибэко». К новому собственнику, разумеется, сразу возникли вопросы о планах на будущее: как он намеревается содержать и развивать тепловое хозяйство? Износ теплосетей в столице региона оценивается в 72% (по бухгалтерскому учету), и, чтобы привести систему в относительный порядок, средства нужны значительные.

Руководство «Сибэко» пыталось решить задачу единовременным поднятием тарифа на 15%. Но несмотря на то, что все расчеты соответствовали требованиям закона и были согласованы во всех инстанциях, повышение было отменено. На нынешний день Новосибирск — город практически с самой низкой стоимостью тепла среди российских миллионников (ниже «гига» стоит только в Челябинске). С одной стороны, жители не заинтересованы в росте тарифа, а с другой — наверняка хотели бы жить в городе с современной инфраструктурой и с минимумом аварийных отключений.

Ясно, что решить дилемму, не повысив тариф и одновременно повысив на­дежность системы теплоснабжения, не получится. Ранее директор СГК Михаил Кузнецов заявлял, что компания намерена вложить в развитие теплового хозяйства Новосибирска до 20 миллиардов рублей. В эту программу входит и модернизация сетей теплоснабжения, и замещение неэффективных с экономической и экологической точек зрения котельных: они производят тепловую энергию по значительно более высокому, чем СГК, тарифу, и эта стоимость потом «замешивается» в тариф котловой.

Думается, энтузиазм энергетиков могут существенно охладить избирательные процессы, идущие в регионах Сибири: там, где выборы признаны состоявшимися, фокус внимания региональной власти сосредоточен на формировании правительств субъектов федерации. Не исключено, что в ходе кадровой ротации в органах власти компании придется начинать переговоры заново и с содержательного нуля.

Год на переход

Одно из преимуществ методики альтернативной котельной в том, что она уже разработана и утверждена, аргументируют в СГК, а метод эталонных тарифов пока еще официально не представлен, ФАС обещает сделать это до конца текущего года. В том, что отрасли нужны эффективные инвестиционные инструменты, в службе не сомневаются и свою задачу видят в том, чтобы предоставить муниципалитетам выбор, какой из инструментов окажется более интересным: регуляторные контракты, альтернативная котельная или эталонные тарифы.

— Мы работаем над повышением инвестиционной привлекательности отрасли, — говорит замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев, — предлагаем все возможные стимулирующие меры и выбор. Повлиять на принятие конкретного решения мы уже не можем, это должны делать сами регионы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития страны на 2020–2024 годы, переход на новые методы регулирования теплоэнергетики неизбежен. «Внедрение метода ценообразования по принципу «альтернативной котельной» позволит перейти на конкурентное ценообразование на тепловую энергию в ряде регионов, в которых имеются соответствующие объективные условия для формирования ценовых (конкурентных) зон, — говорится в документе. — В регионах, не имеющих таких условий, к 2020 году будет осуществлен переход на эталонный метод регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию».

Так или иначе, регионам придется отказываться от метода «затраты плюс» и переходить на более современные решения. Но за выбор конкретных мер энергетикам еще придется «повоевать».