Столпы экономики Алтайского края — аграрное производство, переработка и производство пищевой продукции, машиностроение и коксохимическое производство. Но развиваться интенсивно предстоит за счет новых направлений — еще большей экспансии туризма и сферы рекреаций, инновационной экосреды и современных технологичных компаний
2GIS
Читайте Monocle.ru в
В 2017 году Алтайский край укрепил свои позиции одного из крупнейших в стране аграрного региона как гаранта продовольственной безопасности страны и всего сибирского макрорегиона. Здесь есть определенный ресурсный (полиметаллы, уголь, золото), производственный и интеллектуальный потенциал в сфере машиностроения и иной промышленности, а также активно развиваемые в последние десять лет санаторно-курортная деятельность, туризм и с недавнего времени — сфера развлечений и азартных игр.
Так, в рейтинге впервые участвует компания «Алтай Палас» (Altai Palace) с показателями по выручке в 2,1 млрд рублей, по чистой прибыли в 112 млн рублей. Первое официальное казино игорной зоны «Сибирская монета» было построено в предгорье Алтая примерно в пяти километрах от реки Катунь и открыто в 2014 году. Помимо собственно игорной зоны комплекс включает также отель, ресторан и целый спектр объектов для отдыха и развлечений гостей и жителей региона: SPA-салон, бильярд, караоке-холл, доходы от которых также формируют часть выручки. Комплекс Altai Palace работает четвертый год, планируется, что на территории «Сибирской монеты» в ближайшие три года будут построены новые казино, четырех- и пятизвездочные отели и гостиничные комплексы (с общим количеством номерного фонда в 3 тыс. мест), комфортабельный комплекс «Русская деревня», рестораны, современные горнолыжный комплекс и крытый аквапарк, летние кинотеатры и иная инфраструктура отдыха. Общая сумма частных инвестиций превысит 30 млрд рублей.
Сложно представить Алтайский край без лечебно-оздоровительного, сельского, научно-познавательного, экстремального, событийного туризма. Край входит в пятерку российских лидеров по количеству гостей в санаториях. Тем не менее, очевидно, что необходим новый, очередной виток концентрации и экспансии туристической, курортно-оздоровительной и гостевой инфраструктуры и сопутствующих объектов. Мало кто из чиновников и предпринимателей в 2006–2007 годах мог спрогнозировать, что туристический поток в регионе благодаря федеральному решению построить и развить здесь специализированную рекреационную территорию вырастет почти в два раза. И если в 2010 году край принял чуть более одного миллиона туристов, то в 2017 году в крае побывали по меньше мере 2,15 млн человек. За тот же период, по данным краевой администрации, число работающих туристических предприятий (а это разнообразные комплексы, гостиницы, парк-отели и множество других объектов отдыха) увеличилось на 213 единиц (в 2010 году их насчитывалось около 800, а сегодня уже около одной тысячи). Более чем на треть увеличилось количество коллективных и индивидуальных средств размещения туристов (туристических площадок, кемпингов и зон отдыха) — в 2017 году их уже насчитывается 670, а места круглогодичного размещения гостей пополнились еще 3,3 тыс. единиц (в 2017 году — уже 19,8 тыс. мест).
И хотя санаторно-курортные компании в рейтинге крупнейших компаний Алтайского края все еще редкость, уже несколько лет подряд в наш список включаются два предприятия — санаторий «Россия» (1,243 млрд рублей и 9,3% прироста выручки) и курорт «Белокуриха» (доходы в 2017 году 1,622 млрд рублей). Большая же часть компаний туристического бизнеса, разбросанных по всей территории Алтайского края и Республики Алтай, представлена в основном малым и средним бизнесом.
Если вернуться к столпам алтайской экономики, то следует отметить важную тенденцию. В условиях санкционных ограничений для импортной продовольственной продукции и расширения внутреннего рынка алтайские аграрии, переработчики местной аграрной продукции, краевые производители пищевой продукции практически перестали получать дополнительные возможности своего экономического роста. Да, лидерские позиции Алтайского края в целом подтверждаются физическими результатами «на массу»: первым местом среди российских аграрных регионов в 2017 году по сбору яровой пшеницы (2,593 млн тонн), гречихи (693,8 тыс. тонн), овса (623,1 тыс. тонн), восьмое место по валовому сбору зерна (4,98 млн тонн), девятое место по валовому сбору подсолнечника (560,7 тыс. тонн), двенадцатое место по сбору сахарной свеклы (1,1 млн тонн). В правительстве края отмечают, что в производстве пищевых продуктов Алтайского края получены максимумы по сахару-песку (129,5 тыс. тонн), сыров и сырных продуктов (85,7 тыс. тонн), произведено 130,3 тыс. тонн макаронных изделий, 176 тыс. тонн масла растительного, 460 тыс. тонн крупы и крупяных изделий, 21,1 тыс. тонн сливочного масла. Однако этот новый производственный виток практически не заметен по финансово-экономическим результатам работы отдельных компаний, представленных в рейтинге: в среднем пищевая и аграрная промышленность крупнейших предприятий края снизила обороты в 2017 году на 1,5% (суммарно до 57 млрд рублей, см. таблицу 2 на сайте expertsib.ru). Более того, индекс производства по аграрному направлению (ссылаемся на официальную статистику) составил всего 100,7% (то есть плюс 0,7% к предыдущему году), а снижение физических объемов выпуска незначительно, но произошло по производству мяса, молока, муки, кондитерских изделий. Что это означает? В ситуации, когда производство аграрного сырья стабилизировалось или несколько сократилось, а доходы предприятий не растут, произошло незначительное затоваривание, перепроизводство и, как следствие, снижение цен и… предпосылки олигополистического рынка, на котором цены «диктуют» оптовые покупатели, а алтайские производители вынуждены соглашаться с ними.
Крупнейшее аграрное и перерабатывающее предприятие в регионе — «Алейскзернопродукт» — уменьшило выручку на 12,9%, Черемновский сахарный завод (единственный производитель сахара на востоке страны) сократил доходы на 18,2% и в несколько раз снизил чистую прибыль. Даже традиционные лидеры пищевой отрасли края — два крупнейших пивоваренных завода — Барнаульский и Бочкаревский — на фоне конкуренции и колебаний потребительского спроса немного, в пределах 5-6%, снизили свои показатели выручки. Тем не менее, на Бочкаревском пивоваренном заводе (предприятие показывает на протяжении нескольких лет заметную динамику) модернизируется производство, оно становится все более автоматизированным — в 2017 году (произведено1,29 млн дал пива) установлены новые промышленные роботы на линии розлива в стеклянную бутылку, автомат для сборки коробок исключил ручной труд, выросла производительность мойки, установлено восемь конических цилиндров танков брожения, новая азотная станция (в таре находится инертный газ, а пиво при розливе не соприкасается с воздухом).
Пока не ясно, какая ситуация складывается в текущем году, хотя есть оперативные данные по сбору урожая в крае, но уже понятно, что аграрии и переработчики оказываются в положении «низкий урожай — это плохо, но высокий урожай тоже не лучший вариант».
Затронем траекторию развития еще одной важного для алтайской экономики направления — коксохимического. Градообразующее для Заринска предприятие «Алтай-кокс» обеспечивает потребности Липецкой производственной площадки Группы НЛМК в коксе на 100% и отправляет на него 4,4 млн тонн продукции ежегодно (при этом только 80% продукции алтайского предприятия отправляется на Новолипецкий металлургический комбинат). Коксохимический завод является важным звеном, обеспечивая технологический процесс доменной плавки в Липецке по оптимальной себестоимости — и, в конечном счете, применение алтайского кокса повышает конкурентоспособность продукции металлургов, повышает эффективность последующих переделов (производство стали и затем на этапе downstream — типовых видов горячекатаного проката и уникальных марок электротехнических сталей). Однако, технологические разработки активно внедряются и на предприятия группы НЛМК, одна из которых напрямую может повлиять на показатели работы коксохимического производства — ресурсосберегающая технология вдувания пылеугольного топлива, которая сокращает расход кокса. Замещение дорогого сырья более дешевым аналогом (коксующегося угля энергетическим) уменьшает себестоимость выплавки чугуна примерно на 5%, потребление дорогостоящего кокса снижается на 30%, природного газа — в пределах 50%. На Липецкой площадке уже на 14% снизилось потребление коксующегося угля. В будущем это отразится на коксовом предприятии и социально-экономической ситуации в моногороде, но «Алтай-кокс» сейчас показывает высокие показатели прироста выручки (56% в 2017 году) и абсолютной чистой прибыли (7,7 млрд рублей).
Тем временем другое градообразующее предприятие края, новоалтайское предприятие «Алтайвагон» (входит в холдинг «СДС-Маш»), уже столкнулось с технологическими проблемами. Финансовые показатели резко возросли (до 18 млрд рублей выручки, или на 84%), что стало результатом исполнения сложного контракта по производству угольных вагонов для СУЭК (удвоены объемы производства и выпущено 7 тыс. грузовых вагонов). Но завод находился в состоянии лицензионно-правовой конфронтации с «Уралвагонзаводом» и не мог получать нужные комплектующие, в результате чего половину 2017 года вынужденно простоял без работы, недовыполнив обязательства. Вероятно, что по итогам текущего, 2018 года алтайское предприятие снизит выручку и вновь покажет убытки.
В прошлом году «Алтайский шинный завод» (предприятие «НорТек») выпустил на рынок 30 новых моделей и увеличил объем производства на 8%. В 2018 году компания планирует прирасти еще на 17% и запустить еще около полусотни новых моделей. Так, впервые завод будет производить покрышки шириной 120 см, также ориентир взят на шины для лесозаготовительной техники. В отличие от аналогичного Красноярского шинного комбината, обанкротившегося из-за некомпетентности руководства, конфликтов акционеров и неумения выстраивать современные технологические, инвестиционные и бизнес-процессы, доля «Алтайского шинного комбината» на российском рынке составляет сегодня 23–25%. В 2017 году выпущено 1,88 млн шин, а прогноз выручки на текущий год — 13,9 млрд рублей (годом ранее — 10,9 млрд рублей).
Умение включать свое предприятие в новые научно-технологические процессы, разрабатывать инновационные продукты и услуги в соответствии с увиденными свободными нишами, вполне характерно для многих других индустриальных предприятий Алтайского края. В числе компаний, участвующих в рейтинге, к таким помимо шинного завода относятся также и машиностроительные компании, предприятия сферы электроники и точных механических изделий, продукции для нефтехимической и строительной отраслей. Так, единственный в России производитель топливной аппаратуры Алтайский завод прецизионных изделий в 2018 году запустил первую очередь серийного производства топливных систем Altay Common Rail System для дизельных двигателей экологических стандартов Евро-5 и Евро-6, контактируемых для европейских и российских потребителей. В следующем году «КамАЗ» запускает производство нового рядного шестицилиндрового двигателя, на которых будет интегрироваться новая система топливного впрыска алтайского производителя. Другой характерный пример — комплекс предприятий, объединяющий компании «Бия-Хим» (3,2 млрд рублей доходов и 71,7% прироста) и «Бия-Синтез» (1,5 млрд рублей, темп роста выручки 92%), расположенных в наукограде Бийск, разрабатывает и производит различные химические продукты для строительной, нефтедобывающей (реагенты для приготовления буровых промывочных жидкостей), металлургической и пищевой промышленности.
Более того, вероятно, что в ближайшие несколько лет в экономику Алтайского края будет включено несколько десятков новых производственных предприятий, построенных на базе собственных инновационных разработок и технологического трансферта. В этом случае для них необходимо создавать внутренние рынки (среди алтайских строительных компаний, аграриев и переработчиков) и стимулировать потребление местной продукции на них. Среди инновационной эко-среды в регионе можно отметить и компании, работающие в области современных информационных технологий и средств связи, большинство из которых представляют собой пока еще по сути фирмы уровня «стартап». Если для них в Барнауле не будет комфортной friendly-среды (включая формальные и неформальные технологические зоны) и запросов на их услуги и продукты внутри края, даже с учетом интеррегиональности работы IT-компаний, то вероятна их частичная, но наиболее перспективная миграция в близлежащий Новосибирск, где есть инфраструктура и условия.
В заключение остается сказать, что в Алтайском крае активно развиваются направления экономики, напрямую не связанные с традиционной для региона аграрной промышленностью или пищевым комплексом. Возможно, что через несколько лет презентации инвестиционного и экономического потенциала Алтайского края будут начинаться не с деклараций о новых рекордах в традиционных отраслях (а они наверняка будут), а с приглашения частных инвесторов вкладываться в самые перспективные сектора — туризм, рекреационную и курортную деятельность и в инновационную технологичную экономику. n