Привычные инновации

Андрей Шикарин
22 октября 2018, 00:00

Технологическое предпринимательство для Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) — не веяние моды и не явление только нынешнего дня, это модель развития вуза, которая реализуется на протяжении последних десяти лет. О том, как в университете формируется экосистема для инноваций, нашему изданию рассказал ректор университета Александр Шелупанов

Ректор Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) Александр Шелупанов

— Александр Александрович, национальный проект «Наука» ставит амбициозные задачи перед отечественными вузами: подготовить тридцать тысяч молодых ученых, создать 900 лабораторий, сформировать кадровый резерв для инновационных компаний. Но готова ли отечественная высшая школа к выполнению этих задач и позволяет ли ее нынешний уровень оснащенности и компетенций успешно конкурировать по этим направлениям с зарубежными вузами?

— Не берусь оценивать всю российскую высшую школу, последую правилу Сент-Экзюпери: проснулся утром — убери свою планету. Скажу относительно нашего университета. Области знаний, в которых работает ТУСУР, по определению конкурентоспособны — это все то, что называется «хайтек» — с момента основания нашего университета, а это уже более пятидесяти лет. Для нас цифровая экономика — обыденное понятие, в котором мы существуем. Ни одна микропроцессорная система, ни одна система управления и автоматизации немыслима без цифровой начинки. Объем выработки на одного научно-педагогического сотрудника в нашем университете — один из самых высоких в России. Доля исследовательского бюджета в нашем университете, т.е. деньги от науки, от хоздоговоров, сегодня составляет 43 процента. Мы по этому показателю опережаем Кембридж, у них 38 процентов. Лучшие университеты мира имеют не более 50 процентов. Уже двадцать пять лет назад ТУСУР создал первый Технопарк в России. Также именно в нашем университете был создан первый в стране центр цифровой экономики.

— На протяжении последних лет отечественная высшая школа находится в состоянии постоянных изменений, происходит значительная трансформация. Как все же соблюсти баланс в приоритетах — университет должен обучать или заниматься наукой, или учить технологическому предпринимательству и создавать инновационные компании?

— Есть три миссии университета — социальная, исследовательская, но главная, по моему мнению — это подготовка конкурентоспособных выпускников, чтобы их расхватывали, как горячие пирожки.

Все нужно делать системно, нельзя собрать сто талантливых ребят и ждать появления ста компаний. Такого не бывает и вряд ли когда-то будет. Мы в ТУСУРе решили реализовать совершенно иной подход к образованию, внедрив собственную «технологию группового проектного обучения». И реалии нынешнего дня показывают, что мы тогда, более 10 лет назад, предвосхитили события и выбрали правильную модель. За это время вокруг нашего вуза сложилось очень мощное бизнес-окружение — более ста пятидесяти компаний, и их количество увеличивается: это компании, созданные нашими выпускниками. По техническим заданиям компаний-индустриальных партнеров работают проектные группы, которые формируются из студентов разных кафедр, разных факультетов. Сегодня мы научились формировать группы из разных университетов, не только из Томска, и не только из России, но и международные. Например, сегодня мы реализуем проект с вузами из Японии, с французскими университетами.

Чтобы реализовать технологию «группового проектного обучения», мы разработали не только нормативную документацию, методические указания, мы создали и материальную базу — 35 лабораторий для реализации проектного обучения. Мы вложили порядка 800 млн рублей, чтобы создать современную лабораторно-исследовательскую базу.

— Сегодня для успешной конкуренции стараются формировать «экосистему». Как, на ваш взгляд, должна выглядеть экосистема, в которой формируются и развиваются инновационные компании, из каких элементов она должна состоять?

— В университете за долгие годы уже сформирована замкнутая экосистема, ТУСУР — вообще университет сквозных технологий. Если наши студенты придумали технологию или какое-то устройство, то им для реализации даже не надо выходить за стены университета. Если мы придумали прибор — есть радиоконструкторский факультет, где его сконструируют, если вам нужна «начинка» прибора — есть радиотехнический факультет, если вам нужна система управления — есть факультет систем управления, нужно делать вычисления — факультет вычислительных систем, нужны экономисты — экономический факультет. В сформированной системе ни одного лишнего звена.

Для студентов, работающих в проектных командах, мы изменили учебный процесс, обеспечили этот процесс всей необходимой нормативной документацией. Приступая к проекту, они пишут техническое задание в соответствии со стандартами, требованиями и ГОСТами, это важный момент, их работа не просто какая-то умозрительная задача, все проекты реалистичны и сразу должны выполняться с максимальной привязкой к реальным условиям внедрения. В ходе работы мы из проектов выбираем такие, которые, на наш взгляд, могут быть коммерциализированы. А это уже предтеча стартапа. Помещаем проектную группу в наш студенческий бизнес-инкубатор — тоже, к слову сказать, первый созданный в России. В инкубаторе помимо необходимой научно-технической базы есть и «Агентство интеллектуальной собственности», чтобы защитить ваши права, есть финансовая поддержка. Следующий этап — это создание компании, которая делает собственный наукоемкий бизнес. Такой инновационный лифт проходят инновационные компании. За последние несколько лет мы создали более 50 таких наукоемких компаний. Мы создали среду, которая сейчас работает эффективно.

— У вашего вуза богатый опыт взаимодействия с индустриальными партнерами. В чем ваш секрет успеха?

— Мы действительно сильны тем, что работаем во взаимодействии с индустриальными партнерами. К примеру, есть постановление правительства № 218 о взаимодействии университетов с индустриальными партнерами, когда индустриальный партнер вкладывает деньги и государство выделяет такую же сумму. Общий объем инвестиций не должен превышать 600 млн рублей. Такие проекты выполняются в интересах индустриальных партнеров. То есть государство говорит: если тебе нужна новая технология — иди в университет. Вот вам половина денег, половину денег вкладывайте вы. На сегодняшний момент ТУСУР лидирует в стране по количеству выполненных проектов в рамках данного постановления — девять проектов с индустриальными партнерами на сумму более 3,5 млрд рублей.

Мы создали базовые кафедры согласно запросам бизнеса, например, таких предприятий, как «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева», «ПКК Миландр», «Микран», «НПЦ «Полюс» и ряда других. На подобных базовых кафедрах студенты учатся по программе, которая нужна этой компании.

 14-2.jpg

— По сути, на базе вашего вуза формируются RnD-центры.

— Да, RnD-центры в чистом виде. Такие центры в ТУСУРе существуют, и не один. И буквально на днях, в ходе форума U-NOVUS-2018, наш университет подписал очередные соглашения о сотрудничестве с компаниями «Когнитивные технологии» (Cognitive Technologies) и с Военно-Страховой компанией.

— То есть, можно говорить о том, что в Томской области сформирована «экосистема» для развития инновационных компаний?

— Сегодня в Томской области реально существует кластер наукоемких компаний, которые занимаются софтом, электронной компонентной базой, а также другим высокотехнологичным производством. И наш вуз его возглавляет и координирует. И, по моему глубокому убеждению, в Томске реально существует аналог Силиконовой долины. Ничего не надо придумывать, все уже придумано. Этот кластер де-факто существует, теперь его нужно оформить де-юре.

— Александр Александрович, какое главное преимущество появится у вузов, да и всей отечественной науки при получении статуса национального проекта?

— Бюджет любой программы ограничен, даже бюджет программы «Цифровая экономика». Кажущиеся большими суммы при переводе в евро или доллары существенно блекнут. Национальный проект позволит сконцентрировать усилия, ни одна программа не сможет с этим справиться, была ведь поставлена стратегическая задача — войти в топ-5 экономик мира. Чтобы это сделать, нужен прорыв, по-другому не бывает! Если вы будете постоянно повторять чью-то технологию, улучшать — да, у вас будет меньше рисков, но и прибыли у вас тоже будет меньше. Сегодня выход только в том, чтобы выводить на международный рынок продукцию, которая не имеет аналогов, прорывные вещи.

— К вопросу о формировании 15-ти научно-образовательных центров, прописанных в нацпроекте. Возможно, стоит обратить внимание на уже сформированные, что существенно оптимизирует затраты на выполнение задачи?

— Конечно, эти центры должны быть мощными, с развитой научной, лабораторной производственной инфраструктурой, это такие «мегасайнс»-проекты, куда требуются многомиллиардные инвестиции. Земля в Томске есть, компетенции есть, бизнес-окружение есть. Если Томск определят как одну из базовых точек, один из таких центров, то здесь понадобится меньше денег, человеческих ресурсов и времени, чтобы организовать тот самый нужный стране рывок. На ровном месте, конечно, можно создать подобный «мегасайнс»-проект, но тогда надо всему населению потерпеть значительно больше, чем 15–20 лет, как указано в программе.