Если на Западе развивают «умный город» (smart city), то в России — «умный город» и «умный регион». Уж слишком велики размеры страны и чудовищен разрыв в качестве жизни между жителями региональных центров, малых городов и сел. К тому же из-за особенностей межбюджетных отношений финансовые возможности российских муниципалитетов несравненно меньше возможностей регионов. Даже если это крупнейший муниципалитет Сибири — Новосибирск, который единственным в макрорегионе вошел в этом году в число 18 городов страны, где реализуют пилотный проект федеральной концепции «Умный город».
Ожидается, что в Новосибирске протестируют комплексные технологические решения и точечные разработки, направленные на повышение комфорта жизни горожан. Самые успешные технологии власти обещают внедрить в других регионах страны. За право поставить «умные» решения на службу жителям региона уже развернулась нешуточная борьба между местными и федеральными разработчиками. Ведь самые успешные компании соберут с рынка жирные «сливки».
На стадии старта
Город может называться «умным» только тогда, когда в единую управляемую инфраструктуру объединена вся жизнедеятельность муниципалитета — управление городским освещением, контроль коммунальной инфраструктуры, безопасность (например, видеонаблюдение с аналитикой на каждой улице), экологический мониторинг, датчики разнообразных протечек и поломок, управление светофорамии, дорожными знаками и так далее.
«По сути, задача «умного города» — это анализ и построение лучших алгоритмов, которые позволят экономить ресурсы и повышать эффективность, — говорит руководитель группы региональных продаж Huawei Enterprise Business Group в России Владислав Микшевич. — Например, «умные» решения в сфере безопасности в перспективе сведут на нет уличную преступность. Ведь совершенно бессмысленно воровать сумочки, если благодаря анализу записей камер видеонаблюдения в зоне происшествия и отслеживанию маршрута преступника через камеры соседних улиц уже через 10 минут злоумышленник будет арестован». «Сократив потребление электроэнергии и снизив эксплуатационные расходы при реализации проекта «умное освещение», город получает возможность увеличить количество освещаемых улиц и дворов, а также светильников на них», — вторит коллеге заместитель директора по b2g АО «ЭР-телеком холдинг» Алексей Паламарчук.
В настоящее время темпы внедрения «умных» технологий в Новосибирске отстают не только от городов Европы, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и еще нескольких миллионников в европейской части страны, финансирование в которых на порядок лучше, указывают эксперты. «Уже есть ряд территорий в России, которые создали проектные офисы «умного региона» и активно инвестируют в разработку платформ, методологии, сервисных моделей smart city. Они привлекают лучшие кадры, проводят хакатоны, стимулируют стартапы», — комментирует заведующий кафедрой smart city СибГУТИ, член правления ассоциации «Национальная платформа промышленной автоматизации» (НППА) Дмитрий Гоков.
От «умных городов» Европы Новосибирск, по его мнению, отстает примерно на пять лет. «Там раньше начали заниматься smart city. Ведь невозможно построить «умный город» в одночасье — чтобы что-то появилось и начало работать, нужно минимум два года», — говорит эксперт. «В нашей нише — дорожная инфраструктура — разрыв с Западом колоссальный. Во многих городах мира «умные решения» не просто внедрены и оттестированы, но и усовершенствованы. Создана инфраструктура по внедрению и обслуживанию таких систем. Мы же только на стадии старта», — считает исполнительный директор компании «Грин-пэй» Александр Лушев.
«Умные» сервисы
Несмотря на отставание, у Новосибирской области хорошие перспективы стать флагманом в развитии «умных» технологий для города и региона в Сибирском федеральном округе. «Тому есть ряд причин, — поясняет Дмитрий Гоков. — Во-первых, в Новосибирской области уже создана мощная аппаратная инфраструктура — ЦОД — и собственная волоконно-оптическая линия связи правительства региона, доходящая до каждого райцентра. Это снимает ограничения по ширине каналов связи и их стоимости, можно реализовать облачную модель, эффективную и малозатратную. Во-вторых, Новосибирск обладает высококачественными кадровыми ресурсами. Каждый год вузы города выпускают около двух тысяч IT-специалистов».
По оценке руководителя направления по работе с региональными администрациями группы компаний Softline Владимира Пичугина, Новосибирск активно догоняет столицу по широте и темпам использования технологий «умного города»: внедрена безналичная оплата проезда на муниципальном и части коммерческого транспорта, одной из первых в России заработала система фото- и видеофиксации, развивается проект «умных остановок». Сейчас в Новосибирске действуют три «умных остановки», каждая из которых стоила частному бизнесу 1,5 млн рублей, но к концу 2019 года мэрия ожидает монтаж еще 50 павильонов с электронными табло, системой видеонаблюдения, wi-fi и розетками для зарядки телефонов.
В конце августа Softline запустил на улице Станционной в тестовом режиме автоматизированную систему управления дорожным движением, которую мэрия Новосибирска рассчитывает масштабировать на весь город. Система из 11 светофоров, 22 камер и 22 датчиков позволяет регулировать движение транспорта в зависимости от интенсивности потока. Предполагается, что система «умных» светофоров от Softline позволит увеличить скорость автопотока в среднем на 15-20%. В случае успеха компания готова инвестировать в этот проект около 100 млн рублей.
Другая новосибирская компания — «Грин-пэй» — разработала и внедрила «умное» решение для автоматизации процесса парковки. С помощью мобильного приложения пользователь может получить доступ к парковке в нескольких торговых центрах города и оплатить услугу. «Технология построена на нейронных сетях и, по сути, самообучаема. На сегодня система способна распознавать более 30 тыс. государственных номеров в сутки и открывать шлагбаум за три-пять секунд», — говорит Александр Лушев.
Примеров таких локальных разработок в городе немало. Но все это лишь элементы «умного региона». Для того, чтобы новосибирцы и жители области начали получать реальный эффект от их использования должны появиться цифровые платформы, увязывающие «умные» разработки в одно целое, указывают эксперты.
Комплексный подход
О планах создать комплексные решения для «умных» городов и регионов уже заявили несколько федеральных компаний и местных игроков. Проекты отличаются по масштабу и направленности.
«Ростелеком» первым в Сибири специально под нужды управляющих организаций разработал проект по внедрению интернета вещей в сферу ЖКХ. Интеллектуальные системы цифровой компании помогают обслуживающим организациям области управлять потреблением коммунальных ресурсов и обеспечивать безопасность жителей многоквартирных домов по интернету, без участия человека. Система дистанционного контроля приборов учета анализирует информацию по заданным параметрам и, в случае их отклонений от нормы, направляет sms- и email-оповещения в адрес управляющей компании. В настоящий момент филиал «Ростелекома» в Новосибирске существенно расширил функционал действующей информационной системы мониторинга. Программный продукт, разработанный в партнерстве с «Технотрониксом», позволяет обеспечивать круглосуточный контроль состояния систем безопасности на любых объектах — промышленных, общественных и жилых — на всей территории Новосибирской области.
«Сейчас «Ростелеком» готовит комплексный кейс, направленный на создание единой экосистемы «умного города». На этом этапе как раз и определимся, с помощью каких технологий город сделать «умнее», и предложим варианты руководству области и города», — говорит вице-президент — директор МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Николай Зенин. Основой цифровой платформы «Ростелекома» станут системы управления городскими ресурсами (транспорт, инфраструктура, управление недвижимостью и так далее), социальной сферой (информирование о городских процессах), социально-бытовых услуг (торговля, здравоохранение, образование и соцзащита) и «Безопасный город» (кибербезопасность, городское видеонаблюдение, экстренное оповещение и система «112»).
«В проекте «умный город» мы выделяем для себя три основных направления, которые реализуем уже сегодня: «умное» городское освещение, мониторинг и контроль энергоэффективности для РСО и ЖКХ, мониторинг объектов транспортной инфраструктуры. По всем есть технически реализованные решения и проекты в городах-миллионниках — Москве, Санкт-Петербурге, Перми и ряде других», — рассказывает Алексей Паламарчук. «ЭР-телеком холдинг» намерен реализовать проект «умного региона» на базе Академгородка. Соответствующее соглашение о намерениях компания подписала с правительством Новосибирской области в конце августа.
Решение Huawei для «умного города» объединяют облачные технологии и сетевую архитектуру. «Если представить весь проект «умного города» в виде пирамиды, где базовый уровень — это конечные устройства (датчики), а верхний — пользовательские приложения, то мы как инфраструктурная компания обеспечиваем функционирование всей середины этой пирамиды. Иными словами, наши решения для «умного города» включают различные типы сетей, платформу агрегации и обработки данных, различные типы систем хранения», — говорит Владислав Микшевич. Защиту «умного города» Huawei обеспечивают шесть механизмов безопасности: физическая защита, защита на уровне сети, хоста, защита виртуализации, приложений и данных, констатирует Микшевич.
Разрабатывают «умные» платформы для города и региона и местные игроки. При этом новосибирские разработчики не считают федеральные и мировые компании своими конкурентами. «Госкорпорации и крупные компании разрабатывают концепцию «Умного города», и это правильно, потому что единая концепция позволяет не изобретать велосипед в каждом отдельно взятом городе, — делится мнением Владимир Пичугин. — Но для реализации конкретных проектов на местах разумнее использовать местных игроков: они лучше знают специфику региона и могут доработать федеральную концепцию, опираясь на потребности конкретного города».
«У госкорпораций есть опыт проектов «умного города», но он применим преимущественно для моногородов. Такие проекты, например, есть у Росатома. Однако применить этот опыт в отношении Новосибирска невозможно, — соглашается Дмитрий Гоков. — В крупных мегаполисах «умный город» можно построить только изнутри, с учетом их индивидуальной специфики».
Ассоциация «НППА» разрабатывает платформу на основе свободного программного обеспечения. Отличие системы — в открытом коде. Такое решение оптимально для импортозамещения, развития локальных экспертиз, информационной безопасности, объясняет Гоков.
Без властей не обойтись
Одним из главных факторов, сдерживающих развитие «умного города» в Новосибирской области, Дмитрий Гоков называет отсутствие бюджетного финансирования. «Новосибирская область уже несколько лет не может обеспечить финансирование для организации работ по внедрению «умного региона». Просто в бюджете нет такой статьи, — сетует эксперт. — На мой взгляд, наше руководство находится в плену ложного стереотипа, что «умный город» — это тема бизнеса, должны прийти некие бизнесмены, которые сами все построят и настроят. К сожалению, это утопия. Чтобы бизнес взялся за тему smart city, нужно создать необходимую базовую инфраструктуру, а это задача государства».
В региональном бюджете предусмотрено финансирование госпрограммы развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на период с 2016 по 2021 годы. Ее суммарная стоимость — 1,83 млрд рублей. По словам руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий правительства Новосибирской области Анатолия Дюбанова, власти не готовы напрямую финансировать проекты «умного региона». Не предусмотрено и финансирования пилотного проекта концепции «Умный город» в Новосибирске. «В рамках «умного региона» мы, региональная власть, позиционируем себя в качестве некого шлюза между частными разработчиками «умных» решений для жителей города и региона и органами власти всех уровней, включая силовые ведомства, — рассказывает господин Дюбанов. — Компании, развивающие технологии «умного региона» заинтересованы в сотрудничестве с государством, потому что оно аккумулирует и хранит разнообразную информацию о жителях и инфраструктуре. А силовики заинтересованы в доступе к частным системам в области безопасности, например, к камерам видеонаблюдения, так как это повышает их эффективность».
Анатолий Дюбанов считает, что развитие «умного региона» приведет к созданию единой платформы, созданной на принципах открытого кода, в которую будет стекаться информация с множества частных платформ и использоваться в интересах жителей, бизнеса и государства. «Сейчас «платформ» огромное количество. Все, что больше, чем маленькая программка, пытаются назвать платформой. И это хорошо, пусть бизнес конкурирует. А мы по мере сил будем помогать внедрять «умные» решения в жизнь в интересах общества», — заверил чиновник.
Пример такого сотрудничества власти и бизнеса — создание приложения Яндекс.Транспорт, которое позволяет в режиме онлайн видеть движение по городу и области автобусов, трамваев и троллейбусов. Сейчас при участии местных властей идут переговоры по включению в приложение пригородных электропоездов и метро.
Сдерживает «поумнение» Новосибирска и области и отсутствие налаженного механизма монетизации решений. «Бизнес не всегда понимает, как на «умных» решениях можно зарабатывать, — делится мнением Владислав Микшевич. — Автоматизированные видеокамеры как элемент регулирования дорожного движения успешно показали свою экономическую эффективность. Но европейские города делают то же самое с уборкой мусора, освещением, электроэнергией и другими подсистемами. Думаю, через три-пять лет и мы к этому придем. Просто у нас еще не до конца развита культура ответственного потребления социальных благ».
«Сейчас мы позиционируем наш проект по автоматизации парковки как некоммерческий. В Новосибирске он вряд ли выйдет хотя бы на самоокупаемость, — рассказывает Александр Лушев из «Грин-пэй». — В Москве это более вероятно, так как там больше платных парковок и нет бесплатного периода. Есть некоторые идеи, как можно начать зарабатывать, но это не те деньги, которые окупали бы производство, установку и обслуживание». За два года компания вложила в свой «умный» проект более 20 млн рублей.
Сказывается на скорости развития «умного региона» и то, что людям тяжело отказаться от работающей модели: зачем модернизировать то, что и так работает? Кроме этого, в цифровизации и автоматизации рядовые сотрудники зачастую видят причину сокращений персонала, и их это пугает. «При этом многие руководители упускают возможность расширения производственной деятельности при том же количестве сотрудников, с увеличением прибыли компании. Все это, естественно, не способствует внедрению интернета вещей», — объясняет Алексей Паламарчук.
Город лучшего самочувствия
По оценкам экспертов, комплексное внедрение «умных» технологий будет стоить Новосибирску не менее 30 млрд рублей. А строительство «умного» Новосибирска займет не менее 12 лет, считает Николай Зенин. К этому времени жизнь в городе должна стать для новосибирцев гораздо удобнее. «Системы управления дорожным движением снизят количество пробок и загазованность воздуха, безналичная оплата проезда позволит не искать мелочь по карманам, а системы мониторинга экологической обстановки позволят улучшить самочувствие горожан», — уверен Владимир Пичугин.
Развитие «умного региона» приведет к росту экономики, росту добавленной стоимости, повышению уровня жизни, считает Дмитрий Гоков. «Регион станет «умным», когда каждый его житель, даже обладающий ограниченными возможностями, будет чувствовать себя полноценно, пользуясь возможностями дистанционного обучения, работы, проведения досуга, заказа нужных товаров и услуг», — размышляет Гоков.
«Умный регион» — это мощный инструмент конкуренции территорий за высококвалифицированные и талантливые человеческие ресурсы. Те регионы, которые преуспеют в этом, смогут обеспечить себе мультиплицируемый рост ВРП, появление новых высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, новые рабочие места и общий рост благосостояния своих граждан», — заключил эксперт.