-Философия развития города, мое видение его будущего формировались год назад, когда я готовил свою предвыборную программу. Этот документ и является для меня ориентиром. Я убежден, что метаться вправо-влево не продуктивно. В своей работе я стараюсь придерживаться принципа последовательности.
— Какое положение этой программы лейтмотивом проходит через весь документ?
— Главный лозунг: «Наш город — наш дом». Мое ощущение сводится к тому, что город должен быть нашим общим домом. Я убежден, что город необходимо понимать не из кабинета. Каждое нововведение, принимаемое решение тестирую через себя. Ночью сам езжу по объектам, стараюсь заблаговременно о своем визите не предупреждать, активно хожу пешком по центру, ныряю в автобусы, в последнее время активно передвигаюсь по городу на велосипеде. Нужно начинать с себя. Всех критикующих я спрашиваю: «А что вы сделали для своего города?»
— А какая роль в развитии города у рядовых жителей, предприятий и бизнесменов?
— Я против такого подхода, когда за благоустройство и развитие города отвечает только администрация. Пока количество вовлеченных жителей, предпринимателей, влюбленных в свой город, не будет расти, ничего хорошего от города ждать нельзя. При этом я убежден, что равнодушных жителей, которые плевать на все хотели, немного. Необходимо ломать стереотип равнодушия. Вовлекать людей в жизнь города. Подсказать им, что такое хорошо, немного корректировать их инициативы, разговаривать, объяснять… Для того, чтобы развивать эту работу по взаимодействию с предпринимателями, создана служба городовых. Это не карательный орган. Мол, пришел и сразу выписал штраф, если что-то не так. Городовой должен работать с человеком. Первый раз можно просто поговорить, второй — предупредить, а уже если и потом не реагируют, применять санкции.
— Какие вопросы вы назвали бы самыми проблемными?
— Тех, которые можно назвать сложными и которые проще положить на полочку, предостаточно. Но я их вытаскиваю. Я это называю «встряхнуть нафталиновый кафтан». Одна из таких тем — ларьки. Меня часто спрашивают, мол, что я к ним прицепился? А я утром иду по ул. Карла Маркса, там, где остановка «Ул. Перенсона», и не понимаю, как раньше люди толпились на крупнейшей остановке города на узком тротуаре шириной в два метра? А сейчас задышала улица. И никто не умер оттого, что не купил в снесенных павильонах палку колбасы. Среди таких «нафталиновых» тем — снос ветхого и аварийного жилья, реновация индустриальных площадок, ликвидация недостроев. Отдельное большое направление, которое требует серьезного переосмысления и глубинного изменения нормативно-правовой базы, — градостроительство. Возобновлена работа градостроительного Совета, именно там должны вырабатываться выверенные решения. К сожалению, сегодня градостроительная политика чем-то напоминает утро в курятнике: куда хочу, туда торчу. Как захотел, так и построил. Но это, наверное, не совсем правильно, и надо всему этому сказать: «Стоп». Уже вынес на обсуждение вопрос по снижению этажности возводимых домов.
— Сейчас очень много говорят про Универсиаду-2019. Нужно успеть подготовить город к этому событию международного уровня. А есть ли жизнь после студенческих игр?
— Конечно, зацикливаться на Универсиаде неправильно. Но сегодня это действительно мощный драйвер развития города. За год мы выполнили четырехлетнюю программу благоустройства. Это удалось сделать благодаря поддержке федеральных властей и губернатора Красноярского края Александра Усса. Мы и так все эти проекты реализовали бы, только потребовалось бы больше времени. Но я убежден, что Красноярск должен быть столичным городом по отношению не только к нашему краю, но и ко всей Енисейской Сибири. Нам нужно разработать стандарты развития города. Все действия должны быть направлены на то, чтобы люди восприняли свой город как некую свою капитализацию. Люди должны влюбляться в городское пространство. Нельзя закрываться в квартирах, нужно выходить на улицы. А выходить можно, когда интересно в городе. Опять же, если наполнить город содержанием, то он будет интересен не только красноярцам, но и приезжающим. Красноярск расположен в центре Евразии. Зачем жителю Азии много часов лететь в Москву, а москвичу — в Азию, чтобы провести встречу или переговоры? Можно сократить время, проведенное в дороге, встретившись в Красноярске. У нас дефицит инфраструктуры, генерирующей деньги: нет пятизвездочных гостиниц, аквапарка, крупного развлекательного центра типа Диснейленда. Кроме того, очевидно, что необходимо заняться созданием мультимодального транспортного каркаса города. Нужно продолжать развивать стандарты благоустройства. Все это еще предстоит сделать. А вы говорите, жизни после Универсиады нет!