Цифровая трансформация «Ростелекома»

12 ноября 2018, 00:00

Участие в разработке и внедрении технологий «умного города» кардинально изменило бизнес «Ростелекома». Теперь это игрок, который не только передает и хранит информацию, но и предоставляет множество цифровых сервисов и услуг людям, бизнесу и государству

Доля цифровых и контентных услуг в выручке «Ростелекома» сегодня уже превышает 47%, в то время как доля телефонии сократилась до 26%. Цифровая выручка растет темпами более 10% от года к году — это включая высокоскоростной доступ в интернет, VPN, ТВ и видеосервисы, дата-центры и облачные услуги, отмечают в федеральной компании. Истоки стремительной «цифровизации» «Ростелекома» участники рынка видят в разработках и внедрении компанией сервисов для «умного города» — интеллектуальной экосистемы управления муниципалитетом на основе данных, получаемых от жителей и объектов городской инфраструктуры, транспортной и социальной сферы, окружающей среды.

Платформа и датчики

За семь лет с того момента, как федеральное правительство назначило «Ростелеком» разработчиком Национальной облачной платформы, компания стала лидером по внедренным интеллектуальным сервисам. Проект «Умный город» решает сразу несколько глобальных задач: для государства и граждан это информатизация основных социальных сфер (здравоохранение, образование, ЖКХ, безопасность), для коммерческих и бюджетных учреждений — автоматизация большинства бизнес-процессов и снижение затрат на содержание собственной инфраструктуры.

Еще в 2012 году «Ростелеком» создал региональную медицинскую информационную систему для 77 лечебно-профилактических учреждений Забайкальского края. Сегодня эта система уже внедрена и эксплуатируется почти в двух десятках регионов. Она позволяет записываться на прием к специалисту через интернет (электронная регистратура), просматривать в личном кабинете свои медицинские документы, вести электронную карту пациента. В настоящее время внедрены 16 модулей, в том числе «Поликлиника», «Стационар», «Центральный архив медицинских изображений». Система интегрирована с инфраструктурой электронного правительства.

Информационные технологии на службе общественной безопасности (аппаратно-программный комплекс «Безо­­пасный город» или его элементы), разработанные «Ростелекомом», успешно эксплуатируются во всех сибирских регионах. Помимо видеонаблюдения и фото-, видеофиксации платформа АПК «Безо­пасный город» включает либо интегрируется с Системой-112, системами оповещения, геоинформационными сервисами, позиционированием на основе ГЛОНАСС.

По статистике, создание сервисов безо­пасности, таких как видеонаблюдение и контроль соблюдения правил дорожного движения, снижают аварийность на 79%. В Горно-Алтайске «Безопасный город» среди прочего объединил пост мониторинга уровня воды и метеообстановки, сейсмопост, 15 камер интеллектуального видеонаблюдения, две камеры лесопожарного мониторинга. «Горно-Алтайск получил серьезный ресурс для предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут затронуть регион: землетрясения, пожары, аварии на объектах коммунального хозяйства», — констатирует начальник ГУ МЧС по Республике Алтай Андрей Бурлаков.

Как технический оператор инфраструктуры электронного правительства России, «Ростелеком» недавно обновил Единый портал государственных услуг и создал мобильное приложение. Это позволило повысить удобство и доступность получения государственных услуг. В перспективе развитие цифрового госуправления приведет к уменьшению количества справок, которые требуют государство или муниципалитеты при оказании услуг, считают в «Ростелекоме». «Нам предстоит серьезная работа по приведению к единому знаменателю разнообразных региональных порталов и созданию так называемой «единой точки входа». Работа по оптимизации портала, увеличению количества сервисов будет продолжена», — комментирует вице-президент, директор МРФ «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Николай Зенин.

В целях выживания

Будущее развитие проекта «Умный город» в Сибири «Ростелеком» связывает с активностью местных властей. «Мы предлагаем решения для оптимального управления, построения умных городов и регионов, показываем их эффективность на практике», — говорит Николай Зенин. Для выполнения проектов компания использует собственную магистральную сеть передачи данных, облачную инфраструктуру, комплексные IT‑решения, подчеркивает сибирский глава «Ростелекома».

«Через пять лет мы видим себя как IT‑компанию, которая будет не просто передавать и хранить информацию, но и предоставлять множество удобных цифровых сервисов и услуг людям, бизнесу и государству, — делится планами Николай Зенин. — Трансформация из телеком в IT — это вопрос выживания и сохранения своего бизнеса в будущем, своего места на рынке».