Все под контролем

Михаил Кичанов
26 ноября 2018, 00:00

АПК в Сибири становится все более технологичным: агрохолдинги инвестируют в автоматизацию производства и бизнес-процессов, малый и средний бизнес — в доступные цифровые решения

Число агропромышленных компаний, работающих по старинке, в Сибири с каждым годом уменьшается. Например, уже более 120 из почти 500 сельхозпредприятий Новосибирской области применяют элементы «умного» сельского хозяйства в растениеводстве и около 30 хозяйств используют цифровые технологии в животноводстве. Однако темпы цифровизации и технологической модернизации агропромышленного комплекса в сибирских регионах в разы ниже, чем в европейской части страны. Отставание от Запада — «чудовищно», указывают эксперты.

«Сельхозпроизводители по ту сторону Урала имеют лучшую урожайность и продуктивность животноводства. Им благоволит климат, более высокий уровень спроса населения и развитая инфраструктура. Да и рынок в там в разы больше, чем в Сибири, — объясняет отставание сибиряков от сельхозпроизводителей европейской России председатель Новосибирского областного отделения «Опора России» Сергей Соколов. — У нас же рискованное земледелие. Уровень доходности многих сибирских компаний не позволяет им динамично инвестировать в современную, дорогую и высокоэффективную сельхозтехнику».

Как бы то ни было, но без применения современных цифровых технологий и инновационных разработок в сельское хозяйство Сибири удвоить объем российского аграрного экспорта к 2024 году, как того ожидают от аграриев федеральные власти, невозможно, считают эксперты.

Роботы дошли до Сибири

Внедрение новых технологий является ключевым фактором роста производства и прибыльности подотраслей АПК, уверены в Минсельхозе РФ. Одни из самых дорогих инноваций в АПК сегодня — в молочном животноводстве. Без новых технологий добиться высокой продуктивности крупного рогатого скота практически невозможно, подчеркивают эксперты. Но купить современное европейское оборудование на нынешний момент могут себе позволить только крупные сельхозпроизводители и агрохолдинги. Как результат, половина молока в сибирских хозяйствах собирается «бабушкиным способом», когда молоко доят буквально в ведро. «Если в Европе молочная продуктивность коровы достигает порядка 40 и более литров в сутки, то лучшие сибирские компании получают 30-35 литров. На сегодня средняя же производительность, к примеру, в Новосибирской области составляет около 10 литров молока с коровы», — комментирует генеральный директор компании «Молсиб» Игорь Елисеенко. По статистике Россия обеспечивает себя молоком лишь на 80%.

«В Новосибирской области очень мало доильных залов для беспривязного содержания КРС, а уж залов, оснащенных программой управления стадом — вообще единицы. Для многих хозяйств поставить молокопровод — настоящая новация», — констатирует Игорь Елисеенко. Если на Западе доильные роботы уже давно никого не удивляют, то в Сибирь эта технология пришла только в 2018 году. Компания «Сибирское молоко» установила на своей ферме в Асиновском районе Томской области сразу восемь роботов-дояров голландского производства. Инвестиции в проект составили около 80 млн рублей. Теперь роботы моют и массируют коровам вымя, проверяют качество молока, определяют все физиологические особенности животного и выдают ему необходимый объем специального корма. При этом корова самостоятельно принимает решение, когда и сколько раз в день ей подойти к роботу на дойку. Один робот в сутки обслуживает 55 коров.

С учетом господдержки сроки окупаемости этого проекта оцениваются в пять лет. «Без господдержки мы бы не отважились на такой поступок, хотя сумасшествия у нас, конечно, хватает. Мы, наверное, те первые, кто должен набить эти шишки и потом их показывать, чтобы остальные учились на наших ошибках, а не на своих. Мне мой давний наставник всегда говорит: «Женя, иди туда, где труднее — там конкуренции поменьше». Таким образом мы и избрали свою стратегию», — комментировал в августе СМИ свое решение внедрить в производство роботов руководитель компании «Сибирское молоко» Евгений Мезин.

Еще раньше на ферме компании «Сибирское молоко» появились роботы-подравниватели кормов. Красные аппараты каждые два часа продвигаются вдоль кормушек и подталкивают корм ближе к животным. Как объяснили в компании, это позволяет стимулировать питание животных и, соответственно, увеличивать надои. По словам Евгения Мезина, с появлением роботов хозяйству удалось решить проблему дефицита кадров: до этого предприятие вынуждено было своим транспортом возить доярок из восьми окрестных сел. Сейчас в животноводческом комплексе на 400 коров работают всего четыре человека — два оператора роботов и два скотника.

В отличие от «Сибирского молока» одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Новосибирской области ЗАО «Племзавод «Ирмень» не испытывает сегодня проблем с кадрами. Именно поэтому его собственники не спешат внедрять роботов в производство, объяснил первый заместитель председателя ЗАО «Племзавод «Ирмень» Олег Бугаков. «Мы стараемся идти в ногу со временем. В декабре планируем запустить новый доильный зал, рассчитанный на одновременную дойку 60 коров. При том, что процесс автоматизированный, без участия операторов нам не обойтись», — объяснил Бугаков. В этот проект племзавод вложил 230 млн рублей собственных средств, из них 100 млн рублей — в оборудование. Рентабельность молочного производства (3 220 коров) в компании сегодня оценивают в 70%. Это в три-четыре раза больше среднерыночной доходности в молочной отрасли региона.

Не менее перспективный рынок для внедрения инноваций — птицеводство. Но в отличие от молочного животноводства, где львиную долю занимают небольшие предприятия и личные подворья, в птицеводстве уже давно сформировались холдинги. И возможности инвестировать в технологическое развитие бизнеса у них большие. «Многие птицефабрики уже пользуются климатической автоматикой в птичниках, автоматически раздают корм. Заметно вырос уровень автоматизации в переработке. Теперь пора оцифровывать производственные процессы и управлять ими уже не на бумажках», — считает заместитель генерального директора ООО «Центр технологического развития «Информационных технологий» Михаил Клушин.

Больше данных

Один из мощнейших трендов, как в животноводстве, так и в растениеводстве — цифровизация. Стоимость датчиков и цифрового оборудования постепенно снижается, интернет вещей становится все более дешевым и доступным. Сегодня прак­тический любой сельхозпроизводитель с помощью датчиков может собирать огромное количество данных о своем хозяйстве и производить глубокую аналитику. «В сельском хозяйстве актуальны решения в области сбора и обработки пространственных данных, нужно прогнозирование и математическое моделирование. Но очень мало кто цифрует, декомпозирует и анализирует информацию, полученную в растениеводческих циклах, а именно это и есть первый шаг к точному или «умному» земледелию», — считает Михаил Клушин.

 20-5.jpg

По словам начальника управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области Евгения Зайцева, использование цифровых технологий в сельском хозяйстве позволяет агропредприятиям оптимизировать до 20% затрат. «Геоинформационные технологии в полеводстве позволяют снизить затраты труда, ГСМ, удобрений и ядохимикатов. Используя такой подход, можно увеличить среднюю урожайность на 15-20 процентов», — говорит чиновник.

Темпы развития АПК в Сибири могут повысить передовые климатоадаптивные и ресурсоэффективные технологии, считает руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline Светлана Савельева. «К климатоадаптивным технологиям можно отнести районирование сортов агрокультур и пород животных, адаптированных к специфическим природно-климатическим условиям, а также интеллектуальные ирригационные комплексы. Под ресурсоэффективными технологиями понимают «точное земледелие» и сбалансированные унифицированные корма, — рассказывает эксперт. — Практическая реализация этих подходов невозможна без применения цифровых технологий, таких как системы идентификации и селекции животных на основе RFID-меток, интеллектуальные системы полива, системы анализа почвенных проб и вегетативного индекса растений, системы контроля уровня влажности почвы».

«Первые навигаторы ГЛОНАСС мы установили на машинах, которые возят продукцию в Новосибирск. Теперь к системе подключены тракторы и комбайны. Со следующего года планируем внедрить систему точного земледелия. Вплоть до того, что компьютер будет рассчитывать количество удобрений, которые сеялки должны внести на том или ином участке поля», — рассказывает Олег Бугаков. По данным Евгения Зайцева, сегодня уже около 30 животноводческих хозяйств Новосибирской области используют RFID-метки. «Все больше сельхозпредприятий задумываются о цифровых решениях и переходят к таким технологиям», — отметил он.

По словам Светланы Савельевой, интернет вещей позволяет бизнесу контролировать условия хранения и перевозки охлажденной и замороженной продукции, снизить энергозатраты при освещении и обогреве теплиц. «Внедрение таких технологий позволяет на 30 процентов снизить энергетические затраты», — подчеркивает она.

Впрочем, Михаил Клушин указывает на то, что многие хозяйства в Сибири внедряют программы учета не для того, чтобы оптимизировать бизнес-процесс и улучшить качество продукции, а чтобы сформировать пакет документов для получения субсидий.

Единая платформа

Сегодня развитие цифровых технологий в сельском хозяйстве в сибирских регионах во многом сдерживает недостаточно высокое покрытие сельских территорий интернетом. Но по мере реализации федерального проекта «Устранение цифрового неравенства» в сельских населенных пунк­тах актуальность ее снижается. Так, Новосибирская область до конца 2019 года планирует подключить к интернету все населенные пункты с численностью от 250 человек. Сегодня по статистике 80 из 100 жителей Новосибирской области в возрасте от 15 до 72 лет являются пользователями сети.

Наибольший потенциал развития цифровых технологий в АПК, по мнению экспертов, у Алтайского края — крупнейшего аграрного региона Сибири. Алтайский край стал одним из 12 российских регионов, получивших право реализовать пилотный цифровой проект в аграрной сфере. Здесь планируется создать центр компетенций, где будут апробировать технологии для дальнейшего использования в сфере АПК. За ближайшие три года власти региона намерены добиться стопроцентного охвата населения края интернетом.

А новосибирские ученые уже задумались о создании цифровой платформы, которая позволит на долгосрочный период прогнозировать сельскохозяйственную деятельность предприятий. Инициатором проекта выступил Институт цитологии и генетики СО РАН. «Сейчас в мире есть много платформ, способных прогнозировать урожайность культур, например, на основе спутниковых сведений, данных мониторинга и другого. Это позволяет сделать горизонт планирования на три-четыре месяца. Так, когда уже все посеяли, можно сказать, каким будет урожай, и предпринять срочные меры, если видно, что в связи со стихийными бедствиями или экстремальными погодными условиями часть его можно потерять. Но это не долгосрочное прогнозирование, — рассказывает заместитель директора по инновационной деятельности Института цитологии и генетики СО РАН Петр Куценогий. — Мы же поставили перед собой амбициозную задачу: сделать инструмент, который бы позволял планировать для пула сельскохозяйственных предприятий на одной территории, как им оптимизировать свою деятельность на годы вперед с учетом взаимодействия».

Сибирские ученые хотят интегрировать знания обо всех сельхозпроизводителях и скоординировать централизованно их планы. Предполагается, что благодаря участию огромного количества пользователей система будет самообучаться и со временем давать все более точный прогноз и предложения для каждого из участников, подсказывать пользователям, как планировать хозяйство, в том числе на многолетнюю перспективу. «На наш взгляд, подобного рода решения будут востребованы не только в России, но и на рынках других стран: в первую очередь там, где развито мелкое фермерское хозяйство, — рассказывает Петр Куценогий. — Мы провели маркетинговое исследование и обнаружили, что половина сельского хозяйства — это малые и средние предприятия, «разбросанные» в том числе в быстрорастущих экономиках (страны Азии, Африки). Если мы будем первыми, кто создаст такую платформу, то можем получить лидерство в данной области». Сейчас Институт цитологии и генетики СО РАН ищет финансирование под этот проект.

Был бы рынок

Однако будущее технологического развития АПК в Сибири будет зависеть от того, удастся компаниям найти новые рынки сбыта или нет. Во всяком случае, правительство поставило перед отраслью задачу к 2024 году увеличить объем российского аграрного экспорта в два раза — до 45 млрд рублей. «Ведь мы должны четко понимать, зачем нам рост производительности в сельском хозяйстве. Простой пример. Племзавод «Ирмень» в этом году достиг урожайности зерновых в 53 ц/га, а продуктивности коров — почти в 11 тыс. литров в год (в 2,5 раза больше, чем в среднем в отрасли). А если все так начнут работать, что тогда делать с продукцией? Куда ее девать? Ведь в сельском хозяйстве было и есть две беды — неурожай и большой урожай. Либо мы находим новые рынки, либо сокращаем людей, работающих в сельском хозяйстве», — обрисовал перспективы начальник управления развития сельских территорий и инвестиций министерства сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Зайцев.

Пока бизнесу удается находить новые рынки, причем как для сырья, так и для продуктов переработки. По данным Минсельхоза РФ, по итогам января-июля текущего года экспорт сельхозпродукции из регионов СФО вырос на 44,7% и составил 507 млн долларов. Прирост достигнут за счет увеличения поставок зерна, кондитерских изделий и рапса, отметили в ведомстве. «Наращивать сырьевую базу уже менее рентабельно, чем заниматься глубокой переработкой сырья, которое мы на­учились производить благодаря улучшению агротехнологий. Считаю, что производственный бизнес в АПК будет развиваться именно за счет глубокой переработки. Ведь под боком огромные рынки Китая и Юго-Восточной Азии, для которых Сибирь ассоциируется с прекрасной экологией и высоким качеством продукции АПК. Без развития технологий нам эти рынки не завоевать», — считает Сергей Соколов из «Опоры России».

 

Опрос

 

— Позволила ли политика импортозамещения создать в России производства оборудования для АПК, равные по качеству и технологиям ведущих мировых игроков? 

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев

 20-2.jpg

— Да, в России сейчас активно развивают предприятия, производящие сельскохозяйственную технику. Многие из них занимались этим и ранее, а сейчас либо вернулись к производству соответствующей техники и оборудования, либо увеличили ассортимент и объемы выпуска. Но пока еще большинство образцов российской агротехники и по качеству, и по функциональным возможностям не дотягивают до лучших образцов иностранной техники. Однако отличаются при этом и заметно меньшей стоимостью, что делает их конкурентоспособными. Есть надежды, что данное направление будет столь же активно развиваться и в дальнейшем, позволив значительному числу российских агропроизводителей получить доступ к качественной и относительно недорогой сельхозтехнике. Но говорить, что данный сегмент машиностроения уже стал явным драйвером в своей отрасли, будет преждевременным.

 

Руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline Светлана Савельева

 20-3.jpg

— По данным Ассоциации «Росспецмаш», в России за последние пять лет количество компаний-производителей в сфере сельскохозяйственного машиностроения выросло примерно на 60 процентов, а доля импорта сельхозтехники уменьшилась с 72 до 44 процентов. Производство российской сельхозтехники за последние три года выросло на 92 процента, выпуск новых моделей — в три раза, а экспорт — на 36 процентов. Экспортируются такие российские разработки, как системы мониторинга и контроля сельхозтехники, беспилотные агророботы, системы идентификации скота и дроны. Тем временем есть сегменты, в которых российские производители оборудования практически не представлены. Речь идет о платформах интернета вещей, интеллектуальных ирригационных системах, АСУ ТП овощехранилищ и перерабатывающих производств, робототехнических комплексах для сбора урожая, системах точного долгосрочного прогнозирования метеоусловий.

За последние пять лет инвестиции в агротехнологии в России выросли только в полтора раза (для сравнения, в мире этот показатель вырос почти в 10 раз), а более чем в 50 регионах из госбюджета финансируются закупки зарубежной сельхозтехники, в том числе по причине ценового демпинга белорусских производителей.

 20-4.jpg

Председатель Новосибирского областного отделения «Опора России» Сергей Соколов

— Импортозамещение, безусловно, сыграло свою положительную роль. Во многом благодаря этой политике удалось довести уровень самообеспеченности страны в свинине и мясе птицы почти до ста процентов. Но по целому ряду технологий для сельского хозяйства Россия только догоняет Запад. Поэтому при прочих равных условиях при покупке техники и оборудования многие хозяйства отдают предпочтения импорту. Да, эта техника дороже, но зачастую более энергоэффективна, производительна и ремонтопригодна.