Где взять деньги на развитие?
По словам заместителя директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики России Алексея Храпкова, рынок теплоэнергетики сегодня находится в непростой ситуации: с одной стороны на него давит рынок, с другой — потребители.
«Люди стали грамотнее, они научились считать деньги, повсеместно внедряется учет потребления ресурсов, — констатирует он. — Застройщики, видя стоимость техподключения к централизованным системам теплоснабжения, нередко принимают решение строить свою котельную. Это дешевле. Ежегодно потребление тепловой энергии в стране снижается на два процента. И ведь мощности, генерирующие избыточное тепло, необходимо содержать».
Ситуацию усугубляет и тот факт, акцентирует внимание Алексей Храпков, что сегодня, как бы парадоксально это ни звучало, основной источник инвестиций в теплоснабжении — бюджет. На его долю приходится 10% всех инвестиций в отрасль. Это крайне неэффективно, уверен чиновник.
При этом, учитывая проблему бюджетов регионов и муниципалитетов, очевидно, что доля бюджета будет только уменьшаться.
Чтобы изменить ситуацию, федеральные власти решили действовать сразу по нескольким фронтам. Во-первых, скорректирован уже имеющийся закон о единой теплоснабжающей организации. «Чтобы этот документ работал, не только более четко прописаны функции и полномочия ЕТО, но и обозначена ответственность, в том числе финансовая, — говорит Алексей Храпков. — Это единый ответчик за качество и надежность теплоснабжения. И он уже внутри котла разбирается с контрагентами».
Во-вторых, разработан новый подход к тарифообразованию. Привлечь инвестиции в отрасль призван так называемый метод альтернативной котельной. Его суть заключается в том, что стоимость гигакалории не привязана к конкретно действующему теплоисточнику. Метод альтернативной котельной предполагает, что тариф будет рассчитываться исходя из того, во сколько бы потребителям обошлась тепловая энергия в случае строительства ими собственной котельной. Эти расчеты проводят федеральные власти, они же устанавливают верхний предел цены на услуги теплоснабжения.
«Переход на новую модель рынка добровольный, — акцентирует внимание Алексей Храпков. — Мы не стали ее насаждать. Властям на местах нужно оценить свою готовность, найти ЕТО, инвестора».
По стопам Рубцовска и Линево
На данный момент о переходе на новую модель тарифообразования в теплоэнергетике заявили власти двух населенных пунктов. Помимо Рубцовска, где новые правила будут действовать уже с Нового года, документы на переход на новую модель регулирования рынка в ФАС России согласовали власти поселка Линево Новосибирской области.
По словам главы Рубцовска Дмитрия Фельдмана, переход на новую модель был продиктован сложившейся в городе непростой ситуацией. В разгар отопительного сезона город с населением в 100 тысяч человек остался без теплоисточника. Нужно было оперативно принимать меры.
«Конечно, нам было страшно начинать этот проект, — признается градоначальник. — Но по сути это был выбор без выбора».
По словам директора по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерины Косоговой, СГК тоже было страшно.
«Это был первый такой опыт, — говорит она. — Кроме того, на момент прихода СГК в Рубцовск закон об альтернативной котельной еще не был принят, это повышало наши риски».
В конечном счете властям Рубцовска и Сибирской генерирующей компании удалось, по сути, заново собрать систему теплоснабжения города. Старую ТЭЦ закрыли, всех потребителей переподключили к оставшейся котельной, на улицах города переложили десятки километров труб.
«Правда, нельзя сказать, что этот опыт был очень удачным, — признается Екатерина Андреевна. — Мы серьезно ошиблись в объеме необходимых вложений. Изначально стоимость проекта оценивалась в 1,4 миллиарда рублей, но, когда мы начали ремонтные работы, выяснилось, что инфраструктура находится в более плачевном состоянии, чем предполагалось. На данный момент мы вложили уже 2,2 миллиарда. Если бы решение о длинных инвестициях было принято на несколько лет раньше, стоимость проекта была бы значительно ниже».
По оценкам энергетиков, чтобы вернуть вложенные средства, потребуется не менее 10 лет. «В теплоэнергетике и не бывает проектов с быстрой окупаемостью», — уверена Екатерина Косогова.
При этом, констатирует она, и действующая модель тарифообразования гарантий возврата средств сегодня по факту не дает. Действующая методика при определении стоимости одной гигакалории во главу угла ставит затраты ресурсников. Такой подход не решает инвестиционных задач. Тариф пересматривается каждый год, и если организация получит прибыль, то региональная энергетическая комиссия снизит тариф.
Отказ от ежегодного государственного регулирования тарифов организаций, входящих в систему теплоснабжения — производителей и продавцов тепла, сетевых компаний — возможен только при переходе на метод альтернативной котельной.
«Чем дольше мы откладываем решение, тем дороже в дальнейшем переход на новую модель рынка тепла обойдется потребителю, и тем больше времени понадобится в дальнейшем для возврата инвестиций», — объясняет представитель СГК. И задается риторическим вопросом: неужели, чтобы в отрасли начались изменения, нужно дожидаться ситуации, когда такие рубцовски начнут появляться по всей стране?
В то же время, даже если власти наконец созреют для перехода на новую модель тарифообразования, не факт, что он состоится. «Инвестпроекты со сроком окупаемости в четверть века мы рассматривать не готовы», — говорит Екатерина Косогова.
По ее словам, сейчас у СГК есть проекты по модернизации систем теплоснабжения в городах присутствия на общую сумму в 60 миллиардов рублей. В частности, только по Красноярску разработано инвестиционных проектов на 18,7 млрд. «У нас есть эти деньги, и мы готовы их инвестировать, но нам нужны гарантии возврата», — резюмирует руководитель.
Следующим может стать Красноярск
О том, что Красноярск может пополнить список городов, где внедрен метод альтернативной котельной, в ходе круглого стола заявил заместитель министра промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края Александр Мазур.
«Появление новых механизмов привлечения инвестиций, понятных правил игры — важный шаг в развитии отрасли теплоснабжения, — считает он. — Мы с большим энтузиазмом относимся к методу альтернативной котельной. Не все территории края попадают под необходимые критерии, чтобы запустить такой проект. Пилотной площадкой может быть Красноярск.
Как уточнила министр тарифной политики Красноярского края Марина Пономаренко, говорить о том, что в Красноярске в ближайшее время будет внедрена новая модель тарифообразования — неправильно. «СГК предоставила нам все расчеты, мы их анализируем, — отмечает она. — Как регулирующий орган мы стоим на стороне потребителя и не допустим взрывного роста тарифа».
Собственно говоря, цена вопроса — главный контраргумент в руках противников новой модели. Представители сразу нескольких общественных организаций, присутствовавшие на круглом столе, говорили, что, если верить калькулятору, размещенному на сайте Минэнерго страны, стоимость одной гигакалории тепла в Красноярске по методу альтернативной котельной в 2019 году должна составить почти 2,2 тыс. рублей. Для сравнения, сейчас для большинства жителей краевого центра 1 ГКал стоит 1,6 тыс.
И Алексей Храпков, и Екатерина Косогова, и заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев парируют, что тариф, получаемый на калькуляторе — это верхняя планка, выше которой цена вырасти не может. И это не означает, что жители станут платить за тепло именно столько.
Так, привел пример Виталий Королев, максимальная стоимость одной гигакалории в Рубцовске составляет 3 026,5 рубля, на самом же деле жители этого алтайского города платят 1 699,37 рубля. Для Линево предельная цена зафиксирована на уровне 1 451 рубля, но к оплате рассчитан другой тариф — 1 150 рублей.
«Перед внесением в Правительство документа о переходе муниципалитета на данный метод регулирования, ФАС и Минэнерго согласовывают параметры альтернативной котельной, — отмечает Виталий Королев. — И федеральные, и региональные, и муниципальные власти оценивают приемлемый уровень цены, чтобы не допустить неподъемной нагрузки на население».
По мнению председателя Гражданской ассамблеи Красноярского края Алексея Менщикова, нулевая информированность населения — главный вызов, который стоит перед сторонниками перехода на новую модель тарифообразования на рынке теплоэнергетики. «Как говорится в одном замечательном советском фильме, нужно сначала уговорить невесту», — отмечает он.
«Когда власти Рубцовска решились на внедрение нового подхода к тарифообразованию, началась большая информационная работа с населением, — поясняет Екатерина Косогова. — Очень много встреч было с представителями ТСЖ и управляющих компаний. Уговорить невесту сложно. Но ведь еще и первый шаг не сделан, решение о переходе не принято. Всех «невест» мы физически не окучим. Во всех регионах присутствия одномоментно метод альтернативной котельной не внедрить. Это поэтапный процесс».
Как отмечает Алексей Храпков, без активного обсуждения с общественностью решение о переходе на новую модель и не может быть принято. «Такие решения принимаются через публичные общественные слушания», — акцентирует внимание он.
«Помимо тарифных решений, приемлемых для населения, должны быть еще достаточные возможности у предприятия модернизировать систему, повышать надежность и улучшать качество предоставляемых услуг, и это тоже одно из условий, — считает Евгений Афанасьев, министр промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края. — И здесь, конечно, важен баланс: если мы баланс соблюдем, и он будет понятен всем участникам процесса, в таком случае подход может быть применен».