Промышленность заказывает
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) наряду с образовательной деятельностью являются одним из главных направлений деятельности университета. В числе наиболее крупных промышленных партнеров СФУ, такие компании, как ПАО «ГМК «Норильский никель», ОК «РУСАЛ», ПАО «Полюс», ПАО «НК «Роснефть», ГК «Роскосмос» в лице АО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнева, КБ АО «НПП «Радиосвязь».
По словам руководителя департамента науки и инновационной деятельности СФУ, профессора кафедры электротехнологии и электротехники, доктора технических наук Михаила Первухина, НИОКР — это не только дополнительный источник дохода, но и важный индикатор успешности университета.
— Если в университете проводятся НИОКР по заказу компаний — это, во-первых, говорит о востребованности научных идей и разработок реализуемых научными коллективами университета, а, во-вторых, может служить признаком качества образовательного процесса, — уверен Михаил Первухин. — Вряд ли оторванный от современных реалий преподаватель сможет качественно учить студентов, давать им действительно актуальные знания. Чтобы обладать навыками и компетенциями, востребованными на данный момент в промышленности, необходимо тесно взаимодействовать с производственниками. А это взаимодействие возможно только в рамках НИОКР.
Если говорить о разработках ученых СФУ в металлургии, нельзя не упомянуть работы, связанные с электромагнитными установками для перемешивания алюминиевых сплавов в процессе их приготовления и литья, технологиями по удалению газов и вредных примесей из алюминиевых сплавов, разработкой новых конструкций энергоэффективных электролизеров и многое другое. Одна из последних успешных работ — установка совмещенного литья, прокатки и прессования (СЛИПП). Это компактный и экономичный агрегат для производства алюминиевых полуфабрикатов, в частности, прутков и катанки. «Среди преимуществ установки — непрерывность производства, вся технологическая цепочка от получения расплава алюминия до сматывания готового изделия происходит в одном цехе, на одном оборудовании, под присмотром двух мастеров, — говорят разработчики. — Также установку отличает низкая энергоемкость. Разработанная нами схема прокатки — прессование с использованием активных сил трения — делает энергетические затраты минимальными, ведь мощность привода установок совмещенной обработки не превышает 50-75 кВт».
К слову, в алюминиевой отрасли ученые университета успешно внедряют свои разработки с девяностых. Это и оборудование, и технологии для получения высококачественных сплавов. И, безусловно, каждый успешно выполненный проект идет в копилку университета, работая на нашу репутацию.
Большой вклад ученые университета внесли в разработку оборудования и программного обеспечения для систем связи и навигации, в частности, повышение точности навигационной системы ГЛОНАСС — во многом заслуга ученых. Эти работы проводятся совместно с АО «ИСС» и НПП «Радиосвязь». Уместно вспомнить, что Сибирский федеральный университет вышел в лидеры по объемам финансирования научных исследований, проводимых в интересах предприятия «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева» и при поддержке технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система» (НИСС). Отрыв СФУ в два-три раза от конкурирующих вузов был отмечен на общем собрании участников технологической платформы НИСС в Санкт-Петербурге.
При этом, отмечает Михаил Первухин, неважно, в каком направлении работает университет — в проверенном годами или новом — доказывать партнерам свою компетентность приходится постоянно:
— Вообще, НИОКР — это совместная работа университета и заказчиков. Да, как правило, предприятия сами приходят к нам с какой-то задачей, но, чтобы показать, на что мы способны, чтобы заказчик приходил именно к нам, необходимо рассказывать о реализованных проектах. Так, не сразу, но с научными заказами пришел в университет ГМК «Норильский никель». В прошлом году непосредственно на территории кампуса СФУ открыли R&D-центр ГМК «Норильский никель». В новом научно-технологическом центре-лаборатории трудятся над разработкой динамической системы управления и контроля качества добычи и переработки минерального сырья на основе моделирования и управления рудопотоками.
По словам Михаила Первухина, из года в год растет число так называемых природоохранных проектов. Краевая власть и работающие в регионе компании активно занимаются вопросами снижения негативного воздействия на окружающую среду.
— Многие проекты, в которых мы участвуем, реализуются далеко за пределами краевого центра, — рассказывает руководитель департамента науки и инновационной деятельности СФУ. — Например, на Крайнем Севере. Так, при поддержке АО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» наши сотрудники изучают пути миграции северного оленя, эта информация необходима для того, чтобы деятельность предприятий по добыче нефти не мешала животным. В свою очередь для авиапредприятий Красноярского края мы проводим орнитологические исследования. Это делается как для обеспечения безопасности полетов, так и сохранения популяции редких птиц.
Отдельное направление — поиск решений, которые позволяли бы добывать полезные ископаемые с минимальным вредом для окружающей среды. К примеру, сотрудники лаборатории нефтепромысловой химии Института нефти и газа СФУ при помощи специальной установки для изучения многофазного фильтрационного процесса в образцах горной породы исследуют прохождение вытесняющих агентов через различные керны, насыщенные нефтью. Актуальность данной работы очевидна. При существующих на сегодня методах добычи коэффициент извлечения нефти остается очень низким. Исследования, которые проводят сотрудники СФУ, призваны подобрать экологически безопасные вытесняющие агенты с целью повышения коэффициента извлечения нефти.
В интересах общества
Среди наших партнеров не только частные компании, но и государственные компании, акцентирует внимание Михаил Первухин:
— Мы участвуем во всех крупных проектах, реализуемых в регионе. И на места будущих строек выезжают не только наши экологи, которые должны оценить влияние планируемого объекта на окружающую среду, но и археологи.
Зачастую работа сотрудников лаборатории археологии, этнографии и истории Сибири носит характер спасательной операции — в срочном порядке исследуются территории, подлежащие затоплению (как было при строительстве Богучанской ГЭС), ценности вывозятся, консервируются, изучаются и передаются в музеи края. Бывает и такое, что по итогам археологических изысканий, проводящихся по заказу промышленных и строительных предприятий в рамках государственной историко-культурной экспертизы, обследуемая территория признается объектом культурного наследия. Такие места вносятся в специальный реестр, а это означает, что проводить там какие-либо земляные работы нельзя.
К некоторым разработкам живой интерес проявляют медицинские организации. Например, в Институте фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ протезы, способные заменить утраченные человеком костные структуры, делаются из биосовместимого и биоразлагаемого, абсолютно безопасного для окружающей среды и, собственно, человека, полимера — биопластотан. Этот биополимер — результат жизнедеятельности особого вида бактерий, культивирующихся биотехнологами СФУ. При этом сфера применения материалов, сделанных из биопластотана, не ограничивается медициной, из них можно делать биоразлагаемую тару, упаковочный материал. Сейчас биотехнологи СФУ с индийскими коллегами решают, как может быть использован уникальный материал — биопластотан — в сельском хозяйстве.
В других отраслях народного хозяйства, например, геологии, нефтегазодобычи или лесном хозяйстве востребована другая разработка сотрудников Сибирского федерального университета — аэрофотосъемочный комплекс БПЛА «Дельта-М». Это беспилотник, главное предназначение которого — картирование местности. С помощью беспилотника можно выполнять мультиспектральную съемку (эти данные необходимы для расчета вегетационных индексов, которые необходимы для оценки продуктивности сельскохозяйственных угодий и определения степени поражения растительности вредителями) и тепловизионную съемку (что позволяет найти очаги возгорания на угольных разрезах, торфяных месторождениях, зафиксировать утечки в трубопроводах). Кроме того, «Дельта-М» может использоваться для съемки опасных труднодоступных участков открытых горных работ, для фиксации очагов возгорания в лесах.
По словам разработчиков беспилотника, в отличие от зарубежных аналогов наш красноярский аппарат приспособлен для работ в условиях сибирских морозов. «Дельту-М» можно использовать при минус 35 градусах. Конкурентным преимуществом этой разработки является и такой показатель, как продолжительность полета, которая составляет 2,5 часа. Немаловажно, что при создании беспилотника использованы материалы, способные выдерживать жесткие посадки. Радиус связи с центром управления составляет 30 километров, но, запуская несколько беспилотников в воздух последовательно, можно наращивать дальность связи с аппаратом, уходя далеко за горизонт, расширяя границы радиовидимости. Таким образом, можно также осуществлять ретрансляцию данных с одного самолета на другой и потом — на наземную станцию управления. При этом видеоданные обрабатываются прямо на борту аппарата и нет необходимости снова просматривать всю запись. Данные с нужных точек автоматически передаются с борта.
— Наше производство находится в Красноярске, — отмечает Игорь Нигруца, главный инженер проекта. — И мы делаем аппараты под конкретные нужды конкретного заказчика. Поэтому параметры оборудования можно спокойно менять: изменить скорость, массу, виды облетов.