Цель такого сотрудничества заключается в объединении усилий ради создания и внедрения инноваций. Сотрудники институтов и факультетов ТГУ в этом сотрудничестве сами выступают в роли бизнесменов или субъектов технологического предпринимательства. «Экосистема вуза включает в себя помимо университета другие вузы, научные институты, инновационные компании и так далее», — объясняет ректор Эдуард Галажинский успех защиты в октябре 2018 года дорожной карты ТГУ в проекте «5-100», по которому ведущие университеты России получают господдержку для повышения международной конкурентоспособности. По его словам, экосистема позволит вузу развиваться в условиях ограниченности ресурсов. Привлечь их должны, в том числе, ученые университета, которые могут уловить потребности бизнеса и предложить ему передовую технологию для решения производственных задач. Успешный опыт коммерциализации научных разработок имеют не все подразделения ТГУ. Однако те, кто не побоялся конкурентов, обнаружили, что могут выступить поставщиками уникальных решений, и за последние годы в разы увеличили количество контрактов с промпартнерами.
От спасения городского пруда к безопасности Арктики
На прошлой неделе в ТГУ собрались ученые — участники международного консорциума CRENAME (Consortium of Researchers&Expertsin Northand Arctic Marine Ecosystems Oil Contamination), задачей которого является разработка инструментов для восстановления северных и арктических экосистем. Темой воркшопа стало создание первой технологии санации донных отложений морей, загрязненных нефтью. ТГУ готов поделиться с международным сообществом своей разработкой — технологией «Аэрощуп» — успешно отработанной на континентальных водоемах Западной Сибири и Урала.
Не имеющий аналогов прибор «Аэрощуп» состоит из портативного воздушного компрессора, распылителя воздуха и соединяющего их воздушного шланга, который перемещается по дну водоема. Изобретение, дополненное клавиатурой, навигатором и USB-интерфейсом, запатентовано учеными БИ. Для картирования донных отложений озера площадью 50 гектаров с помощью «Аэрощупа» потребуется два-три часа, что в разы быстрее традиционных технологий.
«Самые первые работы с применением «Аэрощупа» были в 2003-2005 годах в Заполярье республики Коми совместно с научно-техническим подразделением «Лукойл-Коми» — это был наш первый промышленный партнер. Сотрудники ТГУ, выступив консультантами и технологами, провели испытание технологии», — рассказывает директор Биологического института ТГУ Данил Воробьев.
Довольно быстро о технологии узнали нефтяники Ханты-Мансийского автономного округа, где ученые обследовали на предмет загрязнения нефтью водоем вблизи города Нягань. Пару лет назад «Аэрощуп» был опробован на одном из водоемов Томска — озере Ботаническом, которое расположено рядом со старой нефтебазой, а теперь может стать ключевым элементом новой рекреационной зоны.
«За пять лет Биологический институт увеличил количество хоздоговорных работ с реальным сектором экономики в девять раз: сейчас у нас действующих договоров с промышленными партнерами 37 — идет постоянный рост», — подчеркивает Данил Воробьев.
Предложив нефтяникам «Аэрощуп», биологи ТГУ угадали время — теме очистки водоемов от нефтяных отложений в России стали уделять внимание лишь в последние годы. «Раньше считалось, что нефть достаточно собрать с поверхности. А то, что до 60% ее уходит на дно — об этом и сейчас немногие знают», — поясняет Воробьев.
Предложить то, что другие не смогут
Иначе складывается история технологического предпринимательства у геолого-географического факультета (ГГФ) ТГУ, лаборатория геохронологии и геодинамики которого на прошлой неделе обзавелась установкой радиоизотопного датирования минералов. Она позволит датировать минералы возрастом до 4,5 миллиарда лет, и это одна из самых мощных установок в стране.
«Наша установка для радиоизотопного датирования, оснащенная мощным лазером, станет основным инструментом в лаборатории. Она позволяет определять абсолютный возраст минералов с помощью уран-свинцового метода, который является «золотым стандартом» геохронологии», — говорит и.о. декана ГГФ ТГУ Платон Тишин.
Теперь томские геологи намерены значительно сократить сроки и территорию поиска новых месторождений золота, никеля, алмазов, меди, платины и других ценных природных ресурсов.
К примеру, для международной компании Nordgold, ведущей добычу золота на четырех континентах планеты, геологи занимаются поиском новых перспективных объектов и определением направления залегания золотоносных жил.
— В процессе исследования структуры горных пород мы определяем, по каким каналам текли рудные растворы, обогащенные золотом, как они проходили по трещинам и разломам, где потоки останавливались и происходило накопление золота, — говорит Платон Тишин.
Данные, полученные учеными, используются для организации буровых работ. Затем геологи исследуют образцы керна и передают добытчикам информацию о качестве и количестве руды. Эти факторы являются решающими при определении экономической целесообразности дальнейших исследований месторождений.
Стратегия геологов ТГУ на технологическом рынке — в предложении промышленникам самых выгодных условий: «Наша первая задача — выйти на международные стандарты качества. Дальше наши конкурентные преимущества будут постепенно меняться. Для начала мы можем предложить высокую скорость получения результата. Впоследствии при большом количестве заказов мы можем соревноваться в цене — этот элемент технологического предпринимательства будет определяться рыночной ситуацией», — отмечает Платон Тишин.
Путь через Центр
Еще один путь доведения разработок вуза до реального потребителя — создание инжиниринговых центров. Один из старейших — Инжиниринговый химико-технологический центр ТГУ — был открыт по федеральной программе в 2013 году. За четыре года ИХТЦ вывел на рынок более 50 новых продуктов и технологий. Это проекты по оптимизации технологических процессов, разработке новых технических решений, технологий получения химических продуктов и фармацевтических препаратов. Оборот центра в 2017 году превысил 100 млн рублей.
Среди заказчиков — крупные предприятия СФО и России: КАО «Азот», ПАО «СИБУР Холдинг», корпорация «Росхимзащита», АО «Органика», ООО «Салаватский катализаторный завод» и многие другие. Всего инжиниринговый центр заключил свыше ста контрактов с промышленными партнерами.
Один из наиболее успешных продуктов ИХТЦ ТГУ — антипирен для огнестойких составов: сегодня его активно используют при производстве огнестойкого автомобильного пластика. Кемеровское объединение «Азот», например, реализует продукцию, полученную в результате переработки отходов производства удобрений. В начале 2018 года на рынок выйдет новое средство для поглощения запахов, испытания которого успешно прошли этой осенью в Краснодарском крае и Санкт-Петербурге.
«Исторически и идеологически так сложилось, что представители промышленности — управленцы, инженеры — не очень умеют и хотят продуктивно общаться с наукой, разработчиками. Мы обеспечиваем комфортный диалог и управление проектами для обеих сторон, чтобы наука выполняла свои задачи, а результат был полезен и применим на практике. Это синергия: когда один плюс один дает четыре. Предприятие больше зарабатывает, а ученые получают научный результат и могут заработать на его коммерциализации» — говорит директор ИХТЦ Алексей Князев.
Экосистема важнее денег
Сотрудничество с промпартнерами открывает новые возможности для университета, утверждают ученые ТГУ. Но дело не только в дополнительном доходе: «В технологическом предпринимательстве очень много плюсов для научно-образовательной организации. В рамках какого-нибудь проекта партнеры принимают наших магистрантов на практику по нашей программе «Инженерно-экологические изыскания для нефтяной и газовой промышленности». Ребята, настроенные после окончания магистратуры не заниматься научной деятельностью (такое количество и не требуется), а стремящиеся к получению четких практических компетенций, получают там работу», — констатирует Данил Воробьев.
В то же время, отмечает биолог, ориентируясь на нужды реального сектора экономики, университет постоянно совершенствует свои образовательные программы. «Это дает идеальную возможность готовить специалистов, которые имеют компетенции инженерно-экологических изыскателей и навыки работы на территориях нефтегазовых компаний. С другой стороны, имея доступ к передовым технологиям, рассчитанным как на потребности фундаментальной науки, так и заказы от промпартнеров, большой интерес к ним проявляют и студенты», — отмечает Платон Тишин. На ГГФ призывают заниматься исследованиями чуть ли не с первого курса университетской программы: «Если занимаешься наукой, ты всегда готов к неопределенности, ты получаешь компетенции работы с неоднозначным результатом и так далее. Такой же запрос мы получаем от промпартнеров — все чаще говорится о так называемых софт-скиллс, к которым относятся умения выстраивать коммуникации и способность принимать решения в сложных ситуациях», — подытожил Тишин.
По данным пресс-службы ТГУ, вуз в настоящее время реализует около 300 НИОКР с российскими и зарубежными компаниями, среди которых немецкий национальный синхротронный центр DESY и швейцарский центр разработки новых продуктов CDNP. Эдуард Галажинский подчеркивает, что включение все большего числа партнеров в экосистему сейчас позволяет готовить специалистов-исследователей, а на следующем этапе целью будут выпускники-инноваторы. Если учесть, что речь идет о тысячах человек в год, тезис кажется фантастическим. Но другой стратегии у современного успешного вуза быть не может, считает ректор ТГУ: «Нам выпало жить в период нарождающейся новой технологической революции, которая поменяет все — модели экономики, образования, науки. И надо на эти вызовы отвечать, иначе окажешься в позиции догоняющих, как произошло с великими университетами типа Болоньи или Сорбонны, существовавшими сотни лет, но не сумевшими «пересобраться» под новые смыслы и новые задачи и переставшими быть Номер Один в мире»…