В 2018 году федеральное правительство озаботилось системной маркировкой товаров и запустило добровольный для производителей эксперимент по маркировке табачной продукции. Региональные комиссии по контролю над незаконным оборотом продукции медленно, но верно начали движение в сторону объединения усилий минпромторгов, союзов производителей и надзорных ведомств.
Об этих и других возможных способах повышения эффективности механизмов противодействия незаконному обороту подакцизной продукции (табачные изделия, пивная и алкогольная продукция) говорили участники круглого стола, прошедшего 22 ноября на площадке сибирского «Экспоцентра» в рамках деловой программы Новосибирского торгового форума-2018.
Жестче не значит эффективнее
В круглом столе приняли участие надзорные органы, представители федеральных и региональных департаментов, отвечающих за развитие торговли и регулирование потребительского рынка, а также сами участники рынка. Каждая сторона представила свое видение ситуации, опираясь на цифры и факты.
Так, по словам Ольги Егоровой, управляющей по работе с органами государственной власти ООО «Пивоваренная компания «Балтика», на текущий момент доля нелегального рынка пива по разным оценкам варьируется от 1% до 30%. Такой разброс цифр дает понять, что причины, формы и последствия незаконного оборота пивоваренной продукции необходимо тщательно анализировать. При этом сам факт наличия нелегального рынка заставляет государство вводить новые жесткие методы регулирования отрасли. Что, на взгляд самих же страдающих от «серого» бизнеса производителей, не всегда целесообразно.
«Появление нелегального оборота и наличие теневого сегмента практически во всех сферах экономики проводит к снижению конкурентоспособности добросовестных производителей, также и дистрибьюторов, продавцов, — констатирует представитель пивоваренной компании. — На текущий момент, по совокупности причин, производить и продавать пиво вне рамок закона в нашей стране, к сожалению, становится все выгоднее. Этому способствует, в том числе, и постепенное ужесточение законодательства в отношении нашей отрасли: это и приравнивание пива к крепкому алкоголю, и запрет рекламы, и еще очень много этапов регулирования, которые были введены в последние годы. Сейчас органами власти рассматривается предложение ввести минимальную розничную цену на пиво. На первый взгляд, кажется, что это отсечет возможность присутствия на полке более дешевой продукции и, таким образом, поможет рынку «обнулиться». Но мы уверены, что все будет далеко не так, а только повысит маржинальность работы тех субъектов, которые позволяют себе выпускать пиво без акциза, и создаст им еще более комфортные условия».
«Понятно, что теневой бизнес — это враг для добросовестных предпринимателей. Однако практика показывает, что ужесточения скажутся именно на добросовестных предпринимателях, — поддерживает представителя пивоваренной отрасли Ирина Каур, заместитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области. — Я бы разделила ответственность субъектов на две категории — это граждане и лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей. С гражданами сложно бороться, потому что все контрольные органы направлены на проверку субъектов предпринимательской деятельности. Это в первую очередь функция МВД, районных и сельских администраций, поскольку мы понимаем, что, возможно, в селе люди занимаются таким нелегальным бизнесом просто потому, что заняться больше нечем. Здесь нужно усиливать взаимодействие районных администраций с МВД, со своими гражданами. Что касается предпринимателей — важно работать с производителями. Если мы выявили незаконный оборот алкогольной продукции, то нужно наказывать не столько продавца, сколько дойти до производителя и прервать цепочку по дальнейшей реализации. Нужно установить нормальные отношения со странами ЕАЭС, потому что в тех же приграничных странах предприниматели живут намного проще, требования намного лояльнее к ним. Нам нужно устанавливать одинаковые требования, это касается всех сфер».
В России одни из самых жестких среди цивилизованного мира правил регулирования алкоголя, подтверждает директор департамента регулирования внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов. «Есть два метода борьбы с незаконным оборотом. Первый — создать нормальные условия для легальных игроков, сделать так, чтобы было удобно, дешево, прогнозируемо работать. У нас очень жесткие требования. Поэтому очень дорого работать легально и последствия понятны, — убежден Кузнецов. — Если брать алкоголь, есть прекрасный отечественный опыт, правда, XIX века, но он адекватный. Когда в ряде губерний была проведена реформа: были резко уменьшены питейные сборы, сильно ослаблены требования к обороту. По сути, разрешена повсеместная продажа и доступный алкоголь. В течение года после этого полицейские проявления, единственные статистические данные, сократились в разы. Позже эти западные требования были применены по всей России. Ситуация начала серьезно улучшаться. Мы всегда упускаем подобные возможности, а ведь у нас есть такой опыт!».
В какой степени снижение легального оборота замещается незаконным, в каких формах осуществляется незаконный оборот и какие меры целесообразнее принять для его сокращения в конкретном регионе — эти вопросы волнуют производителей не только пива, но и других подакцизных товаров.
Чисто по-соседски
Для Сибири характерны два ключевых сегмента «серого рынка», сошлись в мнении эксперты — это неучтенный оборот продукции, произведенной без учета ФНС, и «серый» импорт.
Нелегальный поток подакцизной продукции в регионах, граничащих с государствами ЕАЭС, бьет рекорды. По данным эксперта юридического департамента компании «Мегаполис» Павла Карусева, немаркированная «серая» продукция, поступающая из стран ЕЭС, занимает пока 25% от общего объема нелегальной табачной продукции.
«Мы являемся официальным дистрибьютором «Филип Моррис», крупнейшим дистрибьютором в России и в Новосибирской области в том числе. И наша служба безопасности регулярно проводит проверки и видит именно эту «серую» продукцию в торговых точках. Мы с коллегами связываем это не только с тем, что существует серьезная разница в акцизах и торговать казахстанскими или белорусскими сигаретами в России очень выгодно, но и с широкой практикой так называемого транзита — когда продукция формально перевозится, допустим, из Беларуси в Казахстан, но фактически разгружается в России, после чего распространяется в российские торговые точки без акцизных марок», — рассказывает Карусев.
По его словам, когда такая продукция поступает в продажу в России, компании производителя и дистрибьютора принимают все меры, чтобы уведомить полномочные органы. «К сожалению, Роспотребнадзор, в чьих компетенциях находится немаркированная табачная продукция, ввезенная в Россию, достаточно слабо реагирует на наши заявления и далеко не всегда выезжает осуществить проверки. При этом существует и еще одна серьезная проблема: надзорным органам очень тяжело обосновать, что те запасы немаркированной продукции, обнаруженной в торговых очках, предназначены для продажи. Продавцы в торговых точках принимают всю ответственность на себя».
Такие проблемы в равной степени характерны для всех групп подакцизных товаров, нелегально распространяемых в Сибири. Однако, по словам заместителя министра, начальника управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максима Останина, по итогам девяти месяцев 2018 года количество выявленных органами регулирования по СФО правонарушений сократилось. И это несмотря на то, что контрольных мероприятий было проведено больше, чем годом ранее, а полномочия и сфера взаимодействия регионального минпромторга, управления лицензирования и органов безопасности в сфере оборота подакцизной продукции расширились.
«Постановлением правительства региона от 18 мая текущего года нам, министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства добавили полномочия по осуществлению контроля за соблюдением обязательных требований в розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Полномочия достаточно расширились, сейчас важно кадрово укрепиться, потому что работа непростая, — отметил Максим Останин. — Недавно на комиссии по незаконному обороту подакцизной продукции мы рассматривали эти вопросы и выработали ряд мер. Есть определенные рекомендации по нашим задействованным надзорным органам: таможне, МВД. И с декабря начнется их реализация, вплоть до совместной работы с объединениями предпринимателей, от которых поступают сигналы. Все эти структуры охотно идут навстречу, взаимодействуя».
По словам заместителя начальника Сибирского таможенного управления Федора Юшкова, с конца 2015 года в регионе действуют трехтаможенные мобильные группы, задействующие органы соседствующих областей. В 2018 году были созданы специализированные подразделения по контролю за ввозом и оборотом товаров. Эти подразделения работают, как правило, в приграничных районах, взаимодействуют с пограничной службой, с Роспотребнадзором, Россельхознадзором, органами ГИБДД, с органами внутренних дел. Координацию осуществляют транспортные прокуроры. «Что мы фиксируем? В 2018 году с представителями алтайском таможни мы изымали из оборота 554 тыс. контрафактных сигарет, они были скрыты под слоем бумаги, по документам шла макулатура из Казахстана в РФ. Отправителя и получателя нет, остаются физические лица. Физические лица с помощью адвокатов уходят от цели сбыта, — рассказал таможенник. — Меньше дел не становится. Полагаю, что необходимо ввести определенные изменения, которые позволяли бы привлекать к ответственности как недобросовестных предпринимателей, которые ввозят из Казахстана продукцию без акцизных марок, так и физических лиц».
Гармония и контроль
Предложение Сибирской таможни — внести изменения в Кодекс об административных нарушениях и ввести определенные квоты на количество алкогольной и табачной продукции, не только ввозимое физическим лицом через границу, но и транспортируемое по стране без маркировки. «Нужно шаги в этом направлении делать. Если говорить про часть 4 статьи 15.12, у нас есть предложение, что можно было бы наделить полномочиями таможенный орган по составлению протокола. Нам было бы легче работать, если бы мы могли применять эти нормы по выявлению фактов перемещения немаркированной табачной продукции в приграничных районах», — поделился Федор Юшков.
Факт наличия нелегального рынка заставляет государство вводить новые жесткие методы регулирования отрасли. Что, на взгляд самих же страдающих от «серого» бизнеса производителей, не всегда целесообразно.
Участники круглого стола признали необходимость всестороннего межведомственного сотрудничества, расширения полномочий взаимодействующих надзорных органов. Кроме того, отметили важность применения единых принципов и подходов к формированию налоговой политики, включая гармонизацию налогообложения подакцизных товаров в странах единого экономического пространства.
«По данным независимого агентства Nielsen, доля нелегальной продукции в России в III квартале 2018 года составила 8,4 процента — почти в два раза больше, чем год назад, — констатирует Дмитрий Шарков, управляющий по корпоративным вопросам Сибири и Дальнего Востока ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». — Наряду с традиционно высоким наличием нелегальных сигарет, поступающих из стран ЕАЭС, прослеживается значительное увеличение доли сигарет без акцизных марок и с признаками их подделки, а также контрафакта. Рост рынка нелегальных сигарет обусловлен их ценовой доступностью для потребителей. И особенно критическая ситуация сложилась в приграничных регионах. Так, в Новосибирске, по данным Nielsen, доля нелегальных сигарет за прошедший год выросла с 4,9 до 8,4 процента, в Омске — с 8,1 до 15,1 процента, в Барнауле — с 5,8 до 10,1 процента. Выше 20 процентов — доля нелегальных сигарет в таких сибирских городах, как Бердск, Новоалтайск, Новокузнецк. Лидером же этого анти-рейтинга стал Рубцовск Алтайского края, в котором доля нелегальных сигарет зафиксирована на уровне 58,8 процента. Для того чтобы приостановить рост рынка нелегальной табачной продукции в России, необходим комплекс мер, включающий ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной продукции, повышение эффективности правоприменительной практики, совершенствование межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных и правоохранительных структур».
Помимо этого, по словам Дмитрия Шаркова, предотвращению попадания на рынок нелегальных сигарет будет способствовать введение минимальной розничной цены на сигареты и распространение обязательной системы цифровой маркировки табачной продукции на территории стран Евразийского экономического союза, позволяющей контролировать производство и уплату акцизов производителями. Все это призвано создать условия для развития предпринимательства, которое сможет работать на прозрачном рынке без перетока нелегальной продукции на сопредельные рынки.