Красноярский депутат предложил перенести административный центр Сибирского федерального округа из Новосибирска в Красноярск. Депутат считает, что у Красноярского края больший экономический и спортивный потенциал. Эксперты согласны, что Новосибирск отстает по многим экономическим показателям. Есть регионы, которые наступают ему на пятки и в развитии научной сферы. Но, тем не менее, он остается одним из наиболее привлекательных для жизни городов
Извечный спор до хрипоты
В середине декабря депутат Красноярского Горсовета от ЛДПР Семен Сендерский в очередной раз заявил о необходимости сделать Красноярск столицей Сибири. По его мнению, Новосибирск не соответствует данному статусу. «Бюджет Красноярского края на 100 млрд рублей (почти в два раза!) больше бюджета Новосибирской области. У нас в крае реализуются такие проекты как Ванкор и Нижнее Приангарье. Край платит в федеральный бюджет свыше 500 млрд рублей налогов. Ничего близкого по масштабу, с точки зрения экономики, у наших соседей нет. В Красноярске пройдет всемирная Универсиада. Ежегодно проводится красноярский экономический форум, который формирует федеральную повестку. У нас построен новый современный аэропорт. Да и с исторической точки зрения перенос столицы Сибири в наш город будет справедливым. Все же у Красноярска не 90, а 400 лет истории», — цитирует пресс-служба красноярского отделения ЛДПР Семена Сендерского.
Уточняя свою позицию изданию «Эксперт-Сибирь», депутат заметил, что конкуренция между Новосибирском и Красноярском назрела уже давно. Поднять эту тему он решил в преддверии международных студенческих игр, во время подготовки к которым в край инвестировали более 70 млрд рублей. «Давайте посмотрим на еще один проект — «Енисейская Сибирь». Он уже начал реализовываться. Его представили его президенту. Это будут колоссальные вливания. За 10 лет сумма инвестиций составит порядка 500 млрд рублей. Деньги будут вкладываться в добычу и переработку металлов, развитие транспорта, энергетики, сельского хозяйства. Все это отдельные проекты ведущих российских компаний, которые работают, в том числе, на территории Красноярского края, — «Норникеля», «РУСАЛа», СГК, «Полюса», СУЭКа, Российских железных дорог, «Юнипро». Сейчас идет нефтяная разведка. Иными словами, Красноярский край — это мощная ресурсная база», — продолжил депутат.
Соглашается с ним и политический аналитик Екатерина Колесникова (Санкт-Петербург). «В процессе наблюдения за Сибирью у меня складывается ощущение, что Новосибирск стремительно теряет свой статус столицы, а на передний план в повестке уверенно выходят Омская область и Красноярский край. Мы видим сейчас, что часть игр Международного чемпионата по хоккею у Новосибирска забирает Омск. Пытается откусить часть бюджета от «пирога», выделенного на развитие науки, Томская область. С чем можно сравнить текущую ситуацию? К примеру, вы можете себе представить, что у красноярского губернатора Усса губернатор Хакасии Коновалов возьмет, и часть Универсиады как-то внезапно заберет? Я — нет. Да, Новосибирская область пока в топах рейтингов инвестпривлекательности (АСИ, Национальный рейтинг, политика и т.д.). Федералы обещали региону начать активно помогать развивать человеческий капитал, инфраструктуру. Изменилось ли что-то с этой поры? Пока, на мой взгляд, правительство региона просто пожинает плоды, семена которых бросили в землю прошлые губернаторы. Прорыва я не наблюдаю», — считает эксперт.
Экономический фактор
Депутат Госдумы от Красноярского края Виктор Зубарев также вспоминает, что разговор о переносе столиц идет давно. Известные политические деятели не раз предлагали перенести в Красноярск не только столицу Сибири, но и даже столицу России.
«Про перенос столицы в Красноярск говорил и президент En+ Group Олег Дерипаска, и министр обороны РФ Сергей Шойгу. Перенести столицу России в Красноярск предлагали для укрепления восточных территорий нашей родины, чтобы столица находилась в географическом центре, чтобы из Москвы, из Новосибирска, с Дальнего Востока ездили в Красноярск», — рассказывает парламентарий, соглашаясь с тем мнением, что экономический потенциал Красноярского края все же сильнее, чем у Новосибирской области.
По прогнозам краевого правительства, по итогам 2018 года рост валового регионального продукта Красноярского края ожидается на 5,5%, до показателя в 2,2 трлн рублей. Для сравнения: правительство Новосибирской области прогнозирует в 2018 году рост валового регионального продукта (ВРП) на 1,4% — до 1,18 трлн рублей, следует из анализа социально-экономического развития региона, который опубликован на сайте облправительства. Это, как указывается, ниже прогноза, ранее озвученного министерством экономического развития области, — рост предполагался на 1,5%. В структуре ВРП в настоящее время наибольшую долю занимают операции с недвижимостью, научные разработки, торговля и обрабатывающие производства.
Что касается индекса промпроизводства — он в 2018 году стабильно рос в обоих регионах. Так, Новосибирская область показала второй по значимости рост индекса промышленного производства на территории Сибири (+5,6%), который оказался выше общероссийского (3%). Рост отмечен за счет добычи полезных ископаемых (132%), однако еще две отрасли также показали положительную динамику — водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (106,6%) и обрабатывающие производства (104,3%). В «минусе» осталось обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха с показателем 97% от уровня десяти месяцев прошлого года.
По данным Управления федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, отраслевые составляющие общего краевого индекса промышленного производства с января по октябрь текущего года выглядят следующим образом: добыча полезных ископаемых — 105,4%, обрабатывающие производства — 105,9%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха — 100,4% и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений — 106,4%. Таким образом, красноярская краевая промышленность обеспечила свой поступательный рост по всем направлениям.
Ума палата
Опрошенные эксперты отмечают, что Новосибирск пока держит свой столичный статус, в том числе благодаря развитию научной базы. Так, в этом году общественности был представлен проект «Академгородок 2.0». Глава региона Андрей Травников заявил, что на его реализацию потребуется около 500 млрд рублей, из них 150 — только на создание инфраструктуры. Пока известно, что регион получит 37 млрд рублей на реализацию проекта «Источник синхротронного излучения ЦКП «СКИФ» от Института ядерной физики. Центр расположится на территории наукограда Кольцово. Синхротронное излучение применяется во многих научных областях: от исследования структуры материалов до терапии раковых клеток и изучения новых фармацевтических препаратов.
Новосибирск во многом выстрадал право на этот чемпионат. Омску же удалось вскочить на подножку уезжающего поезда, не приложив для этого никаких усилий
Томская область также в числе претендентов на создание одного из крупных научно-образовательных центров (НОЦ) России. В частности, летом 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил изменения в «дорожную карту» проекта «ИНО Томск», который, в частности, предполагает расширение участия университетов, научных организаций и компаний Томской области в реализации Национальной технологической инициативы, сообщается на официальном сайте правительства РФ.
За статус НОЦ регион борется с 2013 года, когда сразу два томских вуза — ТГУ и ТПУ — вошли в федеральный проект «5-100» и включились в борьбу за вхождение к 2020 году в топ-100 лучших университетов мира. Два года назад в Томске был создан Национальный исследовательский медицинский центр, объединивший ученых и врачей в сфере онкологии, кардиологии, фармакологии, генетики. В прошлом году СибГМУ получил статус опорного университета, став единственным в России опорным медицинским вузом. В Томской области активно развивается научно-техническое сотрудничество университетов и академических институтов с реальным сектором экономики. Томские промышленники при участии научно-образовательного комплекса создают высокотехнологичное оборудование в областной связи, машиностроения, радиоэлектроники, информационных технологий, новых материалов, медицины.
По мнению старшего научного сотрудника Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, доцента экономического факультета НГУ Ольги Валиевой, единственное, в чем всегда проигрывал Новосибирск — это в умении лоббировать интересы на федеральном уровне.
«Регион не представляет себя как центр мировой науки, не видит себя как хаб международного уровня, не обозначает потенциал развития всех ступеней образования, не позиционирует себя как кластер медицинского туризма и высокотехнологичный кластер, связывающий науку, образование и бизнес, — отмечает экономист. — Предпринимаются единичные и фрагментарные попытки отдельных людей или сообществ вывести наконец регион на достойный уровень, но попытки эти не поддерживаются властью на системном уровне. И вот отсутствие поддержки общественных инициатив со стороны власти и государства отбрасывает нас на много шагов назад. Этот пункт является решающим для региона».
В то же время она не согласна, что Томск «наступает на пятки» Новосибирску как научный центр. По мнению эксперта, весомое преимущество Новосибирска в том, что исследования на его базе осуществляются по более широкому спектру научных направлений. «Площадки для коммуникаций и потенциал инновационного развития мы связываем с работающими на мировом уровне двумя технопарками — в Академгородке и Кольцово», — замечает Ольга Валиева.
Хоккей на оба ваши дома
В конце октября новосибирские власти дали старт подготовки региона к предстоящему Молодежному чемпионату мира (МЧМ) по хоккею в 2023 году. А 12 декабря появилась информация, что соседний Омск также выразил готовность провести это международное соревнование. 18 декабря президент Федерации хоккея России (ФХР) Владислав Третьяк подтвердил журналистам эту информацию. В итоге Новосибирск, который несколько лет добивался проведения этого турнира на своей территории, внезапно уступил Омску. Новосибирск во многом выстрадал право на этот чемпионат, сочувствуют наблюдатели. Омску же удалось вскочить на подножку уезжающего поезда, не приложив для этого никаких усилий.
Впрочем, эксперты отмечают, что в практике проведения молодежного чемпионата мира в двух городах нет ничего нового. Дважды за последние четыре года этот турнир совместно принимали Торонто и Монреаль. Был подобный опыт и в нашей стране, в 2001 году. Тогда площадками чемпионата были Москва и Подольск. Правда, расстояния между этими двумя городами несравнимо меньше.
При этом мэр Новосибирска Анатолий Локоть лично ездил представлять заявку в Кельн, а на место строительства будущего стадиона приезжал президент Международной федерации хоккея Рене Фазель. МЧМ в столице Сибири изначально должен был пройти в 2022 году, но вмешалось столетие шведского хоккея, из-за чего его перенесли на год. Сам господин Фазель открыто заявил журналистам, что подобный шаг — разделение чемпионата — был сделан для того, чтобы решить в Омске проблему с дворцом спорта, который находится в аварийном состоянии. И провести игры в соседнем регионе решили для того, чтобы выделить средства на новую хоккейную арену. Впрочем, нынешняя арена новосибирской «Сибири» тоже устарела, а найти инвестора для строительства новой без весомого повода — большая проблема даже для города-миллионника.
«Не стоит искать политический след в истории с разделением игр Молодежного чемпионата по хоккею между городами Омском и Новосибирском. Это не игры-лоббистов губернаторов Буркова и Травникова. Данную идею продавил топ-менеджер «Авангарда» (Газпром), особа, приближенная к Рене Фазелю — Александр Крылов», — предлагает свою версию спортивный обозреватель Дмитрий Ерыкалов. По мнению Ерыкалова, Крылов, вполне вероятно, воспользовался «очень лояльным отношением Фазеля к России», после чего теперь МХК может смягчить обязательные требования по организации мероприятий для городов-участников. Так, по словам спортобозревателя, конкретно Омску Фазель «может простить» отсутствие метро, пятизвездочных гостиниц и других объектов инфраструктуры.
На прежних позициях
Тем не менее, большинство опрошенных журналом экспертов считают, что Новосибирск все же сохранит негласный статус столицы Сибири. «Я не слышала о том, чтобы центральные города выбирали по экономическому весу региона. Выбирают по привлекательности для жизни. А Новосибирск по этому показателю выше Красноярска, — считает директор региональных программ Института социальной политики Наталья Зубаревич. — Выбирать столицу, конечно, можно, но столицами становятся. Столицы — это места, которые притягивают приезжих людей. Столичность — это не назначенность, а реальная функция — это притяжение. И тут у Новосибирска безусловное преимущество. Это не экономический вопрос. Мы четко знаем, что квартиры в Новосибирске покупают, сюда переселяются, едут учиться, работать — и жители Алтайского края, и Кемеровской области, и Томской. Поэтому он столица. Разве в Красноярск едут люди со страшной силой? Не так, как в Новосибирск».
Первый проректор НГУЭУ Павел Новгородов согласен, что Новосибирск правомерно называть столицей Сибири. «Столичный статус определяется не только расположением органов управления, но сосредоточением ресурсов (прежде всего, людских) и активности. Новосибирск был и остается третьим городом по численности в России, привлекательным местом для проживания, обучения, кратковременных деловых и туристических поездок, ведения бизнеса. В нашей области за последние 15 лет одни из самых высоких в России показателей по миграционному приросту, которые обусловлены в первую очередь Новосибирском. При этом практически во всех других сибирских регионах идет вымывание населения, несмотря на то, что среднедушевые доходы у наших соседей могут быть выше», — отмечает он.
По словам Новгородова, Новосибирск остается лидером по предпринимательской активности. Развитая торгово-логистическая и транспортная инфраструктура будет способствовать поддержке предпринимательства и в будущем. «При этом Новосибирск снижает свою значимость как финансового центра», — согласен Новгородов. Впрочем, он связывает это не с возникновением альтернативных точек притяжения финансовых ресурсов в Сибири, а продолжающейся централизацией всей финансово-экономической системы России.
В то же время эксперты не исключают, что в будущем по каким-то политическим или экономическим соображениям столицу федерального округа могут перенести в другой город. Как недавно это произошло с Хабаровском и Владивостоком. И в таком случае наиболее вероятным конкурентом представляется Красноярск.
Экономист Ольга Валиева считает, что столичный статус закреплен за Новосибирском благодаря его выгодному географическому положению, которое определяет его как город-хаб — стратегически важный транспортный узел, который соединяет западные направления с юго-восточными и северными ветками и задействует все виды транспорта. «Это дает нам преимущества с точки зрения логистики, осуществления экспортно-импортных операций и развития ключевых отраслей экономики, которыми остаются торговля, транспорт и связь, обрабатывающие производства и недвижимость, услуги. К слову сказать, недвижимость и услуги дают нам самую большую долю в ВВП региона, а туда входит и наука, и деятельность высокотехнологичных компаний. Во-вторых, это конечно масштаб самого города: численность, территория, инфраструктура. В-третьих — знаковость, узнаваемость бренда, составляющие этого бренда», — говорит она.
Депутат Госдумы Виктор Зубарев отметил, что спор о столичности двух сибирских регионов — это «извечный философский вопрос», тема для рассуждений. «Да, есть примеры переноса столиц. Сейчас не самое лучшее время обсуждать данный вопрос в тех экономических, политических условиях, в которых мы находимся. Укрепление единства, усиления позиций нашего президента, вопросы экономических реформ — это более важно», — резюмировал он.