На прошлой неделе стало известно о том, что ПАО «МРСК Сибири» (входит в структуру ПАО «Россети») рассматривает возможность выкупа у группы RU-COM АО «Региональные электрические сети» и АО «Электромагистраль», на долю которых приходится более 90% рынка передачи и распределения электрической энергии в Новосибирской области. Также компания сделала предложение правительствам Омской области и Алтайского края о получении контроля над АО «Омскэлектро» и СК «Алтайкрайэнерго». В планах выход и на рынок Иркутской области, где у «МРСК Сибири» есть интерес к ОГУЭП «Облкоммунэнерго», сетевой компании, контролирующей около 30% рынка. Если намерения «МРСК Сибири» будут поддержаны, доля компании на рынке макрорегиона превысит 80%.
«Уже достигнута договоренность с правительством Алтайского края об объединении электросетевых активов и создании единого центра ответственности за качественное и надежное электроснабжение потребителей на базе нашего филиала «Алтайэнерго» и «Алтайкрайэнерго», — отметил генеральный директор компании Виталий Иванов. Кроме этого, «МРСК Сибири» сейчас обсуждает с руководством Кемеровской области возможность консолидации территориальных сетевых организаций (ТСО), которых в регионе 27.
Система стремится к целостности
Экспансия «МРСК Сибири» как «дочернего» общества ПАО «Россети» — это реализация поставленной федеральной властью задачи по консолидации электросетевых активов в рамках Стратегии развития электросетевого комплекса России, объясняют в компании. «Консолидация — это неотъемлемое условие для развития российской энергетики и повышения качества жизни населения, — говорит Виталий Иванов. — Простой пример: сегодня на территории Сибири работают более 270 ТСО. Большинство из них не вкладывают в ремонт и модернизацию сетей, не имеют долгосрочных программ развития активов, даже паспортов готовности к осенне-зимнему периоду у них зачастую нет. Зато ежегодно увеличивается износ сетей и количество аварий, растут потери. И все это ложится на плечи потребителя». Консолидация, по словам Иванова, позволит в перспективе решить проблему «лоскутности» сетей. По данным «МРСК Сибири», в руках частных ТСО сейчас находится чуть больше 15% сетей.
Еще в начале 2018 года ПАО «Россети» заключило соглашение о сотрудничестве с АО «Региональные электрические сети» («РЭС»). Договор предполагает поэтапную передачу в доверительное управление ПАО «Россети» прав акционеров АО «РЭС» и АО «Электромагистраль». «Все субъекты Сибирского федерального округа, за исключением Новосибирской и Иркутской областей, находятся в зоне обслуживания «Россетей». На текущем этапе мы консолидировали сетевые активы Новосибирской области на базе МРСК Сибири. Это большое дело. Единство сети позволит внедрить лучшие практики управления, в том числе унифицировать подходы к технической политике для повышения надежности энергоснабжения региона», — объяснил тогда генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский.
А в апреле филиал ПАО «МРСК Сибири» — Хакасэнерго» — получил статус гарантирующего поставщика электроэнергии в Хакасии вместо убыточного «Хакасэнергосбыта». Правда, пока это самое слабое звено в системе «МРСК Сибири». Компания была вынуждена создать резерв под долги «Хакасэнергосбыта» в сумме 1,6 млрд рублей и сейчас ведет претензионно-исковую работу с потребителями, в том числе с муниципальными и региональными бюджетными организациями.
«В регионе сложилась чрезвычайная ситуация. Накопившиеся и неполученные долги уже превышают многие экономические параметры «Хакасэнерго». Задолженность бюджетных организаций и предприятий ЖКХ составит по итогам 2018 года около 500 миллионов рублей. Это в пять раз превышает ремонтную программу филиала на 2018 год. Эта сумма составляет почти 30 процентов (треть) утвержденного НВВ (необходимая валовая выручка. — Ред.) филиала «Хакасэнерго». Общая дебиторская задолженность перед «Хакасэнерго» на 1 декабря 2018 года — 2,2 миллиарда рублей при НВВ в 1,6 миллиарда рублей», — комментирует директор филиала ПАО «МРСК Сибири» — «Хакасэнерго» Сергей Заворин.
Прирастает «МРСК Сибири» и бесхозными сетями. Если в 2017 году компания приняла на обслуживание 119 км линий электропередачи и 69 трансформаторных подстанций, то в 2018-м на балансе компании оказалось уже 330 энергообъектов, в том числе ЛЭП протяженностью более 141 км. Как правило, это сетевая инфраструктура со степенью износа выше среднего. «По данным статистики, износ электросетевого хозяйства в России оценивается в 70 процентов, но реальность не настолько драматична, — уверяет Виталий Иванов. — 70 процентов износа — это бухгалтерская терминология, которая к реальной жизни отношения не имеет. Если бы сети действительно находились в таком состоянии, то должны были давно упасть. Их же постоянно модернизируют, проводят техническое обслуживание, ремонт. Да, сети изношены, но говорить, что из 100 опор 70 гнилых, нельзя».
Пора рассмотреть потребителя
По словам участников рынка, энергетиков сейчас объединяет одна общая проблема: они не видят конечного потребителя. «Энергетики видят центр питания, отходящую сеть, трансформаторную подстанцию, к которой подключены три тысячи человек, но они не видят конкретного человека, живущего в такой-то квартире. Мы не знаем, получает ли он электроэнергию, какой у него профиль нагрузки, сколько он платит, можно ли ему снизить нагрузку или, наоборот, ее надо увеличить», — указывает Виталий Иванов.
Решение проблемы энергосетевые и сбытовые компании видят в развитии информационных технологий, прежде всего, в цифровизации. «Мы исходим из того, что качественный ресурс должен быть оплачен на 100 процентов. Соответственно, целевой вектор — на онлайн-оплаты. Причем не только в техническом плане, но и информационном. Необходимо помочь потребителю, привить и платежную дисциплину, и инструменты для ее поддержания. Такими инструментами стали viber-бот, мобильное приложения к сайту, личный кабинет клиента, — рассказывает директор «Иркутской энергосбытовой компании» Алексей Хвостов. — В планах объединить часть лицевых счетов, чтобы у каждого клиента был один личный кабинет с полным спектром услуг по получению информации и оплате электроэнергии, воды и тепла. Так будет проще отслеживать потребление и общаться с поставщиком услуг».
Построение цифровой сети должно начинаться с установки интеллектуального прибора учета, который позволяет в автоматическом режиме «отсекать» поврежденные участки, минимизировать время и затраты на восстановление, считает Виталий Иванов. Практика показывает: в локальных цифровых электросетях перерыв в энергоснабжении потребителей снижается до нескольких минут, а где-то — до нескольких секунд. Например, в Калининграде, где после цифровизации одного из районов электрических сетей время отключения электричества «упало» с двух часов до нескольких минут.
К началу 2019 года «МРСК Сибири» намерена «автоматизировать» каждого четвертого своего потребителя. При этом на начало 2018 года «на цифре» был каждый пятый ее клиент. Самый лучший показатель — в Кузбассе, здесь объем автоматизации систем учета достиг 46%. «Технически цифровизация — процесс несложный: архитектура энерголинии режется на отдельные участки, выделяются аварийные места, ставятся секционирующие выключатели, которые управляются специальной компьютерной программой, и затем автоматически собирается сеть», — объясняет Виталий Иванов.
Полный переход «МРСК Сибири» на «цифру» запланирован в 2030 году. Это будет стоить компании около 200 млрд рублей. Но на потребительских тарифах эти затраты никак не отразятся, уверяют в «МРСК Сибири», поскольку цифровизация позволяет снижать потери и за счет экономии финансировать проект. Только в 2017 году за счет сокращения издержек «МРСК Сибири» получила около 600 млн рублей.
«Ежегодно мы планируем направлять на цифровизацию не менее 20 процентов от инвестиционной программы компании. В 2018 году она составила 12 миллиардов рублей, следовательно, около 2 миллиардов рублей запланировано инвестировать именно в создание цифровых энергообъектов. Более того, с 2019 года абсолютно все подстанции, которые будет строить «МРСК Сибири», будут цифровыми», — подчеркнул Виталий Иванов.
Цифровая стабильность
В настоящее время в каждом из регионов присутствия «МРСК Сибири» реализуется пилотный проект по внедрению цифровых технологий. В Красноярском крае это Емельяновский цифровой район электрических сетей, в Омской области — Городской РЭС, в Алтайском крае — Павловский РЭС, в Республике Алтай — Майминский РЭС, в Кемеровской области — Топкинский РЭС, в Хакасии — Усть-Абаканский РЭС, в Туве — Каа-Хемский РЭС.
Ожидаемые эффекты цифрового РЭС: 100% наблюдаемость сети, снижение уровня потерь и сроков технологического присоединения, снижение затрат на ремонт и обслуживание. Среди социальных плюсов — рост цифровой экономики, повышение доступности сетей, сокращение перерывов в электроснабжении. «Несколько лет назад, в начале цифрового проектирования, средняя длительность отключения в Красноярском крае составляла 1,76 часа. Это — один из лучших показателей по стране даже с учетом сибирского климата, рельефа, протяженностей сетей. По итогам 2018 года планируется снизить этот показатель до 1,51 часа», — говорит Виталий Иванов.
Самые большие инвестиции в новые технологии ПАО «МРСК Сибири» в 2018 году направило в Красноярский край, где велась подготовка сетей к Универсиаде, и Кузбасс, где энергосистема развивается под растущие предприятия угольной промышленности. Если в модернизацию городских сетей компания в среднем инвестировала не более 150 млн рублей, то в Красноярск — 2,13 млрд рублей. В целом же подготовка энергосистемы города к студенческим соревнованиям потребовала более 5 млрд рублей. Примерно 1,1 млрд рублей компания «МРСК Сибирь» направила на поддержание надежности электросетевого хозяйства Кемеровской области.
В Красноярске, в частности, ПАО «МРСК Сибирь» в 2018 году запустила первый в макрорегионе и самый современный в стране цифровой Центр управления сетями (ЦУС) и перевала на «цифру» подстанцию 110 кВ «Молодежная». Всего организация планирует в ближайшее время реконструировать пять подстанций и построить новую цифровую 110 кВ в Омской области («Кристалл»). В Туве, например, «МРСК Сибири» сейчас реализует проект цифрового района «Каа-Хем» стоимостью около 1 млрд рублей.
Издержки монополии
Консолидация электросетевых активов в Сибири и их цифровизация неизбежно приведет к выравниванию тарифов в регионах присутствия, считают в «МРСК Сибири». «Простой пример: «МРСК Сибири» на территории Кузбасса работает в общем котловом тарифе на 20 процентов ниже, чем крупные частные ТСО. Но системная сеть вся находится у нас. До подписания регуляторного соглашения с руководством региона разница в тарифах была не 20 процентов, а 200–300», — подчеркивает Виталий Иванов. По его словам, в Кузбассе есть частные ТСО, у которых тариф выше, чем у «МРСК Сибири», в 2,5 раза. Кроме этого, в консолидации компания видит снижение затрат на эксплуатацию электросетевого комплекса. Очевидно, что когда в одном районном центре работают две электросетевые организации, они неизбежно дублируют друг друга. А расходы на обеспечение работы и содержание штата обеих организаций включены в тариф, который оплачивает население.
Старший аналитик по нефтегазовому сектору и электроэнергетике компании «Атон» Александр Корнилов считает, что в консолидации электросетевых активов на базе государственной «МРСК Сибири» больше плюсов для потребителей и экономики, чем минусов. «Де-факто сетевые компании, и вообще электросети, — это монопольный вид бизнеса. А поскольку электросетевая инфраструктура имеет огромное значение для развития экономики в регионах, ничего удивительного нет в том, что государственные «Россети» вместе с «дочками» сейчас наращивают свое присутствие на этом рынке. Ведь мы видим, что большое количество ТСО в регионах, которые, как правило, находятся в частных руках, приводит к серьезным перекосам в тарифообразовании, к большим задолженностям ТСО перед «Россетями», — указывает Корнилов.
При этом аналитик обращает внимание на то, что вместе с расширением своей доли на рынке «МРСК Сибири» получает проблемные с точки зрения бухгалтерского баланса активы. «Частные сети, как правило, отличаются худшим состоянием и качеством, чем сети «Россетей». Чтобы привести их к нормальному состоянию требуются серьезные вложения. Плюс к этому, частные сетевые компании не умеют работать с потребителями так, как работает «МРСК Сибири», как правило, у них высокая дебиторская задолженность», — говорит Александр Корнилов.
При всех плюсах консолидации рынка исполнительный директор по управлению энергетическим бизнесом АО «Завод «Экран» Павел Грачев видит один большой минус — монополизация наносит ущерб независимым сетевым организациям, которые отвечают за транспортировку электрической энергии до конечного потребителя, а также предприятиям электротехнической сферы. «Сейчас тарифы, которые устанавливаются на транспортировку электрической энергии в регионах, позволяют всем игрокам инвестировать в обновление оборудования и выполнять ремонтные программы. Дальнейшее же укрупнение «МРСК Сибири» приведет к тому, что приоритетными окажутся только ее инвестропроекты, а небольшие частные электросетевые компании будут сталкиваться с растущим числом аварийных ситуаций, не в силах ни отремонтировать, ни обновить оборудование. Для государства это будет отличный повод усилить свое присутствие на рынке, но проблемы отрасли это не решит, так как количество денег в отрасли ограничено тарифом. Это первое, — говорит Грачев. — Второе: от консолидации сетей пострадают поставщики оборудования — всевозможных выключателей, изоляторов, трансформаторов. У них будет меньше возможностей для участия в тендерах и конкурсах». Павел Грачев не сомневается, что вслед за Новосибирской областью «МСРСК Сибири» придет в Иркутскую область — последний регион Сибири, где нет «Россетей».