Приангарью дали Госплан

Михаил Кичанов
24 декабря 2018, 00:00

Власти Иркутской области вернулись к плановой «пятилетке» — забытому многими явлению времен Советского Союза. По мнению губернатора-коммуниста, пришло время усилить роль государства в регулировании экономики

Читайте Monocle.ru в

«Пятилетний срок мы взяли не только как дань советским традициям, но и как реалистичный среднесрочный период планирования, отвечающий запросам граждан, предприятий, административного аппарата. Всем этим звеньям народного хозяйства удобно планировать свою деятельность именно на пять лет. Учитывали мы и зарубежный опыт: в том же Китае все планы развития именно пятилетние», — объяснил мотивацию разработки и принятия правительством региона Госплана на пять лет (с 2019 по 2023 годы) губернатор Иркутской области, первый секретарь областного отделения КПРФ и член президиума ЦК КПРФ Сергей Левченко. По мнению главы региона, нужно повысить роль государства в регулировании экономики и «возродить производство на своей территории».

О том, что Иркутская область намерена усилить плановые начала в управлении экономикой, стало известно в июле этого года, когда по инициативе губернатора был создан Государственный комитет по планированию социально-экономического развития региона. Как тогда прокомментировали в правительстве, Госплан Приангарья — это координирующий орган, объединяющий ключевых управленцев региона и экспертов, в том числе федеральных. Его задача — синхронизировать работу всех ведомств и территорий региона и в итоге реализовать государственный пятилетний план развития Иркутской области. На этапе подготовки Госплана региональные чиновники получили более 1,7 тыс. предложений от жителей 35-ти муниципальных образований Иркутской области.

По словам министра экономического развития Иркутской области Евгения Орачевского, Госплан будет реализовываться параллельно с предусмотренными федеральным законом документами стратегического планирования. «Фактически он является среднесрочным планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Иркутской области. Госплан видится политической, моральной рамкой для нашей экономической политики», — говорит министр.

«Мы не отказываемся от системы стратегического планирования, предусмотренной федеральным законодательством. Но мы ее творчески дополняем и частично меняем акценты, — подчеркивает Сергей Левченко. — Госплан — самая живая и реальная часть системы целеполагания, которая строится не на прогнозах рыночной конъюнктуры, а на конкретных, императивных целях развития и детализированных программах их достижения».

Точки роста

В течение ближайших пяти лет власти Иркутской области планируют сосредоточить внимание на трех векторах роста — экономики, бюджета и уровня жизни. «Экономика будет развиваться за счет точек роста, которые мы сформировали в рамках производственного (промышленного, аграрного, инфраструктурного) блока Госплана. Рост бюджета обеспечит формирование «бюджета развития», который предполагает расстановку приоритетов и максимальную отдачу от всех вложений для планомерного наращивания бюджетного потенциала региона. Рост уровня жизни станет возможным благодаря мерам по увеличению зарплат и снижению бедности в Приангарье», — объясняет губернатор.

По мнению президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина, региональные документы среднесрочного планирования социально-экономического развития, такие как Госплан, отвечают, прежде всего, интересам бизнеса. «Бизнес интересуется тем, какие у него перспективы, как будет меняться законодательство, где будут дороги, где будут рынки сбыта, как свою продукцию доставлять. Естественно, важно понимать, что будет в регионе построено. Чем дольше горизонт планирования в регионе, тем бизнесу надежнее приходить туда, он видит перспективу своего развития», — считает Катырин.

Для успеха реализации Госплана чиновники и эксперты определили специализацию для каждого муниципального образования — кто будет заниматься освоением нефтегазовых месторождений, кто добывать калийные соли, кто осваивать золоторудные месторождения, а кто строить энергетическую инфраструктуру. Города Иркутской области, в которых месторождений нет, должны увеличить свое традиционное производство, решили власти. Иркутск, например, станет центром выпуска самолетов МС-21, планируется, что к концу пятилетки доля гражданских самолетов в продукции Иркутского авиационного завода (филиал корпорации «Иркут») увеличится с 15 до 30%.

Больше мяса и леса

Согласно Госплану, валовой региональный продукт Иркутской области в ближайшие три года будет расти с темпом 3-4% в год, а с 2022 года — 14%. Стремительный рост обеспечит реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, объяснили в региональном минэкономразвития. В 2023 году объем ВРП прогнозируется на уровне 2 трлн рублей, что примерно на 760 млрд рублей больше, чем в 2018 году (рост 1,6% к 2017 году).

Изменения индекса промышленного производства чиновники ожидают в пределах 4-6% в год. Среди основных целей региональной промышленной политики на «пятилетку» — создание и развитие обрабатывающих производств с акцентом на продукцию глубокой переработки и максимально высокую добавленную стоимость, импортозамещение и промышленное развитие муниципальных образований. «Промышленная политика в обязательном порядке будет увязана с мероприятиями по развитию науки и инноваций», — обещает Сергей Левченко.

Власти рассчитывают, что через пять лет численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, вырастет на 21% и составит 346 тыс. человек. При этом доля МСБ в валовом региональном продукте достигнет 31,3%, что на 3,7% больше, чем в 2017 году.

В сельском хозяйстве поставлена задача выйти «на более высокие показатели по самообеспечению» основными видами продукции, прежде всего, по мясу и овощам, а также расширить экспортный потенциал. Плановые мероприятия нацелены как на экстенсивный рост — за счет расширения площади угодий и увеличения числа сельхозпредприятий, так и на интенсивный — за счет внедрения современных высокоэффективных технологий, отметили в региональном минсельхозе. Уже через пять лет Иркутская область должна производить не менее 1 млн тонн зерна в год. К этому времени планируется запустить 20 новых молочных ферм, 135 зерносушилок и 205 зернохранилищ. Для повышения урожайности овощей и картофеля в муниципалитетах планируется внедрить поливные системы. Для увеличения производства мяса предусмотрено возведение 37 откормочных площадок.

«В сельском хозяйстве также будет реализована задача по увеличению доли перерабатывающего сектора. Это касается и сельскохозяйственной продукции, и дикоросов, по которым нам надо будет в разы поднять существующие показатели», — считает министр сельского хозяйства Приангарья Илья Сумароков. Объем экспорта сельскохозяйственной продукции к 2024 году планируется увеличить почти в два раза — с 31,1 млн до 59,7 млн долларов.

Особое место в Госплане отведено развитию лесного комплекса. Стратегия предусматривает ежегодный рост производства древесины при увеличении глубины переработки. По данным заместителя министра лесного комплекса Иркутской области Валентина Широкова, объем лесного фонда региона сегодня оценивается в 69 млн гектаров, что составляет около 80% территории региона. Удельный вес отраслей лесопромышленного комплекса в общем объеме обрабатывающего производства составляет в Иркутской области около 25%. В лесной промышленности региона занято около 2 тыс. компаний. По итогам прошлого года регион произвел 8 млн кубометров пиломатериалов, 214,4 тыс. кубометров клееной фанеры, 1,76 млн тонн целлюлозы и 193 тыс. тонн картона. Экспорт региональной лесной продукции составил 2,7 млрд долларов (около 40% от общего объема экспорта).

При этом нельзя не вспомнить, что Приангарье — лидер по объему незаконного оборота древесины в стране. За девять месяцев 2018 года на территории Иркутской области было зафиксировано 2,5 тыс. фактов незаконных рубок. В руках черных лесорубов оказалось 510 тыс. кубометров леса. Дистанционный мониторинг сегодня покрывает лишь 21 млн гектаров лесов.

В Госплане предусмотрено увеличение объема лесовосстановительных работ, до 132,2 тыс. гектаров в 2023 году. В 2018 году лесовосстановление в Иркутской области выполнено на площади 123 тыс. гектаров, в том числе искусственное — на 13,6 тыс. гектаров. Власти региона ожидают, что за пять лет ежегодные налоговые поступления от деятельности предприятий лесной отрасли вырастут на 20% — до 5,67 млрд рублей.

Инвестиционный бум

По завершении «пятилетки» губернатор Сергей Левченко рассчитывает на двукратный рост инвестиций в Иркутскую область. Приток инвестиций в регион должен составить 10-12% в год и к 2023 году достичь объема в 586 млрд рублей. Согласно Госплану доля инвестиций в ВРП Иркутской области увеличится с 22% в 2017 году до 28% в 2023 году.

«Объем инвестиций в основной капитал за последнее время приобрел устойчивую тенденцию роста, и в 2017 году составил 256,9 млрд рублей. По итогам первого полугодия 2018 года данный показатель составил 117,6 млрд рублей, что на 15% больше по сравнению с первым полугодием прошлого года. Регион занимает второе место по показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа», — констатирует глава минэкономразвития Иркутской области Евгений Орачевский.

Сейчас на территории региона реализуется около 120 инвестиционных проектов общей стоимостью более 800 млрд рублей. Основной объем инвестиций приходится на нефтегазовый комплекс, проекты в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, включая уголь, черную и цветную металлургию. Среди крупнейших инвесторов — «Иркутская нефтяная компания» с проектом развития нефтегазоконденсатных месторождений в Усть-Кутском и Катангском районах, «Верхнечонскнефтегаз» (разработка Верхнечонского месторождения), «Дулисьма» (освоение Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения), «Полюс Золото» (добыча золота в Бодайбинском районе), «Первенец» (развитие месторождения «Вернинское») и «Высочайший» (строительство золотоизвлекательных фабрик на месторождениях «Верхний Угахан» и «Красное»).

«Правительство Иркутской области создает все условия, чтобы не было никаких препятствий для привлечения инвесторов в регион. Мы гарантируем поддержку проектов независимо от их масштабов: будь то проекты микропредприятий или крупного бизнеса, производство или сфера услуг, традиционные или инновационные отрасли», — заверил Сергей Левченко. Власти обещают бизнесу единое правовое поле, благоприятные социальные и инфраструктурные условия, реализацию проектов государственно-частного партнерства и государственную поддержку.

Закрепить кадры

Выполнение мероприятий Госплана позволит не только обеспечить стабильный рост экономических показателей, но и мультипликативным эффектом отразится на благосостоянии населения области, убеждены в региональном правительстве. К концу реализации Госплана в Иркутской области должно появиться свыше 3,5 тыс. новых рабочих мест.

«С учетом продолжающегося сокращения трудовых ресурсов в Иркутской области, невозможности полного замещения имеющейся потребности в кадрах, одной из основных целей политики Иркутской области на период реализации Госплана является повышение кадровой обеспеченности и уровня закрепляемости специалистов на территории региона. Для этого разрабатываются меры поддержки по улучшению жилищных условий, по увеличению заработной платы», — прокомментировали в минэкономразвития.

К 2023 году средняя заработная плата в Иркутской области должна превысить 58 тыс. рублей, притом, что сейчас она составляет 40,9 тыс. рублей. По этому показателю регион занимает второе место в СФО после Красноярского края. Ожидается, что темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2019–2023 годах составит 2% в год. Это позволит снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума с 20% до 18,8%.

По словам Сергея Левченко, Госплан жизнеспособен, потому что ориентирован на максимальное использование внутреннего потенциала Иркутской области. «Безусловно, мы не можем все предвидеть и все спланировать, жизнь будет вносить свои коррективы. Но мы уверены, что противостоять жизненным, рыночным перипетиям возможно, только имея устойчивый механизм государственного планирования развития. С его помощью, и только так, мы сможем создать реальный образ будущего для жителей области, производителей, инвесторов, системы управления», — заключил губернатор.