Экономисты скептически относятся к позитивным планам и полагают, что в связи с ужесточением экономической политики в стране и снижением федеральных трансфертов полагаться на рост доходов регионам не стоит.
Как голосовали за бюджеты?
В конце прошлого года регионы Сибири приняли бюджеты на 2019 год и плановые 20202021 годы. Эксперты фонда «Сибирская политика» отмечают, что еще пару лет назад бюджетные чтения становились поводом для обострения межпартийных отношений — возможность получить сезонные политические очки традиционно использовала оппозиция. В этом году ситуация изменилась.
В Новосибирской области бюджет впервые устроил всех депутатов. Новому губернатору Алтайского края тоже удалось примирить часть оппозиционного блока. ЛДПР проголосовала за принятие бюджета, как и часть КПРФ. В Омской области бюджет не поддержали семь депутатов. Кемеровская область приняла бездефицитный, но, как его охарактеризовали местные экономисты, крайне пессимистичный бюджет. Коммунисты и либералдемократы голосовали против и в первом, и во втором чтениях. Но эти четыре голоса на исход решения не повлияли. 39 единороссов, два представителя «Справедливой России» и один из партии «Патриоты России» проголосовали «за».
В законодательной думе Томской области за бюджет в первом чтении проголосовали 26 депутатов и только трое против. Ко второму чтению троих депутатов включили в комиссию, которая прорабатывала поправки. В итоге бюджет одобрили 30 единороссов, 4 коммуниста, два представителя «Справедливой России» и четыре от ЛДПР. В Иркутской области — самый «разношерстный» в Сибири депутатский корпус. Кроме 17 единороссов, 18 коммунистов, четверых представителей ЛДПР и троих «Справедливой России» есть трое депутатов от «Гражданской платформы». В итоге бюджет без серьезных разногласий приняли во втором чтении. В Красноярском крае также все партии поддержали документ.
«Новосибирская, Омская и Томская области утратили статус регионов, где принятие бюджетов регионов проходит со спорами, и продемонстрировали небывалое единство всех политических сил. Смена вектора особенно заметна в Новосибирской области, где все фракции публично поддержали бюджет на итоговой сессии. Малочисленный протест впервые зафиксирован в Кемеровской области. Тем интереснее наблюдать, как на него будут реагировать власти», — отмечается в исследовании фонда «Сибирская политика».
Уменьшить долги
Депутаты заксобрания Новосибирской области одобрили бюджет региона на 2019 год и плановые 2020 и 2021 годы во втором чтении 21 декабря. Основные параметры бюджета выглядят следующим образом. Доход запланирован в размере 154,24 млрд рублей, из них федеральные межбюджетные трансферты — 26,77 млрд рублей, расходы — 160,28 млрд рублей, дефицит — 6,038 млрд рублей. Доходы и расходы на два последующих года заложены в размере 159,3 млрд рублей. Госдолг Новосибирской области на 1 января 2019 года составил 44,2 млрд рублей, что почти на 3 млрд рублей меньше, чем было в 2018 году. В 2018 году доходы областного бюджета были запланированы в сумме 131,96 млрд рублей, что на 6,1% было больше показателей 2017 года. Расходы — 134,17 млрд рублей, что на 6,8% выше уровня 2017 года.
Большая часть расходов бюджета 2019 года — социального толка. Как следует из официальной статистики областного минфина, из 121,7 млрд рублей так называемых приоритетных расходов наибольшая доля попрежнему принадлежит Минобру, Минздраву и Министерству труда и социального развития. «Это объясняется большой сетью подведомственных учреждений, выполнением «майских указов» президента РФ и полномочиями по мерам социальной поддержки граждан», — говорится в сообщении регионального министерства финансов.
Отличие бюджета 2019 года в том, что часть средств, полученных за счет федеральных трансфертов, в регионе пойдет на строительство новой ледовой арены, станции метро. Активизируется строительство нового регионального центра волейбола, перинатального центра. На ледовую арену заложено 300 млн рублей, на перинатальный центр — 519,6 млн, на волейбольный центр — 280 млн рублей.
«Приоритеты долговой политики, сложившиеся в 20172018 годах, будут сохранены. Одной из основных задач станет снижение долговой нагрузки. К 1 января 2022 года планируется снизить ее с 44% до 35%. Произойдет это за счет краткосрочных бюджетных кредитов, высвободившихся остатков средств учреждений. Коммерческие кредиты будут привлекаться по процентным ставкам, не превышающим ключевую ставку ЦБ плюс 1% годовых», — говорится в сообщении областного минфина.
«Мы видим, что в регионе — положительная динамика по собственным доходам. При том, что мы используем консервативный подход к их расчетам. В 2019 году в сравнении с 2018 годом по всем приоритетным показателям идет прирост. На образование в сравнении с 2018 годом увеличение на 4,4 млрд рублей, на здравоохранение — на 2,5 млрд рублей, на соцполитику — на 1,7 млрд», — комментирует зампредседателя комитета по бюджетной политики заксобрания Новосибирской области Валентин Сичкарев. В то же время он отмечает: есть понимание недофинансирования ряда направлений. Например, не хватает средств на дороги, программу газификации, строительство ФАПов на селе.
«Строить нужно 250 в год, мы строим 30. У нас все отражено в наказах избирателей. Их собрано на 150 млрд рублей. За 5 лет мы выполним работ на 35 млрд рублей. Важно распланировать бюджет так, чтобы хватало на текущие потребности», — говорит депутат.
По мнению доцента кафедры общественных финансов НГУЭУ Татьяны Черепковой, бюджет реалистичен в доходной части, так как в регионе проводится большая работа по оптимизации процесса оценки налогового потенциала и прогнозирования поступлений имущественных налогов.
«В целом состояние государственных финансов Новосибирской области не характеризовалось высоким уровнем обеспеченности собственными доходами. Положительная динамика поступления собственных доходов позволит обеспечить исполнение приоритетных бюджетных обязательств и исключить просроченную кредиторскую задолженность, — поясняет эксперт. — В расходной части бюджет региона решает двуединую задачу развития региона и обеспечения выполнения национальных целей и приоритетов. Осуществляется взвешенная тактика избирательного отношения к инвестиционным расходам и расходам капитального характера. Данный принцип является следствием ограниченности финансовых ресурсов, высвобождающихся после выполнения всех социальных обязательств в рамках бездефицитного бюджета. Соблюдение данного принципа означает концентрацию бюджетных средств на максимально результативных инвестиционных проектах и наиболее востребованных объектах капитального строительства, в том числе проектах софинансируемых Правительством Российской Федерации — таких, как Ледовая арена, например».
Профицитный омский
В конце декабря депутаты заксобрания Омской области приняли в окончательном втором чтении бюджет региона на 2019 год с доходами в 83,7 млрд рублей и профицитом в 3,8 млрд рублей. Как сообщала прессслужба правительства области со ссылкой на министра финансов региона Вадима Чеченко, расходы бюджета на 2019 год с учетом запланированных февральских поправок вырастут до 89 млрд рублей. Госдолг Омской области на 1 января 2019 года составил 42,4 млрд рублей. По данным Минфина, доходная часть бюджета региона на 2018 год составит 86,1 млрд рублей при расходах в 86,9 млрд рублей и дефиците 813 млн рублей.
Федеральные дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Омской области в 2019 году составят 7,4 млрд рублей, что на 800 млн рублей больше, чем в прошлом году. Еще 6,2 млрд рублей область получит от федерального бюджета в качестве нецелевой финансовой поддержки.
Во время своего бюджетного послания губернатор Омской области Александр Бурков заявил, что одна из главных задач регионального правительства — перезапуск всей работы инвестиционного блока. Ее начали с изменений в правовой базе. Установлена льгота по налогу на движимое имущество, так называемый налог на модернизацию. Воспользоваться льготой смогут больше 2 тыс. налогоплательщиков. «Решение о продлении пониженной налоговой ставки для предприятий в сфере свиноводства в настоящий момент уже дало нам новые инвестиционные проекты с объемом инвестиций в 1 миллиард рублей», — заявлял губернатор.
«Образования «дыр» в бюджете мы, конечно, не допустим. Основная задача финансиста, работающего в условиях бюджетных ограничений, — правильно расставить приоритеты. Считаю, что при планировании бюджета текущего года мы с этой задачей справились удачно — все первоочередные расходные статьи профинансированы, у всех без исключения наших ведомств и учреждений была возможность без какихлибо сложностей приступить к исполнению своих обязательств уже с 1 января, — рассказал журналу «ЭкспертСибирь» министр финансов Омской области Вадим Чеченко.
По его словам, остаются некоторые статьи расходов, которые профинансированы пока не полным образом: «Но эти вопросы в ходе исполнения бюджета будут решены».
«С инвестиционными расходами было на протяжении ряда лет не так радужно, как хотелось бы. Динамика по налоговым и неналоговым доходам не позволяла предусматривать на эти цели значительный объем средств, тем более в тех условиях, когда расходы социальной сферы росли. Сейчас меняем эту ситуацию, в прошлом году по поручению главы региона был сформирован определенный бюджет развития, вложены реальные средства в модернизацию системы образовательных учреждений, системы здравоохранения, запущены новые инструменты поддержки бизнеса. В первоначальном бюджете 2019 года на инвестиции приходится 3,7 млрд рублей», — добавляет министр финансов Омской области.
Томский образовательный
Томская облдума в конце декабря приняла бюджет региона на 2019 с дефицитом 3,8 млрд рублей. Доходы области составят 65,47 млрд рублей, расходы — 69,28 млрд рублей.
Как сообщается на сайте облдумы, объем налоговых и неналоговых доходов запланировали больше на 1,6 млрд рублей — до 50,3 млрд — за счет ожидаемых поступлений по налогу на прибыль организаций со стороны крупнейших налогоплательщиков. Расходы областной казны, по итогам работы согласительной комиссии, были увеличены на сумму 14,83 млрд рублей, в том числе на 9,28 млрд рублей за счет целевых поступлений из федерального бюджета и на 5,55 млрд рублей за счет собственных средств региона. Госдолг Томской области запланирован в размере 33,6 млрд рублей, или 67% от уровня собственных доходов.
Доходы областного бюджета на 2018 год составят 58,5 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы — 46,34 млрд рублей, безвозмездные поступления — 12,17 млрд рублей, расходы — 63,09 млрд рублей, дефицит — 4,5 млрд рублей.
По словам заместителя губернатора Томской области, начальника департамента финансов Александра Феденева, запланированный на 2019 год объем расходов на социальную сферу составит 70% от их общего объема. Из них около 45% будут расходами на образование. В приоритете остаются обязательства по повышению заработной платы бюджетникам.
Расходы областного бюджета практически по всем показателям увеличиваются. На повышение зарплат работникам бюджетной сферы будет направлено 1,1 млрд рублей, на софинансирование национальных проектов — 1 млрд рублей, на капремонт учреждений социальной сферы — 600 млн рублей.
Больше всего расходов в бюджете Томской области заложено на образование. В проекте областного бюджета она составляет 17,3 млрд рублей. На здравоохранение планируется направить 9,7 млрд рублей, с учетом бюджета регионального фонда ОМС расходы составят 20,4 млрд рублей.
Поддержку реального сектора экономики в 2019 году сократят на 12%, в бюджет заложено 6,6 млрд рублей. Отчасти это снижение может быть компенсировано средствами на инвестиционную и инновационную деятельность в 2019 году выделят 8,63 млрд рублей, из них федеральные средства — 4,2 млрд рублей.
Расширили границы долга
Основные параметры проекта бюджета Красноярского края на 2019 год выглядят следующим образом: доходы составят 223,69 млрд рублей, расходы — 237,14 млрд рублей. Дефицит бюджета — 13,44 млрд рублей. Предельный размер госдолга в Красноярском крае на 2019 году установили в размере 198,6 млрд рублей. На 1 января 2018 года он был 99,6 млрд рублей.
Структура расходов бюджета Красноярского края 2019 года практически идентична прошлогодней. На первом месте траты на социальную политику и здравоохранение. В 2019 году — 71 млрд рублей, в 2018 году — 73,9 млрд рублей. На образование в 2019 году — 54 млрд рублей, в 2018 году — 51,2 млрд рублей. В пояснительной записке к проекту закона «о бюджете края» сказано, что снижение параметров по доходам и расходам в 2020 и 2021 годах связано с окончанием работ на объектах Универсиады. Также не учитывалась часть трансфертов из федерального бюджета.
Налоговые и неналоговые доходы в следующем году прогнозируются в сумме около 200 млрд рублей с дальнейшим ростом на 3–5% ежегодно. Ожидается, что инвестиции в 2019 году вырастут до 450,8 млрд рублей, а еще через два года — до 500 млрд рублей. На реализацию «майских указов» президента за три года предполагается направить более 33 млрд рублей, в том числе 21 млрд рублей — из федерального бюджета. Деньги пойдут на ремонт дорог, улучшение материальнотехнической базы медучреждений, городскую среду, создание дополнительных ясельных мест в детсадах.
«У депутатов заксобрания, в том числе и у меня, вызывает вопрос большой размер госдолга. Он очень велик, на мой взгляд. Но, тем не менее, правительство смотрит на это оптимистично. Планирует сокращать госдолг», — рассказывает зампред красноярского заксобрания Алексей Кулеш.
По его словам, проблема заключается не в высоком госдолге, а в недофинансировании многих целевых программ. «Мы недофинансируем одинаково все сферы. И спорт, и медицину, и образование, и коммунальное хозяйство. Проблемы большие, но в рамках такого бюджета их не решить. Не хватает денег на проекты по водоснабжению и водоотведению. Не секрет, что в конце прошлого года была скандальная история с биотулетами в школе поселка Вознесенка Абанского района. Это иллюстрация к тому, что во многих населенных пунктах края не только в домах, но и в школах нет теплых туалетов, канализации. Эта программа в масштабах края требует примерно 100 млрд рублей», — отмечает парламентарий.
Кулеш уверен: если бы бюджет края формировался не только за счет крупных налогоплательщиков, таких, как «Норникель», «РУСАЛ», «Роснефть», «Полюс» (золотодобывающая компания), развитие в регионе шло бы быстрее. «У нас есть районы с населением 15 тыс. жителей. Из них 13 тыс. находятся на учете в соцзащите и получают льготы и выплаты. И это не единичный случай. Важнейшая задача — включать малую экономику в районах», — уверен он.
Три базовых компонента экономического роста
Опрошенные «ЭкспертомСибирь» экономисты считают, что поводов надеяться на рост доходной части региональных бюджетов мало. Международное рейтинговое агентство Fitch делает вывод, что в наступившем году регионам грозит замедление экономического роста. Изза снижения роста экономики (по прогнозам агентства, увеличение реального ВВП в России составит 1,5% против 1,8% по итогам текущего года) сборы налога на прибыль в региональные бюджеты сократятся, а расходы, в частности социальные, вырастут.
Директор региональных программ Независимого института социальных исследований Наталья Зубаревич разделяет это мнение. «Доходы бюджета РФ выросли примерно на 1112 процентов. За счет чего? НДФЛ вырос на 12 процентов за девять месяцев 2018 года. За счет того, что был указ поднять зарплату. Больше ее поднимать в таком объеме не будут. Поэтому рост НДФЛ в дальнейшем будет медленнее. Прибыль выросла примерно на 15 процентов за девять месяцев 2018 года. Ее половина — от нефтегазовой отрасли, получившей прирост за счет скачка цен на нефть. Понимаете, что, скорее всего, в 2019 году дальнейшего роста не будет? Повысить можно, накручивая ставки акцизов, но это изъятие денег из экономики. Следующее — платежи на имущество. Они не сильно росли в 2018 году. Это опять нагрузка на бизнес. На 12 процентов выросли бюджетные трансферты. Почему? Потому что год был выборный. Регионам помогали выполнить указы, подкидывали денег, но такого праздника души больше не будет точно. Посмотрите: три предыдущих года трансферты в регионы росли хорошо, а еще тремя годами ранее не росли вообще. Вот вам и ответ. Все три базовых компонента будут давать замедление: НДФЛ, прибыль и трансферты», — считает экономист.
Fitch полагает, что на этом фоне регионам придется больше занимать. Однако постепенная амортизация таких кредитов увеличит зависимость от рыночного финансирования и сделает стоимость обслуживания долга более высокой. Восстановление макроэкономической конъюнктуры Fitch допускает к 2020 году. Тогда влияние роста НДС должно сойти на нет. Снижение инфляции может привести к снижению ставок Центральным банком, отмечают в агентстве.