Преодолевая вызовы

Мария Климова
28 января 2019, 00:00

Наступивший год обещает стать непростым для малого бизнеса. Рост НДС, увеличение страховых взносов, ужесточение требований к работе с онлайн­кассами, необходимость проводить специальную оценку условий труда — все это однозначно добавит сложностей предпринимателям

Председатель Сибирского банка ПАО Сбербанк Татьяна Галкина

В Сбербанке о нововведениях предпочитают говорить как о новых вызовах, которые предстоит преодолеть вместе. О том, как банк планирует поддерживать малый бизнес в 2019 году и каковы главные итоги прошедшего 2018­го, журналу «Эксперт­Сибирь» рассказала председатель Сибирского банка ПАО Сбербанк Татьяна Галкина.

— Татьяна Михайловна, с чем Сибирский банк вошел в 2019 год, каковы результаты в сегменте малый бизнес по итогам 2018­го?

— Минувший год стал для нас очень показательным именно в этом сегменте. Почти 60 тысяч новых клиентов­предпринимателей и на 20 процентов больше по сравнению с 2017 годом открытых расчетных счетов для представителей малого бизнеса. Это очень хороший результат. Мы стремимся, чтобы Сбербанк был банком первого выбора для предпринимателей разного уровня, и тот факт, что с нами хотят работать все больше представителей бизнеса, конечно, радует.

— Что, по вашему мнению, влияет на выбор предпринимателей в первую очередь? С чем вы связываете рост числа клиентов Сбербанка в сегменте малого бизнеса?

— В первую очередь это связано с новыми технологиями. При открытии расчетных счетов мы теперь используем технологию роботов. Результат: если раньше для того, чтобы открыть расчетный счет клиенту, нам требовалось около двух часов, то сегодня — уже час, а в перспективе мы хотим сократить это время до 30 минут. Время — очень ценный ресурс, и мы стараемся максимально беречь его — как наше, так и наших клиентов.

Также на рост повлияла появившаяся возможность выбора места и способа открытия счета. Раньше клиент был вынужден идти в отделение Сбербанка. Сегодня же он может воспользоваться услугой выездного открытия счета, когда к нему в офис в удобное для него время приедет менеджер банка. Все наши клиентские менеджеры получили для работы планшеты — с их помощью нужная потенциальному клиенту информация подается наглядно и понятно, в виде легких для восприятия презентаций. Задав в ходе встречи дополнительные вопросы, выяснив реальные потребности предпринимателя, менеджер предлагает каждому конкретному клиенту оптимальный для него набор банковских продуктов.

Кто­то из наших клиентов предпочитает, чтобы менеджеры приходили к ним, другим по­прежнему удобнее подъехать в офис самим. Добавлю, что в 2018 году количество офисов, в которых наши корпоративные клиенты могут открыть расчетные счета, увеличилось на 70 процентов: большинство отделений, до этого оказывавших услуги лишь физическим лицам, сегодня обслуживают и юрлиц. Возможен и третий вариант — дистанционное открытие счета. Это можно делать через наших партнеров, список которых есть на сайте Сбербанка, или самостоятельно, зайдя на портал «Деловая среда».

Еще одна из причин — отличная, широкая линейка пакетов услуг. В 2018 году мы ее полностью обновили, на сегодня каждый клиент непременно найдет для себя тот пакет, который будет ему выгоден и удобен. Весь год мы активно открывали счета начинающим предпринимателям, наш специальный пакет для начинающих выбрали почти 48 тысяч новых клиентов. Для тех, кто работают с нами на протяжении многих лет, действует свой пакет услуг, который включает большое количество платежных поручений на юрлиц и ИП внутри Банка, а также ежемесячно 100 внешних платежей и другие привилегии.

Очень важно, что у предпринимателей появилась возможность регистрировать бизнес прямо в банке, минуя налоговую. Это настоящий прорыв, на сегодня эту услугу оказываем только мы в наших центрах оказания услуг при отделениях. Они открыты и действуют уже в нескольких регионах. Кроме того, зарегистрировать бизнес могут и наши выездные клиентские менеджеры, тогда совсем никуда идти не придется.

Еще одно из нововведений конца прошлого года — мы предложили всем нашим новым клиентам бесплатное подключение к сервису, при помощи которого можно самостоятельно, без лишних затрат, вести бухучет. Сервис очень прост и понятен в пользовании, знания бухгалтерских терминов для работы с ним не требуется. Подключение возможно в течение всего 2019 года.

Одним словом, мы не стоим на месте, а постоянно совершенствуем наши сервисы, услуги. В этом году работа по привлечению новых клиентов и по созданию еще более комфортных условий для всех, кто уже с нами, будет продолжена.

— Одним из вызовов 2019 года станет очередная, уже третья, волна установки онлайн­касс. И, как известно, кроме приобретения данного оборудования, что недешево, предпринимателям будет необходимо еще и регулярно вкладываться в обновление программного обеспечения устройств. Ваша позиция по данному вопросу? Какие шаги навстречу малому бизнесу делаете в этом направлении?

— Действительно, согласно законодательству, предприниматели должны иметь онлайн­кассы. И мы, понимая все сложности бизнеса, предлагаем свое решение. Кассы, с которыми работаем мы, можно не приобретать, а взять в аренду — так мы решили снизить разовые затраты на приобретение и тем самым поддержать наших клиентов. В целом за 2018 год в Сибирском банке было приобретено и взято в аренду 3 613 онлайн­касс. Владельцам наших касс не нужно думать об обновлении программного обеспечения, оно обновляется автоматически.

Еще одна из потребностей наших клиентов­предпринимателей из розничной торговли и сферы услуг — терминалы для безналичной оплаты. В 2018 году мы заключили более 17 тысяч договоров эквайринга, в сравнении с 2017­м рост произошел в 1,3 раза.

 18-3.jpg

— Если говорить о развитии бизнеса, то речь сразу заходит о кредитовании. Насколько активно предприниматели брали кредиты в прошлом году?

— Сибирский банк выдал в 2018 году около 12 тысяч кредитов малому бизнесу на сумму свыше 27 миллиардов рублей. 52 процента в общем количестве выдач — доля кредитов, которые мы выдали клиентам, ранее не кредитовавшимся в Сбербанке. Этому, в том числе, способствовало развитие линейки смарт­кредитов — предодобренных кредитов до 5 млн рублей, предоставляемых без обеспечения и подтверждения целевого использования всем, кто имеет расчетный счет в нашем банке.

Помимо предложений новым клиентам мы активно наращивали объемы инвестиционного кредитования. Почти каждый четвертый рубль в 2018 году Сибирский банк выдал предпринимателям на инвестиционные цели. Цель этого года — увеличить долю таких кредитов до 40 процентов, в том числе за счет выдачи лизинга. Мы планируем существенный — в 30 процентов — рост по лизингу и целенаправленно идем к этому. Так, в 2018 году было реализовано 760 договоров на 2,1 миллиарда рублей, рост к 2017­му составил более чем 1,7 раза.

— Одна из эффективных мер поддержки и развития малого бизнеса — кредитование в рамках госпрограмм. С какими из них работает Сбербанк?

— В 2018 году Сибирский банк активно наращивал объемы кредитования по двум основным госпрограммам — Министерства сельского хозяйства и Минэкономразвития РФ. По программе Минсельхоза мы выдали кредиты на сумму более 3 миллиардов рублей, что в 3,5 раза больше, чем в 2017 году. Программа Минэкономразвития «6,5%» начала действовать с 2018 года, по ней выдано около 100 кредитов на сумму более 1,2 миллиарда рублей. Наш банк всегда являлся проводником развития малого бизнеса через госпрограммы. И в нынешнем году данная работа будет продолжена.

— Как еще, учитывая усложнившиеся условия работы предпринимателей, будете поддерживать данный сегмент?

Участники программы «Бизнес класс» на очном семинаре в Новосибирске 18-2.jpg
Участники программы «Бизнес класс» на очном семинаре в Новосибирске

— Мы просто продолжим решать стоящие перед нами задачи, будем и дальше формировать ту самую экосистему, находиться в которой нашим клиентам комфортно и хорошо.

Весь 2018 год активно реализовывалась наша совместная с компанией Google программа «Бизнес класс», поддержанная российским правительством. Она стартовала еще в конце 2017 года. Напомню, проект направлен на развитие предпринимательских компетенций и адресован как состоявшимся, так и начинающим бизнесменам. На сегодня «Бизнес класс» реализуется в 46 регионах России. В Новосибирской и Томской областях, в Красноярском и Алтайском краях участие в программе приняли около 25 тысяч человек. По итогам обучения каждый десятый участник открыл свое дело, 52 процента предпринимателей улучшили бизнес­показатели. Онлайн­курс программы доступен для всех желающих и сегодня.

Действует также платформа знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда», запущенная нами совместно с Минэкономразвития РФ. На ней представлены необходимые нормативные документы, законодательные акты, примеры успешных бизнес­кейсов и многое другое.

Мы продолжим совершенствовать наш интернет­банк, который уже сегодня включает более двух десятков сервисов. Будем запускать новые продукты и сервисы для комфорта клиентов.

Безусловно, 2019 год покажет нашу готовность к новым вызовам, но цель Сбербанка остается прежней — помогать предпринимателям успешно вести свое дело, содействовать развитию малого бизнеса на территории Сибирского банка.          