Получив накануне Российского инвестиционного форума утвержденную правительством Стратегию пространственного развития РФ, регионы поехали в Сочи не столько с целью презентовать свой инвестиционный потенциал, сколько понять, на что и в каком объеме в условиях обновленных вводных им понадобится «подмога».
Мы в матрице, господа
Главной темой Российского инвестиционного форума-2019 стала реализация национальных проектов, разработанных и стартовавших в стране после «майского указа» президента. Главный вопрос — как и на каких условиях включить в эту «матрицу» проектов регионы.
«Национальные проекты — это единая матрица, в которую мы постарались уложить жизнь всей страны. Скажем прямо, никогда за историю современной России ничего подобного не делалось, такого сложного, масштабного, амбициозного. Все, что нам предстоит сделать для улучшения жизни людей, для обеспечения стратегического роста и развития страны в ближайшие шесть лет, сведено в показатели национальных проектов. Именно этим вопросам и посвящен наш форум», — обозначил повестку форума на пленарном заседании глава правительства Дмитрий Медведев.
«Перезагрузка» инструментов развития территорий, социальные лифты, роль финансовых рынков в инвестиционном процессе и даже продолжительность жизни — как основа развития общества — на эти и десятки других тем в рамках форума прошли экспертные сессии, обсуждения и презентации проектов. Организаторы отчитались, что сочинский инвестфорум собрал более 8 тыс. ведущих экономистов и предпринимателей, экспертов и консультантов, журналистов и экспонентов, представителей федеральных и региональных властей.
Не обошлось и без «дежурной» части программы — подписания соглашений, контрактов и договоренностей о намерениях. По данным Росконгресса, озвученным 18 февраля главой правительства Дмитрием Медведевым на совещании с вице-премьерами, таких контрактов в ходе форума было подписано приблизительно на триллион рублей.
Начало реализации национальных проектов, развитие государственно-частного партнерства и наука — так обозначил три главные темы форума губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Именно по этим трем направлениям, по словам губернатора, и работала на форуме делегация области. Для региона, привезшего на форум флагманский проект «Академгородок 2.0» и решающего вопросы участия индустриальных партнеров в развитии новосибирского научного центра, реализуемого по поручению президента РФ Владимира Путина, такая расстановка акцентов кажется логичной. Среди крупных соглашений, подписанных Новосибирской областью в ходе форума — с компанией PepsiCo о строительстве на территории ПЛП Новосибирской области завода по производству снеков и с Х5 Retail Group о реализации на территории региона инвестиционного проекта (проектирование, строительство и эксплуатация объекта «Распределительный центр для Х5 Retail Group ФТС «Пятерочка»).
Отработали в ходе форума свои программы и другие регионы Сибири. Вторым регионом, отметившим свое присутствие на РИФ-2019 масштабным стендом, стала Иркутская область. По итогам форума региональное Агентство инвестиционного развития отчиталось о ключевых представленных в Сочи инвестпроектах: газохимическом кластере в Усть-Куте «Иркутской нефтяной компании»; проекте производства тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови и проекте создания самолетов МС-21, впечатляющий макет которого украсил стенд Приангарья. Кроме того, на форуме Иркутская область вошла в только что созданный Межрегиональный авиационный кластер под эгидой «Ростеха», что само по себе можно считать неплохим результатом: участники кластера вправе рассчитывать на субсидии из федерального бюджета в объеме до 50% от инвестиционных затрат по выпуску промышленной продукции.
Ряд многообещающих контрактов, стратегических для развития территорий был подписан и другими сибирскими регионами. Томской областью — с ГК «Россети», компанией «Газпром нефть»; Красноярским краем — с ПАО «Почта Банк», компанией «ТВЭЛ»; Алтайским краем — с «Газпромбанком» и «МРСК Сибири». И это не считая многочисленных намерений о сотрудничестве с другими субъектами федерации и институтами развития.
Однако основной вопрос региональных команд, представивших на форуме точечно пункты развития своих субъектов в рамках национальных проектов — где взять средства на их полноценную реализацию. Проблема финансового обеспечения реализации национальных проектов (а по факту способность регионов собственными силами полноценно разработать проект и быть готовыми к софинансированию) стала одной из главных тем встречи премьер-министра России Дмитрия Медведева с руководителями регионов страны в ходе форума.
С эффектом новизны
Глава правительства сообщил о запуске не менее 30 программ в рамках государственно-частного партнерства в сфере нацпроектов к концу 2019 года. Инвестиционная составляющая которых порядка 12 трлн рублей. Он также напомнил, что завершается процесс подписания соглашений между федеральным центром и регионами о предоставлении необходимых субсидий из российского бюджета. И хотя премьер довел до сведения глав субъектов, что в ряде случаев федеральный бюджет готов софинансировать до 99% расходов региона, уже в ходе форума, в кулуарах, представители ряда регионов, проникнувшись совещанием с премьером, поспешили заявить, что готовы к софинансированию большинства программ развития.
«Иркутская область как территория с большим населением и разнообразными проблемами и задачами участвует во всех 12 национальных проектах… Мы достаточно устойчивый регион, умеем зарабатывать и вполне способны софинансировать», — цитирует иркутского губернатора Сергея Левченко ТАСС. Так, по словам губернатора, в рамках нацпроектов Иркутская область планирует реализовать 52 региональных проекта, по 48 из них уже подписаны соглашения со всеми министерствами. А губернатор Красноярского края Александр Усс в ходе форума рассказал, что край, также участвующий во всех 12 национальных проектах, рассчитывает получить на их реализацию порядка 30 млрд рублей.
«Мы смогли в сжатые сроки подписать все 54 соглашения. Было непросто, учитывая сроки, в которые были доведены параметры федерального финансирования. Как показало совещание по нацпроектам в Сочи, не все регионы справились с поставленными задачами. Мы к их числу не относимся. Начинаем работу», — заявил губернатор Омской области Александр Бурков по итогам РИФ.
В целом, по оценкам наблюдателей, больше всего волнений регионов в связи с новым стартом нацпроектов кроется в непростом процессе согласования показателей эффективности. Вкладываясь в проекты согласно новой стратегии (предполагающей разделение пространства страны на 12 макрорегионов), региональные власти не видят внятной экономической системы. Вопросы перспективы рынков сбыта продукции, конкуренции и еще тысячи нюансов предложенная властями спецификация не содержит.
Безусловно, пул подписанных в ходе форума соглашений и намерений дает большой задел для будущего развития всей страны. Посыл национальных проектов, хоть и не нов, но тоже понятен — экономика должна развиваться, качество жизни людей повышаться, а общество развиваться. Достичь этого можно с помощью ГЧП, повышения уровня общественных инициатив, внедрения новых технологий и развития малого и среднего бизнеса. За счет чего будет совершаться «прорыв», чем принципиально новая Стратегия пространственного развития страны до 2025 года отличается от Стратегии 2020 и откуда в итоге регионам ждать «золотого дождя» в новой матрице нацпроектов и смыслов — вопрос пока остался открытым. Но, судя по всему, этого никто и не собирался подробно объяснять — возможно, пока стоит задача понять хотя бы моральную готовность регионов софинансировать национальные проекты.