Вопросы развития российской электроэнергетики стали одной из ключевых тем Красноярского экономического форума-2019. На площадке КЭФ состоялось расширенное заседание правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Козака. Рассказать о проблемах в электроэнергетике и задачах, стоящих перед отраслью до 2024 года, в город на Енисее приехали министр энергетики РФ Александр Новак, председатель наблюдательного совета Ассоциации производителей энергии Александра Панина, глава ПАО «Россети» Павел Ливинский, руководители крупнейших энергетических компаний страны.
Как отметил во вступительном слове Дмитрий Козак, Правительство РФ утвердило комплексный план модернизации электроэнергетической инфраструктуры, который позволит обеспечить сбалансированное развитие отрасли. «Вместе с тем, — отметил вице-премьер, — есть ряд вопросов, требующих системного решения. Это вопросы неоплаченных резервов сетевой мощности, технологического присоединения, справедливого распределения тарифной нагрузки на всех потребителей».
ТЭЦ — это судьба
Российская электроэнергетика — одна из крупнейших в мире. Это 1,2 тыс. электростанций, 800 млрд кВт/ч полезного отпуска электроэнергии, 700 млрд рублей ежегодных инвестиций. По итогам 2018 года потребление электроэнергии в единой энергетической системе страны выросло на 1,5% и достигло 1,056 трлн кВт/ч. Максимум потребления мощности за год вырос на 0,5%. В эксплуатацию введено 4,8 ГВт генерирующих мощностей: 2,2 ГВт на атомных станциях и 2,2 ГВт на тепловых электростанциях. Завершено строительство возобновляемых источников энергии суммарной мощностью 356 МВт, из них солнечные электростанции — 300 МВт, ветроэлектростанции — 56 МВт. Построено 12 тыс. мегавольтампер трансформаторных мощностей, 825 км магистральных линий электропередач и почти 27 км распределительных ЛЭП.
Структура российской электроэнергетики совершенно уникальна для мира, отмечают эксперты. «Есть три фундаментальных фактора, по которым Россия не похожа на другие страны. Здесь дорогие деньги, дешевое топливо и централизованная система теплоснабжения. Поэтому наша энергосистема не обязана выглядеть так, как она выглядит в остальном мире. Мы должны идти своим самобытным путем», — уверен генеральный директор Сибирской генерирующей компании Степан Солженицын. «У нас суровые климатические условия, большая территория при низкой плотности населения. А значит, высокие затраты на содержание сетей, — в свою очередь отмечает Александра Панина из Ассоциации производителей энергии. — Из хорошего — нам досталась вполне сбалансированная структура генерации с высокой долей атомных станций, ГЭС. Хотя, конечно, основа нашей энергетики — это тепловые электростанции».
По словам Александры Паниной, несмотря на развитие в мире и стране «зеленой» электроэнергетики, позиции традиционной генерации останутся незыблемыми еще как минимум 20 лет. «Возобновляемая энергетика и накопители энергии, в которых она нуждается, стоят дорого. И традиционная генерация в перспективе до 2035 года уверенно будет с ней конкурировать. Сегодня мир на 80 процентов зависит от ископаемой энергии, сокращение этой зависимости может продолжаться десятки лет», — считает эксперт.
Учитывая этот фактор, власти в ближайшие годы сосредоточат внимание не на расширении возобновляемых источников энергии, а на повышении надежности системы. «Мы рассчитываем в период с 2019 по 2024 годы ввести в строй новые генерирующие мощности в объеме 13,5 ГВт, модернизировать существующие мощности в объеме 14,8 ГВт, построить 12 тыс. км новых линий электропередач, вывод из эксплуатации неэффективных генерирующих мощностей достигнет 10,2 ГВт, — заявил министр энергетики Александр Новак. — В результате к 2024 году потребление электроэнергии вырастет до 1,14 триллионов кВт/ч, со средним приростом 1,2 процента в год. Установленная мощность всех электростанций составит 249 ГВт».
Новая программа модернизации генерирующих мощностей по планам правительства с 2021 по 2031 год позволит модернизировать 41 ГВт, или 25%, всей тепловой генерации страны. На реализацию комплексного плана развития объектов электросетевого хозяйства правительство направит не менее 250 млрд рублей. На эти средства к 2024 году построят 6 тыс. км ЛЭП и более 3,5 тыс. мегавольтампер трансформаторных мощностей.
Внутренние резервы
Одновременно с поддержкой модернизации существующих электроэнергетических мощностей и строительства новых объектов, правительство готово внести ряд существенных изменений в законодательство. Цель — сделать отрасль более эффективной и конкурентной. Одна из ключевых проблем в электросетевом комплексе — рост перекрестного субсидирования в тарифах на оказание услуг по передаче электрической энергии. За последние шесть лет размер перекрестного субсидирования увеличился с 220 млрд до 313 млрд рублей. «Перекрестное субсидирование создает дискриминационные и несправедливые условия ведения бизнеса одних потребителей по отношению к другим за счет избыточной тарифной нагрузки на малый и средний бизнес. С другой стороны — формирует выпадающие доходы территориальных сетевых организаций за счет ограничения по индексации тарифов», — отметил Александр Новак.
По данным министра, тариф для потребителей Федеральной сетевой компании (ФСК) составляет 35 рублей за кВт/ч, что в четыре раза ниже тарифа для потребителей территориальных сетевых организаций (ТСО), подключенных на высоком уровне напряжения. Как результат, крупные промышленные предприятия уходят на обслуживание ФСК. Всего за пять лет полезный отпуск потребителям ТСО сократился на 8,7%, а отпуск потребителям ФСК увеличился на 26,7%. Минэнерго РФ предлагает распределить бремя перекрестного субсидирования тарифов на потребителей ФСК. «Перекрестное субсидирование — не рыночный механизм, но социально справедливый. Отказываться от него нельзя, — говорит генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский. — Но должно быть справедливое распределение перекрестного субсидирования между классами напряжения. Это позволит снизить тариф для потребителей малого и среднего бизнеса и, как следствие, создать возможность для его экономического роста».
Другая проблема, требующая оперативного решения, — неэффективное использование резервов сетевой мощности. По данным Минэнерго РФ, на резерв приходится 65% от всей мощности, или 100 ГВт. «Почему за неэффективность одних должны платить другие? Это несправедливо и не создает экономических стимулов для экономии. Объект построен, заявленная потребителем мощность должна оплачиваться. Считаю правильным распределить тарифную нагрузку», — подчеркнул Павел Ливинский. «Мы предлагаем ввести плату за неиспользование резерва сетевой мощности при возможности отказа от резерва. А в последующем перейти на оплату услуг, исходя из максимальной мощности, заявленной при технологическом присоединении», — рассказал о планах Александр Новак.
Также Минэнерго РФ готово пересмотреть сложившуюся практику льготного технологического присоединения к электросетям. «Льготная плата за техприсоединение к электросетям устройств, мощностью до 15 кВт, — фиксированная и составляет не более 550 рублей. С 2009 года она ни разу не индексировалась. Это привело к кратному росту числа заявителей, — рассказывает министр энергетики РФ. — Стоимость платы не соответствует реальным затратам сетевых организаций, формирует выпадающие доходы (44,2 млрд рублей. — Ред.), которые должны компенсироваться в составе тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии. При этом большинство заявителей использует присоединенную мощность менее, чем на 50 процентов». Как отметил министр, расходы ПАО «Россети» на присоединение новых потребителей с 2009 по 2018 годы составили 140 млрд рублей. В выпадающих доходах, которые формируются в сложившихся условиях льготного техприсоединения, Павел Ливинский видит инвестиционный потенциал. Эти средства можно было бы направить в модернизацию энергооборудования, износ которого в стране превышает 70% и растет по 2% в год. Особенно остра эта проблема в удаленных районах Сибири и Урала.
Наконец, власти готовы ввести долгосрочное тарифное регулирование в электросетевом комплексе с жесткой привязкой к инфляции минут 0,1%. В настоящее время тарифы корректируются раз в год. «Вместе с тарифами ежегодно корректируются и инвестиционные программы территориальных сетевых организаций. Это не позволяет сетевым организациям планировать свою инвестиционную деятельность на долгосрочную перспективу, равно как и рассчитывать затраты на электроэнергию потребителям на годы вперед, — констатирует Александр Новак. — Считаем, что введение долгосрочных тарифных решений на основе эталонных расходов обеспечит гарантированное развитие сетевой инфраструктуры в долгосрочной перспективе за счет качественного инвестиционного и бизнес-планирования».
Запрос на конкуренцию
Председатель наблюдательного совета Ассоциации производителей энергии Александра Панина выразила надежду, что со временем в России сформируется по-настоящему конкурентный рынок электроэнергии. «Конкуренция в электроэнергетике — сфера тонкая. Мы всегда вынуждены балансировать между государственным регулированием и свободной, честной конкуренцией», — заметила эксперт.
До сих пор этой цели правительству добиться не удавалось. «Можно вспомнить такой сегмент, который должен был стать конкурентными, как конкурентный отбор мощности. Еще в 2011 году должна была произойти либерализация рынка мощности. Частично это произошло, но цена на мощность как задавалась правительством, так и задается, — говорит Александра Панина. — У нас есть свободный рынок РСВ. Казалось бы, конкуренция — генераторы имеют возможность подавать ценовые заявки, определять цену. Но, как показывает статистика, в первой ценовой зоне доля свободных двусторонних договоров меньше 0,5 процента».
Рынок электроэнергии России сформирован таким образом, что в нем нет волатильности, и это мешает развитию конкуренции, указывает Александра Панина. «Высокая прогнозируемость рынка приводит к тому, что ни потребителям, ни генераторам нет никакого смысла заключать свободные договоры. А ведь отношения между потребителем и генератором — это высшая форма конкуренции. Есть конкуренция между генераторами, но нет конкуренции за потребителя», — посетовала она.