Экспорт: дорога к себе

Игорь Степанов
27 мая 2019, 00:00

Поддержка отечественного предпринимательства всегда заявлялась российским правительством как важнейшая из задач. Зачастую усилия властных органов выглядели лишь декларативными, однако «встряска» нескольких последних лет породила ряд конкретных программ, стимулирующих конкурентоспособные производства

Содействие росту экспортно-ориентированного бизнеса сопровождается неизбежным скептицизмом — мол, бесцельно тратятся государственные деньги, не работая на внутреннем рынке, а лишь способствуя росту прибыли экспортеров. Но производства, генерирующие востребованный за рубежом продукт, зачастую становятся локомотивами отечественного бизнеса и центрами конкурентных интересов широкого круга предпринимателей, способствуя трансферу технологий мирового уровня в российскую действительность.

Именно об этом пару месяцев назад говорил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Козак, выступая на площадке Красноярского экономического форума, посвященной новой экспортно-ориентированной политике страны. «Экспортно-ориентированная продукция — это не самоцель. Речь идет о технологическом развитии нашей страны, выпуске конкурентоспособной продукции. Экспорт для нас — это маркер конкурентоспособности продукции», — акцентировал зампред правительства. По его словам, на поддержку промышленности из бюджета выделяются очень большие средства — только в гражданском секторе объем финансирования составляет 214 млрд рублей, а всего объем поддерж­ки выпуска новой, высокотехнологичной продукции, способной конкурировать на мировых рынках, до 2024 года составит 422 млрд рублей.

РЭЦ: созревшим для экспорта

Направление господдержки несырьевого экспорта сегодня сосредоточено в руках Российского экспортного центра (РЭЦ), имеющего представительства практически во всех республиках, краях и областях России. Разветвленная сеть должна давать возможность во взаимодействии с региональными органами власти, профильными подразделениями и специализированными органами — например, региональными центрами поддержи экспорта (ЦПЭ) — проводить единую политику экспортно-ориентированной поддержки, не позволяя на местах зацикливаться на какой-либо ее составляющей — информационной, консультационной или же монетарной.

В группу РЭЦ входит Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»), которое участвует в финансовой поддержке экспортеров, предоставляя кредитующим банкам в качестве залога свое страховое покрытие. «Проведя ряд успешных сделок, в 2016 году банк прошел повторную аккредитацию и АО «ЭКСАР» увеличил лимит финансирования на одного заемщика с 10 до 15 млн рублей, в рамках которого применяются упрощенные процедуры андеррайтинга», — вспоминает начальник валютного управления банка «Левобережный» Денис Комогорцев. Он раскрывает подробности кредитного процесса — по таким сделкам «ЭКСАР» дает решение за два–три дня, при этом доля страхового покрытия в структуре залога по сделке увеличилась до 90% от суммы финансирования, что значительно упростило получение кредита субъектам МСБ.

О своем опыте взаимодействия с РЭЦ рассказали в Сибирском банке ПАО Сбербанк — в этом году Российский экспортный центр и Сбербанк открыли совместную акселерационную программу развития экспортных компетенций у клиентов банка, которые еще не смогли выйти на зарубежные рынки или только задумываются о такой возможности. По каждому участнику акселератора определяется экспортная зрелость и составляется индивидуальный план действий.

Объемы и структура экспорта регионов Сибирского федерального округа (по данным РЭЦ) 22-02.jpg
Объемы и структура экспорта регионов Сибирского федерального округа (по данным РЭЦ)

РЭЦ обладает существенным объемом информации, характеризующей не только внешнеторговые операции российских экспортеров, но и эффективность мер их поддержки. Так, по данным Центра, в 2018 году общий объем российского экспорта составил 449,35 млрд рублей, из них 149,37 млрд рублей (33,24%) пришлось на долю несырьевого неэнергетического экспорта. Это и есть сегмент внешней торговли с высокой добавленной стоимостью, ради развития которого выстроена целая система поддержки на федеральном и региональных уровнях.

В регионах Сибирского федерального округа доля несырьевого неэнергетического экспорта колеблется в очень широких пределах — так, по итогам 2018 года в Кемеровской области эта доля составляет 20,1%, а в Красноярском крае она более чем в четыре раза выше — 87,1%. Новосибирская область по этому показателю достигла уровня 52,7%, в среднем же по СФО несырьевой неэнергетический экспорт составляет 47,3% общего объема зарубежных поставок.

В Российском экспортном центре особо отмечают два сибирских региона: Иркутская область и Красноярский край находятся в числе лидеров по объемам несырьевого экспорта из СФО по итогам 2018 года, предприятия этих регионов активно работают на внешних рынках.

Министр экономики и регионального развития Красноярского края Егор Васильев сообщил, что по итогам января 2019 года Красноярский край занимает 12 место в рейтинге регионов РФ по объему экспорта с долей 1,62%, при этом общая сумма экспорта составила более 500 млн долларов. «За прошлый, 2018­й, год экспорт товаров из Красноярского края по сравнению с 2017 годом увеличился на 1,1 миллиарда долларов США (на 20,1 процента)», — говорит региональный министр, признавая при этом, что физический объем поставок товаров в экспорте уменьшился на 4,4% и составил 7,2 млн тонн.

В 2018 году в таможенных органах Российской Федерации внешнеторговые операции оформили 1 098 участников ВЭД, зарегистрированных в налоговых органах Красноярского края, в том числе в экспорте — 558 участников ВЭД, в импорте — 653 участника ВЭД. При этом данные РЭЦ говорят о том, что поддержкой Центра воспользовались 163 компании экспортёра, 129 из которых — предприятия малого и среднего бизнеса. Фактически каждый четвертый красноярский экспортер получил информационную и/или финансовую поддержку.

«По показателям за январь 2019 года Новосибирская область находилась на 28 месте среди регионов России по объему экспорта», — проинформировал министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров, ссылаясь на данные РЭЦ. Министр, используя информацию Сибирского Таможенного Управления, также сообщил, что на 1 января 2019 года в Новосибирской области зарегистрировано 1 449 компаний экспортёров, большая часть из них является субъектами МСП. Из сопоставления этих цифр со статистикой РЭЦ, говорящей о поддержке в 2018 году 284 новосибирских экспортеров (в числе которых 235 представителей МСБ), следует, что поддержкой экспортной деятельности воспользовалась каждая пятая новосибирская компания экспортёр.

Сопоставимые показатели приводит директор центра развития внешнеэкономической деятельности Томской ТПП Александр Беляев, ссылаясь на данные ФТС России за 2018 год, согласно которым количество организаций экспортёров в Томской области составило 337 единиц, из них 308 — субъекты МСП. «Количество экспортеров — малых и средних компаний — растет в регионе с 2013 года. В их числе компании, имеющие многолетнюю экспортную историю, и компании, впервые начавшие экспортировать, — дополняет Александр Беляев, признаваясь: — Конечно, хотелось бы кратно увеличить долю томских компаний, занимающихся экспортом».

При этом томская система поддержки экспортно-ориентированных предприятий показывает достойный результат — практически каждое третье предприятие-экспортер из общего числа 92 (в том числе 72 сегмента МСБ) использует возможности поддержки по линии РЭЦ. Более того, по словам Александра Беляева, сегодня региональными и федеральными инструментами поддержки пользуются не только действующие, но и потенциальные экспортеры, а всего за 2018­2019 годы поддержку инфраструктуры развития экспорта МСБ получили более 500 томских компаний.

Структура экспорта, млрд $ 22-04.jpg
Структура экспорта, млрд $

Экспорт малый и средний

Статистика РЭЦ говорит о преимущественном использовании мер поддержки, ориентированных на экспорт, компаниями малого и среднего бизнеса. В целом по СФО более 82% от общего числа клиентов РЭЦ представляют сегмент МСБ, ими же освоено более 70% финансовых ресурсов поддержки. При этом структура экономической деятельности МСБ-экспортеров заметно различается от региона к региону.

Так, в Красноярском крае, по информации РЭЦ, действуют около 400 компаний — экспортеров сегмента МСБ, и в целом регион ориентирован на развитие экспортных поставок. Близость Китая, основного торгового партнера, не может не сказаться — многие компании, особенно в сфере лесопромышленного комплекса, фактически ориентированы только на этот рынок. Китай традиционно в силу близости и общей границы является основным торговым партнером по широкой группе товаров, среди которой в сегменте МСБ можно выделить лидирующие отрасли — ЛПК, металлообработка, сельское хозяйство, строительные материалы. «Есть и единичные компании, занимающиеся экспортом товаров народного потребления, машиностроением», — дополняют в РЭЦ.

По словам Егора Васильева, региональным Центром поддержки экспорта в 2018 году были оказаны услуги 335 субъектам МСБ Красноярского края.

«Исходя из опыта действующего центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего бизнеса Новосибирской области (ЦПЭ НСО) наиболее активными экспортерами являются компании МСБ в сфере здравоохранения, пищевой переработки, сельского хозяйства и приборостроения», — рассказывает об отраслевой структуре новосибирского экспорта Андрей Гончаров. По его данным, в 2018 году услугами ЦПЭ воспользовались 207 уникальных субъектов МСБ Новосибирской области, а 23 компании, воспользовавшиеся услугами ЦПЭ, в 2018 году заключили 45 экспортных контрактов на сумму более 2 млн долларов США.

Говоря о программах, действующих в Томской области, Александр Беляев упоминает поддержку экспорта малого и среднего бизнеса, международной ко­операции предприятий в сфере инноваций и трансфера технологий, финансовые инструменты поддержки экспортеров, а также механизмы Российского экспортного центра. «В 2017­2018 годах в рамках программ поддержки экспортно-ориентированного бизнеса более 100 компаний Томской области заключили 180 экспортных контрактов на сумму 2,5 млрд рублей, в том числе более 1 млрд рублей — компании малого и среднего бизнеса», — рассказывает министр об эффективности мер содействия экспорту.

Примечательно, что на передовой томского экспорта — IT-сфера, производство телекоммуникационной аппаратуры, лабораторного оборудования и оборудования для измерений, установок индукционного нагрева, медицинских материалов и приборов, здоровые продукты питания. «Широко известны торговые марки «33 пингвина», ФШ «Юниор», Школы «Русский балет», школа плавания «Кроль», «Кедровое молочко», которые можно встретить не только в России, но и за рубежом», — перечисляет Александр Беляев «истории успеха» томских предпринимателей.

Льготная конкурентоспособность

Вера в «невидимую руку рынка», которая способна решить все экономические проблемы, постепенно сходит на нет, и не только в России. Свидетельство тому — «торговые войны», разворачивающиеся в международном масштабе. Мировая экономика ищет «золотую середину» между либерализмом и протекционизмом, тестируя различные схемы поддержки национальных экономик во благо роста глобального рынка. На этом фоне повышение конкурентоспособности из задач отдельного бизнеса поднимается на уровень государственной политики, чему свидетельство недавнее принятие постановления Правительства РФ от 23 февраля 2019 года № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности». Предполагается, что на такую поддержку смогут претендовать предприятия несырьевых и не­энергетических отраслей промышленности, в том числе — компании малого и среднего бизнеса.

«Этот документ предполагает субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам до 4,5 процента, а также договоров страхования экспортных кредитов», — рассказывает представитель банка «Левобережный» Денис Комогорцев. По его информации, постановление правительства предполагает организацию поддержки экспортеров в несколько этапов, и до 15 мая 2019 года проходило формирование перечня экспортеров, которые будут претендовать на субсидирование на конкурсной основе в рамках Корпоративной программы повышения конкурентоспособности (КППК).

Говоря проще, экспортно-ориентированные предприятия должны взять на себя обязательства по организации производства продукции, оказания услуг, которые пойдут на экспорт, либо росту объемов экспорта от текущих значений на несколько лет вперед. Субсидирование процентной ставки по кредитам экспортерам будет производиться через банк, который должен оценить ход исполнения взятых предприятием на себя обязательств в рамках КППК — например, график реализации инвестиционного проекта или график роста объемов экспорта продукции. Как объясняет начальник валютного управления регионального банка, если обязательства исполняются, клиент уплачивает банку проценты по кредиту в соответствии с рыночной ставкой, сниженной на 4,5% годовых, если обязательства не выполняются — субсидирование процентной ставки не производится.

По словам замначальника управления продаж и клиентских отношений банка «Акцепт» Оксаны Евтушенко, несколько клиентов уже прошли отбор и подали заявку в Минпромторг НСО. Она рассчитывает, что после включения в программу клиенты пойдут в банки за льготными кредитами, и уверена — одобрение заявок реально, фактически это обычные кредиты на развитие бизнеса.