Российская экономика после падения, начавшегося в 2013 году и усилившегося в два последующих года, понемногу адаптировалась к новым курсовым и санкционным реалиям — в том числе в финансовой сфере. Однако восстановление различных финансовых институтов идет в соответствии с различными законами — так, если банковский сегмент демонстрирует поступательный рост не только кредитного портфеля, но и темпов его роста, то рынок лизинговых услуг, резко нарастивший объемы за 2016 и 2017 годы, в прошедшем году снизил скорость своего роста. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», темпы прироста нового бизнеса на отечественном лизинговом рынке упали более чем вдвое — обеспечив, тем не менее, 20процентный рост объемов того же нового бизнеса.
«За последние два года российский рынок лизинга демонстрировал рекордный рост объемов нового бизнеса», — оценивает динамику роста директор новосибирского филиала компании «Балтийский лизинг» Кирилл Утюпин. При этом генеральный директор лизинговой компании CARCADE Олег Заглядин, оценивая состояние российской экономики, как «общая стагнация», считает, что это является не сдерживающим, а скорее стимулирующим фактором, так как лизинг становится единственным доступным малым предприятиям способом приобрести автотранспорт и технику. «Кроме того, положительное влияние оказывают и действовавшие государственные программы стимулирования автолизинга коммерческого и легкового транспорта», — признает руководитель лизинговой компании.
А директор компании «Траст Лизинг» Дмитрий Неустроев расставляет акценты в структуре рынка лизинга. По его словам, лидерство на этом рынке с 2009 года прочно закрепилось за госкомпаниями: поднялся «Сбербанк Лизинг», ГТЛК, «ВТБ Лизинг». Как и в предыдущие периоды, деятельность лидеров ориентирована на три основных направления: автолизинг (грузовой и легковой автотранспорт), лизинг авиа и железнодорожной техники. При этом местные, небольшие лизинговые компании нацелены в основном на краткосрочный, до трех лет, лизинг автотранспорта — реже оборудования и зданий. «Железнодорожный сегмент выступил ключевым драйвером в 2017 и 2018 годах — по итогам прошлого года, к примеру, направление показало рост на 49 процентов», — добавляет подробности директор Сибирского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Алексей Авласенко.
Сибирские нюансы
По информации генерального директора ВТБ Лизинг Дмитрия Ивантера, доля Сибирского федерального округа в общем объеме лизинговых сделок по итогам 2018 года составила 6,7%. Однако годом ранее эта доля была выше на 2,5%, что в совокупности с общероссийским снижением темпов роста может говорить об увеличении конкурентной напряженности как в Сибири, так и ряде других регионов, снизивших процент участия в федеральном портфеле лизинговых сделок — таких, как Южный федеральный округ и российская столица.
Однако, по мнению большинства экспертов рынка, темпы роста в СФО снижаются. «Идет процесс монополизации и укрупнения бизнеса, увеличилась кредитная нагрузка предприятий. Все это негативно влияет на рост лизинговых операций», — объясняет ситуацию директор филиала УРАЛЛИЗИНГ в Красноярске Михаил Маклаков. При этом он видит, что существенную долю в объемах лизинговых операций занимают грузовые автомобили и специализированная техника, предназначенная для исполнения контрактов в нефтегазовой сфере, также вырос сегмент легкового транспорта средней ценовой категории.
«Интерес к различным лизинговым продуктам, как правило, связан с региональными особенностями», — продолжает директор филиал «Райффайзен-Лизинг» в Новосибирске Ольга Зубкова, которая видит большой интерес к лизингу в сегменте добывающей промышленности в Кузбассе и в Красноярском крае, где особенно активно идет обновление основных средств. «А в Новосибирске, Иркутске, Омске востребован лизинг автотранспорта, спецтехники, оборудования, недвижимости», — раскрывает руководитель филиала региональную структуру лизинговых операций.
Малый бизнес под большим вопросом
Говоря о тенденциях новосибирского лизингового рынка, ряд представителей лизинговых компаний отметили, что клиенты стали чаще делать выбор в пользу крупных, проверенных игроков. «Можно проследить лояльность лизингополучателей к тем федеральным организациям, бизнес модель которых дает больше полномочий руководителям филиалов, — делится своим наблюдением директор новосибирского филиала компании «Балтийский лизинг» Кирилл Утюпин. — Если руководитель регионального подразделения обязан согласовывать все этапы работы с головным офисом, который чаще всего находится в Москве, то на принятие решения и на заключение самой сделки уходит больше времени. Мы понимаем, что ожидание для клиента — раздражающий фактор, поэтому стараемся работать быстрее конкурентов».
Ускоренное развитие малого и среднего бизнеса — задача, которая стоит перед российской экономикой уже не первое десятилетие. И, казалось бы, уже нет ни одного сегмента финансовой сферы, где бы для МСБ не декларировались комфортные условия. Тем не менее, рейтинговое агентство «Эксперт РА» констатирует: доля компаний малого и среднего бизнеса в общем объеме сделок за последние годы медленно, но неуклонно снижается.
«В 20162017 годах сегмент МСБ демонстрировал более, чем 50процентные темпы прироста по новому бизнесу — на него оказывали значительное влияние госсубсидирование в продажах автомобилей, а также реализация отложенного спроса. В 2018 году доля крупного бизнеса в разрезе лизингополучателей впервые с 2014 года превысила 50 процентов», — признает и Алексей Авласенко. По его мнению, на ситуацию с диверсификацией спроса оказывает сильное влияние макроэкономическая ситуация в стране, снижение инвестиционной активности лизингополучателей в обновление основных фондов и сокращение объемов в отдельных сегментах (к примеру — ж/д-транспорт).
Однако Дмитрий Ивантер в последние годы отмечает постоянный рост числа сделок с субъектами малого и среднего предпринимательства и считает, что данное направление обладает большим потенциалом. «По нашему мнению, при сохранении существующих рыночных тенденций продолжится укрепление позиций малого и среднего бизнеса — доля сделок с субъектами МСБ постоянно растет», — позитивно прогнозирует генеральный директор компании «ВТБ Лизинг».
Доля сделок с представителями МСБ среди клиентов «Балтийского лизинга» в портфеле компании превышает 92%, и такая структура спроса остается стабильной. При этом руководитель филиала признает — на рынке лизинга в РФ за последний год наибольшую активность проявлял крупный бизнес, заключалось множество договоров лизинга в сегментах железнодорожной и авиатехники.
Схожую структуру спроса со стороны клиентов демонстрирует и Олег Заглядин — констатируя, что в целом рынок лизинга, как и вся российская экономика, сдвигается в сторону роста доли крупных клиентов с государственным участием. Но пока по итогам 2018 года генеральный новый бизнес CARCADE распределяется так: 93% — малый бизнес, 5% — средний бизнес, 2% — крупный бизнес.
А по наблюдениям Дмитрия Неустроева, доля малого и микробизнеса начинает снижаться в портфелях лизинговых компаний — повышение цен, снижение спроса и падение экономического роста приводит к разорению мелких игроков и невозможности их финансирования. Директор «Траст Лизинг» считает, что основной проблемой развития лизинговых программ для малого бизнеса является застой в экономике, а также постоянно увеличивающиеся цены на средства производства.
«Автомобили КАМАЗ за 20172018 годы подорожали от 20 до 30 процентов — практически на миллион рублей. А больше груза этот автомобиль возить не стал — значит, этот миллион лег на его окупаемость», — приводит пример Дмитрий Неустроев. И делает вывод, что в таких условиях редкий бизнес способен выжить.
Регулятор в лизинге
Лизинг до сих пор остается вне прямого воздействия Банка России, однако вся логика развития финансовой регуляторной системы дает основания ожидать — рано или поздно — более тесного надзора за лизинговыми компаниями со стороны российского Центробанка.
Лизингодатели на зарубежных рынках регулируются по аналогии с банками, отмечает начальник Сибирского ГУ Банка России Николай Морев. По его мнению, в России это преждевременно, однако необходимо следить за качеством роста рынка лизинга. «Для эффективного развития лизингового сектора предполагается обеспечить его полную информационную прозрачность путем введения новых правил отчетности, что позволит отслеживать его риски и вклад в экономический рост. В настоящее время проводится институциональная реформа лизинга», — сообщил руководитель регионального управления Банка России.
На данный момент ЦБ и такие отраслевые объединения, как НП «Лизинговый союз» и Объединенная лизинговая ассоциация, активно обсуждают законодательные изменения и реформу лизинга, которая произойдет в ближайшие несколько лет. Также эксперты отмечают, что изменение подходов ЦБ к вопросам регулирования рынка — в частности, пересмотр стандартов бухгалтерского учета в сегменте, с 2022 отрасль перейдет на новые правила, которые соответствуют МСФО, — приводит к повышению требований к участникам рынка, это, в свою очередь, влияет на прозрачность операций и стабильность сегмента, но также способствует процессу консолидации рынка.
Олег Заглядин полагает, что уже в этом году вступят в силу новые регулятивные требования, включающие вступление в реестр лизинговых компаний, поддержание капитала выше минимально допустимого уровня, а также соответствие систем внутреннего контроля, корпоративного управления и управления рисками стандартам СРО. «Если изменения в закон будут приняты в том виде, в котором их сегодня предлагает Центробанк, это может повлечь уход небольших игроков», — опасается Михаил Цыкунов, возлагая надежды на то, что бизнес-сообщество старается повлиять на принятие закона, чтобы его изменение не усложнило механизмы заключения сделок и не повлияло на комфорт клиентов.
«Государство играет важнейшую роль в развитии финансовых инструментов, в том числе и лизинга, который по факту является легальным инструментом в оптимизации налогообложения — особенно это важно для малого и среднего бизнеса», — затрагивает Михаил Маклаков тему фискальной политики в свете реформы сферы лизинговых операций. При этом он замечает, что за последние годы уже прошло несколько изменений в налоговом законодательстве, что непосредственно повлияло на сам бизнес и его потребности в финансовых услугах.
Адаптация к завтрашнему дню
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует, что в 2019 году новый бизнес прибавит не более 15% ввиду снижения активности лизингополучателей в транспортных сегментах, а автолизинг вырастет на 12–15% против 19% в 2018 году вследствие затухания автопродаж и сокращения объема госсубсидий. Так что замедление темпов роста может стать если не проблемой, то вызовом для российских лизингодателей. Аналитики «Эксперт РА» считают, что федеральные игроки для стимулирования спроса со стороны клиентов будут прибегать к демпингу, жертвуя своей маржой, а региональные лизинговые компании для сохранения доли рынка станут активнее смягчать требования к лизингополучателям.
Такую позицию разделяет и директор Сибирского регионального филиала АО «Сбербанк Лизинг» Алексей Авласенко. Он видит, что за последнее время средний показатель маржинальности по лизинговым сделкам восстановился и составляет около 4,5–5% по рынку. «В этих условиях у крупных игроков (топ5) рынка есть определенные возможности по предоставлению клиентам приемлемых условий сделок — компании запускают партнерские программы с производителями оборудования и техники, предлагая гибкие системы скидок и льгот. А более мелкие компании вынуждены смягчать свои требования к клиентам и пересматривать условия сделок, снижая размер авансовых платежей», — отмечает он.
«Последнее время все больше компаний — потенциальных заемщиков выходит из тени, что дает нам возможность получить более качественного клиента», — описывает ситуацию с другой стороны Михаил Цыкунов. Ему оппонирует Дмитрий Неустроев, который считает, что тенденция по снижению количества заемщиков будет продолжена, хотя общий портфель по стране не снизится за счет увеличения бизнеса крупных корпораций.