Незнание правил не освобождает

Сферу ЖКХ по праву считают одной из самых политизированных. Тарифы и борьба с монополиями часто становятся лозунгами предвыборных кампаний, а устойчивость региональной экономики — разменной монетой. Ситуация, разворачивающаяся сегодня в Хакасии, — пример того, как можно политизировать простейший спор хозяйствующих субъектов

SFO.GOV.RU
Критика последовала со стороны спикера парламента Республики Хакасия Владимира Штыгашева и сибирского полпреда президента Сергея Меняйло
Читайте Monocle.ru в

Крупная авария на тепломагистрали, конфликт с МРСК Сибири из­за долгов на сумму 450 млн рублей (на конец апреля — 458,8 млн рублей), невыполнение обязательств перед СГК, критика со стороны сибирского полпреда президента Сергея Меняйло. Местные эксперты считают, что негативный информационный фон, который сопровождает губернатора-коммуниста Валентина Коновалова все первые месяцы его работы, может быть «политическим заказом» ради трансляции перед выборами в Госдуму идеи о неспособности представителей оппозиции занимать руководящие места. Московские же политические консультанты уверены, что это не что иное, как расплата за недоговороспособность Коновалова.

Уникальность ситуации

В мае исполнилось полгода, как Республикой Хакасия руководит 30-летний коммунист Валентин Коновалов. Эту победу политологи называли уникальной. И дело не только в успехе представителя партии КПРФ. И даже не в том, что избирателям пришлось «выбирать» губернатора из одного кандидата — в девяностые такое случалось неоднократно. Из-за последовательного самоотвода всех соперников коммуниста второй тур растянулся на беспрецедентные два месяца, которые превратились в постоянное ожидание неких резких или даже силовых действий федерального центра. Во время длительного ожидания эксперты не раз говорили, что выборы с одним кандидатом в бюллетене отменят, другие считали, что молодому коммунисту не дадут набрать необходимых для победы 50% голосов. В итоге Коновалов получил 57%, а наутро пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвал хакасские выборы «абсолютно прозрачными и честными». Впрочем, на этом показательные примеры «прозрачности» и уникальности в политическом сезоне закончились: второй тур выборов губернатора Приморского края, в ходе которого после обработки 95% протоколов депутат от КПРФ почти на шесть процентов опережал единоросса и действующего губернатора, вопреки логике многих, закончился не в пользу оппозиционера.

В то же время всю избирательную кампанию Валентина Коновалова сопровож­дали различные скандалы и нападки со стороны оппонентов. Одним из наиболее запоминающихся стал случай с пресс-секретарём «Роснефти» Михаилом Леонтьевым, который в эфире ТВ7 в программе NotaBene заявил, что кампанию Коновалова финансировал холдинг РуТЭК и входящий в него угольный разрез «Аршановский». Деятельность этих компаний не раз критиковали коммунисты. Позже по иску избранного губернатора суд обязал ТВ7 опубликовать опровержение. Поводом для еще одного иска стали высказывания пресс-секретаря «Роснефти» в эфире «Комсомольской правды» в декабре прошлого года. Во время программы, Леонтьев несколько раз назвал нового главу Хакасии «дебилом». 16 мая стало известно, что Абаканский городской суд удовлетворил иск главы Хакасии Валентина Коновалова к журналисту, вице-президенту «Роснефти» Михаилу Леонтьеву, признав высказывания последнего порочащими честь и достоинство. При этом, как отметили в суде, Коновалов подал иск как частное лицо.

Работа и рейтинг

Как правило, после выборов критика в адрес кандидата победителя стихает, но в случае с Валентином Коноваловым этого не произошло. Напротив, если судить по новостям из республики, борьба за губернаторское кресло в Хакасии все еще продолжается.

Заместитель директора «Института политики и технологий» Михаил Большов считает, что половину проблемных точек Валентин Коновалов и его команда сами не видят и по этой причине совершают управленческие ошибки, а другую половину молодому главе региона обеспечивают его недавние оппоненты по губернаторской кампании.

Михаил Большов обращает внимание, что различные скандалы сотрясают респуб­лику практически каждый месяц. В январе произошла история с солидными премиями чиновникам. Речь шла о вознаграждениях в размере от 200 до 500% месячного денежного содержания. Позже эту информацию пресс-служба правительства Коновалова опровергла, назвав эти сведения недостоверными. В феврале в Черногорске произошла крупная коммунальная авария. «В мороз без тепла осталось более 16 тыс. человек. Это случилось как раз перед визитом Коновалова на форум в Сочи, — рассказывает политолог. — Наблюдатели считали, что он его отменит и приедет на аварию, но, увы. Только когда ситуация получила широкий общественный резонанс, Валентин Коновалов вернулся в республику. И тот, кто посоветовал губернатору уехать из региона, явно работал против него».

В конце апреля в Хакасии начался затяжной и громкий конфликт с МРСК Сибири из-за долгов на сумму 450 млн рублей. Энергетики пригрозили оставить полтора десятка коммунальных предприятий республики без электричества. Несмотря на то, что долги региона за энергоресурсы не были новостью для Валентина Коновалова, решительных шагов по изменению ситуации не последовало. (За исключением того, что хакасский глава записал обращение к президенту Владимиру Путину, заявив о давлении энергетиков.) Затем последовала критика со стороны спикера парламента Республики Хакасия Владимира Штыгашева и сибирского полпреда президента Сергея Меняйло, который поручил разобраться с проблемой к 15 мая.

В итоге за месяц — с момента получения требования энергетиков разобраться с проблемой долгов коммунальной сферы Хакасии — задолженность региона за электроэнергию перевалила за полмиллиарда: на 20 мая долг составил 509 млн рублей.

«Это свидетельствует о том, что до окончания работы комиссии никаких самостоятельных шагов по урегулированию вопроса с задолженностью ни собственниками предприятий, ни властями Хакасии сделано не было», — делают вывод в МРСК Сибири. А 22 мая стало известно, что АО «Енисейская генерирующая компания» (ТГК­13, входит в группу «Сибирская генерирующая компания», СГК) подало иск в Арбитражный суд республики Хакасия о возмещении вреда, нанесенного органами государственной власти Хакасии, не выполнившими обязательство компенсировать часть отпускной стоимости энерготарифов для населения. Средства из республиканского бюджета должны были перечисляться поставщикам энергоресурсов. «Учитывая погодные условия, Абаканская ТЭЦ (входит в ТГК­13) продолжала поставки энергоресурсов населению. В результате к концу отопительного сезона долг местных властей достиг 111,6 млн рублей», — пояснили в компании.

 06-02.jpg

Специалисты федерального центра, работавшие в Хакасии по распоряжению полномочного представителя президента, назвали несколько причин, из-за которых коммунальное хозяйство республики оказалось в бедственном положении: «Правительство Хакасии проводит весьма формальную тарифную политику, не учитывая реальные затраты предприятий ЖКХ на осуществление своей деятельности. С 2013 года не актуализировались схемы теплоснабжения, без чего невозможно установить обоснованные тарифы. Это подтверждается, к примеру, тем, что даже установленные тарифы весьма разнятся в разных муниципальных образованиях республики — так, к примеру, в Черногорске три разных котельных обеспечивают жителей города теплом и горячей водой по трем разным тарифам».

Стоит ли говорить о том, что авария в Черногорске прибавила Хакасии долгов, а неспособность нового главы республики закрыть конфликт с поставщиками энергии (в момент аварии в Черногорске Валентин Коновалов предпочел не находиться в регионе) сказалась на его рейтинге. В апрельской версии рейтинга «Агентства политических и экономических коммуникаций» (АПЭК) Валентин Коновалов опустился с 72 места до 78­й позиции.

Сами эксперты агентства написали следующее заключение: «Публичная критика в адрес руководства республики, прозвучавшая со стороны одного из самых опытных политиков региона, председателя Верховного совета Хакасии Владимира Штыгашева (руководящие посты в регионе он занимал еще в восьмидесятые годы), свидетельствует о том, что многие представители местных элит склонны рассматривать Валентина Коновалова как крайне уязвимую фигуру, от которой рациональнее дистанцироваться, чем рассчитывать на длительную работу с ним. Чаще в региональной политике действует иная закономерность: в первый год после избрания губернаторы получают серьезный карт-бланш, усиливая влияние и заставляя местные элиты идти на уступки».

Проблемы свои рукотворные

По мнению главного редактора ИА «Хакасия» Игоря Саськова, причина 70­-80% всех скандальных ситуаций, связанных с Валентином Коноваловым, кроется в противодействии федерального центра.

«Возьмем войну с энергетиками. Коновалов отвечает за проблемы, которые возникли не за время его полугодового правления, а за те девять лет, что накопил его предшественник Виктор Зимин. При Зимине эти вопросы существовали, но они не появлялись в публичной плоскости, — обращает внимание Игорь Саськов. — Зимин уходит, появляется молодой коммунист, приходят энергетики, которые просят отдать долги. Коновалов обращается к энергетикам, те говорят, что новая власть должна ответить по старым долгам. Скандал. Приезжает комиссия из Минэнерго, полпред. Но на этом примере нельзя объяснить, в чем причина скандалов в республике. И тем более нельзя сводить к тому, что в республике плохое руководство».

Собеседник отказался называть происходящее в республике спланированной акцией по отправке Валентина Коновалова в отставку. По его мнению, это точечные удары, которые призваны убедить жителей в неспособности оппозиции занимать руководящие места.

«На примере Хакасии федеральный центр покажет обществу накануне выборов в Госдуму, что люди, которые приходят из оппозиции во власть, будь то либеральные демократы или коммунисты, на деле окажутся хуже, чем руководители из «Единой России». Если вспомнить историю современной России, при президенте Борисе Ельцине существовало понятие относительно губернаторов — «красный пояс». В сознание вбивалось, что «красные директора» никому не нужны. И вот ситуация повторяется. Есть предположение, что в Сибири сейчас снова начинает формироваться красный пояс губернаторов, как это было в середине девяностых при Борисе Ельцине. Федеральный центр этому сопротивляется. В связи с этим идет давление на губернатора Иркутской области Сергея Левченко, на мэра Новосибирска Анатолия Локтя, главу Хакасии Валентина Коновалова», — продолжает свою мысль Саськов.

 06-03.jpg

При всех исходных данных сложно не отметить, что команда нового главы региона, не могла не знать о проблеме с долгами за энергоресурсы. Собственно, все, чего хотели энергетики — четкого плана по погашению задолженности. В этом, по сути, и заключается работа регионального правительства. И даже если всерьез рассматривать «версию заговора» как основную — подобная конфликтная ситуация (неважно, срежиссированная или нет) вполне могла быть воспринята новой командой как проверка ее работоспособности. Они ведь заявляли, что будут лучше прежней — партия, дай порулить! Берите. Рулите, реализуйте потенции — задача вполне рабочая. А в условиях угрозы отключения социально важных объектов региона от энергии — архиважная и не терпящая промедления.

Главный редактор агентства информационных сообщений «Новый взгляд на Хакасию» Александр Бортников уверен, что происходящее в республике — исключительно управленческие ошибки Коновалова и связывать ситуацию с «давлением на ситуацию извне» отказывается. «На критику Коновалов слабо реагирует. Единственная реакция, где правительство было вынуждено прокомментировать, — это разнос полпреда в конце апреля», — отметил он.

По словам Бортникова, найти за период работы команды губернатора-коммуниста позитивные кейсы — непросто. «За эти полгода их было крайне мало. Прошедшие выборы были протестным голосованием против Зимина. Достойной альтернативы, на мой взгляд, предложено не было. В итоге состоялись выборы без выбора с одним кандидатом в бюллетене. Мне было понятно, что человек с таким набором компетенций совершенно не готов к работе на таком посту, как руководитель региона. У него нет команды, а то, что есть — это сборная солянка. Часть отставных чиновников Зимина, которые были изгнаны не за хорошую работу, партийные товарищи из других регионов, просто некомпетентные люди. Этот губернатор и кабмин не работают, а если и что-то у них получается, то криво и косо», — уверен Бортников.

Обида на отсутствие опыта

Ряд местных политологов согласны с мнением, что критика в адрес Валентина Коновалова будет продолжаться и дальше. Тема энергоснабжения сменится пожарами, затем паводком, который, по прогнозам, будет сильнее предыдущих.

Политический аналитик Александр Чернявский полагает, что причин нарастающей критики Коновалова несколько. «Очевидно, что ему досталось не самое завидное наследство. Проблемы в респуб­лике были и до него — например, проблемы с отоплением были предсказуемы. Неслучайно, когда Развозжаев был на посту главы, в первую очередь занимался этими вопросами. Что касается политических причин, Коновалов находится под пристальным вниманием не только местных, но и федеральных СМИ. И любой просчет в работе его команды активно освещается, обсуждается», — рассказывает эксперт.

Что касается работы команды Валентина Коновалова, по мнению Чернявского, ее сложно охарактеризовать одним словом. «В целом она — на тройку. Проб­лема в том, что всем пришлось работать с колес. Команда долго формировалась. Получилась сборная солянка как по компетенциям, так и по партийному признаку. Федеральные коммунисты обещали Коновалову помочь, но этого так и не случилось. Во многом ему пришлось самому разгребать серьезные кадровые вопросы. Сейчас Коновалов проходит курс молодого бойца. Уроки он получает ежедневно и в реальной борьбе», — добавляет аналитик.

Политолог Андрей Колядин уверен, что у федерального центра нет необходимости специально выставлять Хакасию в плохом свете, поскольку это уже регион банкрот, находящийся под внешним управлением. Таких результатов респуб­лика «добилась» еще при Викторе Зимине, а на Коновалова это все в итоге просто обрушилось.

«Если Зимин, несмотря на все недовольство жителей, был много лет первым лицом на данной территории и обладал опытом и компетенциями, то у Коновалова подобного опыта не было. Поэтому его вхождение в проблемный регион РФ крайне сложное, в том числе и для федерального центра. Он не понимает, о чем ему вести речь с федеральным центром, не понимает основу регионального управления. Не потому, что он плохой, а потому, что он никогда не управлял, у него отсутствует опыт,— поясняет Андрей Колядин. — Полагаю, что за время избирательной кампании к нему сложились обида и недоверие. Я уверен, что с ним встречались и пытались договариваться о том, чтобы он не принимал столь активного участия в выборной кампании. Основой обиды федерального центра стало то, что он не пошел на межэлитные договоренности. Он посчитал, что к нему приехали клерки поговорить, а они часть системы, ее представители, ее голос. Поэтому в настоящий момент федеральная система вовсе не желает его зарыть. Просто она не хочет с ним сотрудничать. А ему приходится обучаться, набивая шишки. Правда, каждая шишка — боль и страдания людей его территории».

По мнению политолога, губернаторам-оппозиционерам, которые победили на выборах прошлой осенью, приходится сложнее, нежели их коллегам-единороссам. В то же время он отказался считать происходящее в Хакасии «показательной акцией перед выборами в Госдуму».

«Любые показательные акции создают обширное электоральное поле. Поэтому происходящее я бы охарактеризовал как желание научить человека работать в сложной ситуации и договариваться с федеральным центром», — резюмировал политолог.