Во многом из-за предстоящей большой работы в этом направлении руководство края при выборе нового руководителя КРИТБИ остановилось на кандидатуре Максима Иришкина. До назначения в КРИТБИ он занимал должность руководителя R&D Park и инновационных проектов компании «Красцветмет». Кроме того, за спиной нового руководителя бизнес-инкубатора большой российский и зарубежный опыт работы в сфере управления инновационными проектами. В частности, он работал с резидентами кластера ядерных технологий Фонда «Сколково»
— Максим Михайлович, перед вами поставлена задача выстроить более тесное взаимодействие с учебными заведениями — прежде всего речь, конечно, идет о Сибирском федеральном университете (СФУ). А также создать условия для коммерциализации научных разработок. Почему эта задача встала на повестке дня именно сегодня?
— Ситуация такова, что вузы были и остаются для нас одним из главных источников резидентов, инновационных идей и технологий. Мы всегда сотрудничали с университетами, но это был иной уровень взаимодействия. Мы поддерживали имеющиеся успешные проекты. Сегодня государство сместило акцент, оно заинтересовано не только в поддержке инновационных разработок, но и в создании самой системы, которая помогала бы генерировать проекты. А это предполагает выстраивание совершенно иного уровня взаимодействия с высшими учебными заведениями.
— Какие задачи, помимо развития отношений с университетами, стоят перед вами?
— Я бы выделил еще три важных направления помимо работы с вузами.
Во-первых, это работа с крупными заказчиками инноваций — основными драйверами развития рынков. В числе этих заказчиков мы видим не только крупные компании (мы работаем со всеми основными промышленными гигантами), но и город. С администрацией Красноярска уже ведется работа по определению основных задач, стоящих перед городом, к решению которых можно привлечь резидентов КРИТБИ. Сейчас также готовится к подписанию соглашение о сотрудничестве с Корпорацией развития комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь».
Во-вторых, это продолжение взаимодействия с федеральными институтами. В частности, речь идет о «Сколково», который оказывает менторскую и акселерационную поддержку. Мы надеемся, что в ближайшее время мы получим статус регионального оператора. Также в числе таких федеральных партнеров — Фонд содействия инновациям, который сегодня является основным источником грантовых средств для развития инновационных проектов по всей России. Эта организация активно поддерживает студенческое предпринимательство.
В-третьих, мы занимаемся обновлением инфраструктуры и среды КРИТБИ. Мы хотим обновить не только организационное содержание, но и внешнее. Изменить содержание коворкингов, лекционных залов, выставки инновационной продукции.
— Мы говорим о планах, а что сейчас представляет собой КРИТБИ?
— КРИТБИ работает с 2011 года. За восемь лет было поддержано 214 резидентов, создано около 1 370 новых рабочих мест, ежегодный доход выпускников КРИТБИ превышает 10 миллиардов рублей. За время работы бизнес-инкубатора в инновационные проекты нашего региона было привлечено более миллиарда частных и государственных инвестиций.
Если говорить о 2018 годе, у нас было 50 резидентов, которые создали 173 высокотехнологичных рабочих места. Выручка этих компаний за прошлый год составила 462 миллиона рублей. За прошлый год при содействии КРИТБИ в региональные инновационные проекты было привлечено 135 миллионов рублей инвестиций. Это не просто цифры, за ними кроются конкретные истории успеха компаний, которые были или еще являются резидентами КРИТБИ. Среди них такие, как «Теплофон» и производитель лифтового оборудования «Еонесси». Или, к примеру, компания с проектом по производству красок для дорожной разметки, который вышел из стен СФУ. По итогам прошлого года эта организация получила выручку более 300 миллионов рублей. Другой пример — производство профилей «Флекст». Это проект, который состоялся в КРИТБИ. Разработчики из Минусинска при содействии бизнес-инкубатора встретились с инвестором, который дал первоначальные средства и компетенции. Более того, он сам вошел в бизнес, став управляющим партнером. Продукция этой компании попала на полки «Леруа Мерлен» и сейчас представлена в более чем 60 гипермаркетах, причем продается не только в России, но и в Казахстане.
— Максим Михайлович, как вы намерены видоизменять и углублять взаимоотношения с университетами?
— Сейчас мы только в начале пути. И отрабатываем модель взаимодействия с СФУ. Уже стартовали два пилотных проекта. Первый связан с проведением летней инкубационной программы. Мы объявили конкурс по поиску инновационных идей и проектов. Из студентов, которые изъявят желание и проявят активность, мы сформируем команды для решения конкретных задач. Им предстоит найти технологии, которые помогут решить поставленный вопрос. После того, как конкурсанты выполнят задание, запланирован интенсив, куда будут приглашены эксперты. Таким образом, по итогам этой трехмесячной работы будут сформированы конкретные бизнес-кейсы. Мы ожидаем, что появится около 10 проектов, где будет не только прописана идея, но и сформировано понимание бизнес-модели и технологической составляющей. После подведения промежуточных итогов начнется работа по поиску финансирования. Надеемся, что участники летней программы станут нашими резидентами.
Второй пилотный проект — аудит технологий. Мы проведем мониторинг идей и разработок кафедр СФУ. Сейчас приступаем к тестированию этой технологии на базе одного из институтов СФУ. По итогам аудита мы отберем, во-первых, проекты, которые, по нашему мнению, могут иметь бизнес-составляющую, а во-вторых, найдем людей, которые заинтересованы в коммерциализации разработок. Эта работа важна не только для нас, но и для университета — чтобы он понимал, каким потенциалом обладает. Зачастую студенты и сотрудники не видят в своей работе коммерческой перспективы, а решают только научные и образовательные задачи.
— По большому счету, при таком взаимодействии с СФУ вы хотите полностью закрыть вопрос с разработками, имеющими коммерческий потенциал? Первым проектом вы выявляете активистов с идеями, вторым — мониторите тех, кто по той или иной причине заявку на конкурс не подал…
— Да, можно и так сказать, но я бы уточнил: первый проект отталкивается от людей — заявиться могут даже те, у кого пока нет никакой технологии, но у них горят глаза, есть желание развиваться. Второй идет от технологий: мы ищем разработки, а потом ищем под них людей.
— Хватит ли у КРИТБИ и СФУ ресурсов, чтобы охватить этот большой пласт работы?
— Данный пласт работы требует действительно существенных ресурсов, в которых бизнес-инкубатор сейчас крайне ограничен. По выделению дополнительных ресурсов, в том числе и на эти мероприятия, мы ведем работу с учредителем.
— Понятно, какую роль выполняет бизнес-инкубатор. А какое место в этом взаимодействии отводится университету?
— Безусловно, главное, что требуется от СФУ, — это помощь в решении организационных вопросов. Нам важно, чтобы университет дал нам полный доступ к имеющимся наработкам и идеям. Помог наладить контакты с рабочими группами. Зарубежные вузы, которые активно работают в этом направлении, получают немалый доход от внедрения разработок. Не исключено, что в перспективе на базе вузов при нашем участии будут появляться бизнес-инкубаторы. Скажу более: такая возможность уже прорабатывается, такие представительства могут появиться в филиалах СФУ в Саяногорске и Абакане. Когда технология взаимодействия с СФУ будет отработана, мы сможем применять ее в работе с другими высшими учебными заведениями.