Индекс ожиданий

Игорь Степанов
2 сентября 2019, 00:00

Рост деловой активности компаний малого и среднего бизнеса — пока (несбыточная) российская мечта. Индикатор этой активности, индекс RSBI, второй квартал подряд фиксирует одинаковые цифры чуть выше границы стагнации

Читайте Monocle.ru в

Малый и средний бизнес сегодня стал хоть и небольшой (по данным Росстата доля МСБ в ВВП страны составляет чуть больше 20%, и в абсолютных показателях это порядка 20 трлн рублей), но уже неотъемлемой частью российской экономики, в полной мере отражая в своем развитии ее глобальные тенденции. И поэтому, несмотря на обилие декларируемых мер по поддержке МСБ как на федеральном, так и на региональном уровнях, ожидания опережающего роста — а должен этот рост быть, согласно поставленной президентом задаче, не менее чем двухзначным — остаются не более, чем призрачными желаниями. Свидетельством этому стали последние данные Росстата и Индекса деловой активности малого бизнеса RSBI. По предварительной оценке Росстата, ВВП страны во II квартале 2019 года относительно соответствующего периода 2018 года увеличится на 0,9%. А RSBI, показав хорошую корреляцию с таким номинальным ростом, удержался в этом же периоде на уровне первого квартала текущего года с показателем 52.0 пунктов.

По мнению авторов исследования, RSBI Промсвязьбанка (ПСБ) и общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», значение индекса в диапазоне свыше 50 пунктов свидетельствует о росте деловой активности бизнеса, а цифры ниже говорят о ее снижении. При этом расчет индекса ведется начиная с III квартала 2014 года — в период зарождения кризисных явлений последнего времени, так что судить о том, насколько RSBI отражает положительные тенденции, затруднительно. С тех пор пока не было периодов динамичного устойчивого роста, и максимум показателя был однократно достигнут в I квартале 2018 года — 53.2 п. После этого индекс монотонно снижался, переходя через рубеж «50» и достигнув отметки 47.1 п. в четвертом квартале 2018 года. При этом минимумы индекса выражены гораздо более четко — в конце 2015 года был зафиксирован «минимум миниморум» (самое меньшее) в размере 38.2 п. Ориентируясь на негативную амплитуду, можно считать показатель 52.0 п. небольшим шевелением отечественного предпринимательства в унисон российской экономике в целом.

Стоит отметить — значения достигнутых показателей заметно меняются в регио­нальном разрезе. Так, наивысшего результата достигла республика Башкортостан (58.9 п.), в аутсайдерах — Иркутская область (47.5 п.). Новосибирская область показала результат чуть выше общефедерального — региональный индекс RSBI составил 53.5 п.

При этом из четырех компонент, учитываемых в Индексе деловой активности малого бизнеса RSBI — оценки продаж, доступности финансирования, кадров и инвестиционный потенциал, — только оценка продаж показала рост во II квартале 2019 года. Остальные же составляющие продемонстрировали отрицательную динамику по отношению к предыдущему кварталу. Тем не менее, три из четырех компонент находятся в позитивной зоне выше 50 пунктов: это продажи (52.3 п.), инвестиции (55.0 п.) и кадры (50.7 п.). Однако доступность финансирования стагнирует третий квартал подряд, признают авторы исследования, фиксируя эту компоненту на уровне 49.8 п.

«Основным драйвером роста деловой активности во II квартале стал производственный сектор. Подъем в этом сегменте нивелировал снижение индикаторов в сферах торговли и услуг. Компании, которые занимаются производством, меньше подвержены конкуренции с крупным бизнесом в отличие от торговых компаний. Свой вклад в развитие их бизнеса внесло и укреп­ление рубля, которое удешевляет стоимость импортных комплектующих для производства», — говорит руководитель блока «Средний и малый бизнес» ПСБ Константин Басманов. Его оценки приоритетного развития производственного направления отечественного предпринимательства подтверждаются и статистикой на макроэкономическом уровне. Минэкономразвития РФ оценивает рост ВВП страны по итогам первого полугодия на уровне 0,7%, при этом Росстат, говоря о промышленном производстве в январе­июле 2019 года, отмечает значительно лучшую динамику роста индекса промпроизводства — 2,6%.

Малые кадры

Председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов, говоря о динамике кадровой компоненты RSBI, делает особый акцент на проб­лемах ее промышленной составляющей. По его словам, они достаточно серьезны — особенно с техническим персоналом, поскольку профессиональная подготовка и образование в ряде отраслей не соответствуют реальным потребностям бизнеса. «Да, экономика развивается в сторону информатизации, в сторону перехода на цифровые решения — но это приводит к тому, что невозможно найти как простых станочников, так и грамотных людей, разбирающихся в управлении современным оборудованием, технологов», — видит перекосы в подготовке производственных кадров Сергей Соколов.

Но и в IT­сфере ситуация с кадрами далека от идеальной. «Мы чувствуем дефицит квалифицированных сотрудников и видим высокие зарплатные ожидания», — отмечает директор компании ITConstruct Роман Петров.

«В наши дни в условиях ограниченности ресурсов кадровый вопрос играет ключевую роль для успеха компании, — уверен генеральный директор ООО ТД «Купинский» («Купинское мороженое») Алексей Руденских. — Мы повысили требования к себе, выделили ключевые направления, параллельно привлекая высококлассных специалистов, эта работа не останавливается и по сей день».

В целом же кадровая компонента RSBI после подъема в I квартале 2019 года до 52,8 п. ушла в зону стагнации, снизившись до 50,7 п. По мнению председателя Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ», ключевыми факторами этого уменьшения являются снижение объемов потребления, снижение платежеспособного спроса, который не первый год ведет себя подобным образом, повышенная налоговая нагрузка и избыточное администрирование.

Точечный оптимизм

Инвестиционная компонента индекса RSBI за прошедший квартал снизилась с 56,6 до 55 п. из­за небольшого ухудшения ожиданий на следующий период. Согласно исследованию, доля компаний МСБ, которые наращивают инвестиции, составила 18%, а тех, которые сокращают, — 11%. По мнению Сергея Соколова, если сегодня инвестиции и осуществляются, то в основном в экспортно ориентированных зонах — там, где есть внешняя выручка, не сильно привязанная к невысокому внутреннему платежеспособному спросу. «Это весьма ограниченная экспортируемая группа товаров и услуг, так что инвестиции идут в основном в нишевые сегменты и не отражают общей ситуации на рынке МСБ в целом», — так видит ситуацию председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ».

Отчасти подтверждает его мнение Алексей Руденских, который рассказывает о наращивании инвестиций для реализации компанией стратегии выхода на рынок Китая. Объем вложений за I квартал 2019 года в модернизацию производственных линий и торгового оборудования составил около 30 млн рублей.

Со своей стороны оценивают инвестиционную активность предпринимателей и представители финансового сектора. Так, заместитель директора по корпоративному бизнесу регионального центра «Сибирский» Райффайзенбанка Илья Шаталов видит, что начал восстанавливаться спрос компаний на инвестиционное финансирование. По его словам, бизнес готов производить новые, в том числе масштабные, инвестиции как за собственный счет, так и привлекать для этого заемные средства. «Компании расширяют свои объемы деятельности, поэтому появляется спрос на новые кредиты как на пополнение оборотных средств, так и на инвестиционные цели, на лизинг — обновление парка техники, закупка нового оборудования, приобретение техники под новые контракты», — перечисляет банкир инвестиционные направления.

При этом аналитики лизинговой компании «CARCADE» считают, что в Сибирском федеральном округе проникновение лизинга пока отстает от общефедеральных показателей. Всего 10% компаний использовали для приобретения транспорта лизинговые договоры, 20% — банковский кредит, а почти 70% приобретали транспорт и спецтехнику за счет собственных средств компании или ее учредителей — при этом рассматривали возможность использования лизинга 33% опрошенных. «Все это позволяет оценивать регион как, с одной стороны, имеющий значительный потенциал роста для лизинговой отрасли, но, с другой стороны, видно, что пока условия лизингодателей не удовлетворяют сибирские компании», — делают вывод эксперты рынка.

Несмотря на то, что инвестиционная составляющая по результатам II квартала 2019 года имеет наибольшее значение в индексе RSBI, Сергей Соколов все же пока не видит для бизнеса высокой мотивации инновационного роста — ни для разработки новых продуктовых линеек, ни для вложения в маркетинговые исследования.

Где продажи?

Только положительная динамика компоненты «продажи» удержала консолидированный индекс от падения. «По итогам II квартала 2019 года опрошенные предприниматели отмечают рост продаж. Это единственный компонент индекса, демонстрирующий позитивную динамику, — 52,3 против 49,2 п. по итогам I квартала, — сообщают авторы RSBI, при этом признавая, что если сделать поправку на сезонный фактор, то показатель продаж практически не изменился.

«Изменение объемов продаж я оцениваю, как снижение — не только товаров, но и услуг», — комментирует сегодняшнюю ситуацию на рынке МСБ Сергей Соколов. По его словам, объективный показатель платежеспособного спроса — размер среднего чека — не растет, а снижается при параллельном росте цен.

А исполнительный директор компании «АВТОБУМ» Илья Гнатуша анализирует ситуацию с продажами на основе общения с партнерами — средними и крупными станциями технического обслуживания и другими клиентами. «За период с 2018 по 2019 годы явно прослеживается тенденция сокращения объема продаж в связи со снижением покупательской способности населения, а также уменьшения сбережений», — делает он вывод. По его наблюдениям, в настоящее время крупные и дорогие автодетали и агрегаты авто приобретаются намного реже по сравнению с 2015­2017 годами. Также стала более заметна тенденция ремонта вышедших из строя крупных и дорогих агрегатов, нежели их замена на новые или контрактные.

Однако представитель сектора IT представляет противоположные данные, говоря о росте продаж в IT­направлении. Руководитель компании ITConstruct Роман Петров объясняет это отчасти востребованностью разработки и сопровождения интернет­магазинов и внедрения CRM­систем. «Наши продажи выросли, однако этот рост не дался нам «на автомате» — мы существенно увеличили вложения в отдел продаж, рекламу и другие активности по привлечению клиентов», объясняет руководитель компании ITConstruct. Это позволяет предположить, что компаниям необходимо самостоятельно стимулировать активность рынка, направляя часть прибыли или кредитных денег в инструменты увеличения продаж. По сути, заметна тенденция роста стоимости «одной продажи», привлечения «одного клиента».

«В натуральных величинах — килограммы, рубли — мы примерно на тех же позициях, что и годом ранее», — признает Алексей Руденских. Этот период, как рассказал генеральный директор ООО ТД «Купинский», компания использует для проведения глобальной оптимизации, которая, по его убеждению, даст качественное изменение результатов бизнеса и обеспечит четкую фокусировку на результат.

Ключи от доступности

Индекс доступности финансирования составляет 49,8 п. и третий квартал подряд находится в зоне, свидетельствующей, что заметного улучшения или ухудшения доступности кредитования не происходит. Однако, как отмечают авторы исследования, доля компаний МСБ, у которых уже есть кредит и кто его только получил, выросла до 27% за II квартал, достигнув максимальных значений за всю историю наблюдения (с I кв. 2016 года).

Большинство экспертов отмечают, что за последние два­три года в банковском секторе значительно улучшились механизмы кредитования юрлиц, подтверждается это и устойчивой динамикой роста кредитного портфеля начиная с 2016 года — 4,7 трлн рублей; с 2017 года — 5,4 трлн; с 2018 года — 6 трлн и в первом полугодии 2019 года — уже 6,8 трлн рублей.

Ряд банкиров также отмечают рост объемов заимствования российскими предпринимателями. Так, пресс­служба банка ВТБ отмечает стабильный рост кредитной активности предприятий сибирского региона — по результатам первого полугодия 2019 года кредитный портфель банка в сегменте малого и среднего бизнеса в СФО вырос на 5%. Илья Шаталов говорит о росте кредитного портфеля предприятий малого и микробизнеса Райффайзенбанка в Сибири — он вырос за первое полугодие 2019­го более, чем на 24%.

«Спрос на новые кредиты в нашем банке растет, бизнес адаптировался к новым условиям: появились новые возможности, плюс деньги стали дешевле. Кредитный портфель ПСБ по СФО за первое полугодие 2019 года вырос на 28 процентов», — сообщает управляющий Сибирским филиалом ПАО «Промсвязьбанк» Денис Голубев. По его словам, это связано как с усилением позиций банка в регионе и ростом объемов бизнеса наших клиентов, так и с предоставлением финансирования на инвестиционные цели.

По информации, предоставленной Альфа­банком, за последний год рост кредитного портфеля в сегменте малого бизнеса составил 160%, в сегменте среднего бизнеса — более чем 50% (оба показателя — рост в сравнении июня 2019 года с июнем 2018‑го). «Это обусловлено, прежде всего, тем, что банк повысил доступность кредитов для более широкого круга заемщиков: мы значительно упростили процедуру кредитования, снизили ставки, увеличили лимиты кредитов, смягчили требования к подтверждению финансового состояния заемщиков», — сообщили в кредитном учреж­дении.

При этом авторы индекса RSBI подробно исследовали спрос на кредитные ресурсы со стороны компаний МСБ, а также установили долю отказов в получении кредитов — как по стране в целом, так и по отдельным ее регионам. В результате опросов предпринимателей уровень спроса на кредитные ресурсы в целом по России был оценен в 19%, а доля отказов в их получении — 41%. При этом для Новосибирской области такие показатели составляют 16 и 19% соответственно.

«Нами брался кредит под залог имущества в 2018 году, особых проблем при этом не возникло, хотя количество и качество предложений на рынке удручает», — так описывает опыт кредитования своей компании директор компании ТД «Фанерный двор» Лариса Михайлова.

Анализируя имеющуюся статистику обращений предпринимателей в банки и фонды поддержки, Сергей Соколов видит, что в большинстве случаев банки исследуют структуру бизнеса и их риск­модель привязана к динамике рынка, динамике спроса, динамике показателей производства и реализации товаров и услуг конкретного субъекта, его выручки. «А поскольку в большинстве случаев похвастаться обратившимся в банки предпринимателям нечем, банки к этому заемщику относятся несколько скептически», — оценивает ситуацию председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ».

«Для повышения вероятности одобрения кредитной заявки предприниматель, безусловно, должен предоставлять достоверную качественную и количественную информацию, характеризующую состояние и перспективы его бизнеса», — советует управляющий Сибирским филиалом Промсвязьбанка Денис Голубев. По его словам, решение о кредитовании принимается исходя из анализа комплекса факторов: предприниматель должен обладать реальными и четко определенными источниками погашения предоставляемых кредитных средств; финансово­экономическое состояние, как текущее так и прогнозное, должно позволить ему своевременно погасить задолженность; немаловажную роль играет характер отношений с основными поставщиками и покупателями, кредитная история, а также готовность собственников бизнеса предоставить личное поручительство и залоговое обеспечение и отсутствие претензий со стороны регулирующих органов.

Продолжая тему доступности внешнего финансирования, Сергей Соколов отмечает, что бизнес охотно пользуется региональной инфраструктурой поддержки МСБ. По его мнению, недавно докапитализированный гарантийный фонд Новосибирской области работает инициативно, давая свое поручительство перед банками за невысокую финансовую нагрузку в пределах до 1%. «В принципе, это подъемная ставка — но эффективная стоимость кредита все равно ниже 11 процентов годовых практически не встречается. В результате деньги, которые, как правило, не длиннее года, не дают возможности реализовывать инвестиционные проекты, а уходят на поддержку оборотного капитала и покрытие дебиторской задолженности», — так видит Сергей Соколов ситуацию, сложившуюся в регионе. «К сожалению, кредиты для нас — дорогой инструмент», — подтверждает эту оценку и Алексей Руденских. 

Несмотря на все сложности ведения малого и среднего бизнеса — падение внутреннего и внешнего спроса, рост фискальной нагрузки, монополизация рынков, усиление конкуренции с государственным сектором и рост издержек ведения бизнеса — есть все же надежда, что меры, предусмотренные национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддерж­ка предпринимательской инициативы», дадут определенный эффект. В частности, Банком России готовится к запуску новый сервис для компаний предпринимательского сектора. По словам разработчиков, кредитные организации смогут оценивать кредитоспособность потенциальных заемщиков субъектов МСБ, используя информацию от операторов фискальных данных о выручке предпринимателей, сведения об их операциях по расчетному счету, данные их контрагентов и прочее. Если вкратце, то данный сервис позволит малому и среднему бизнесу получить предложение по кредиту дистанционно. Кредитно­финансовые организации смогут оценить кредитоспособность заемщика без обязательного использования его официальной отчетности, просто на основе данных об объеме выручки по онлайн­кассам и иной информации, полученной с согласия клиента. Это поможет ускорить принятие решения и сократить время на выдачу кредита.