Люкс-палатка

Михаил Кичанов
2 сентября 2019, 00:00

 22-01.jpg

Туристическая индустрия в Сибири чрезвычайно дифференцирована по предложению. Можно остановиться в комфортабельном отеле в центре города, домике на турбазе у озера или палатке — без удобств, но зато в том месте и с тем видом, какой хочется. Кажется, все возможные форматы отдыха для туристов давно придуманы и ничего принципиально нового появиться уже не может. Но нет, похоже, рынок еще не раз преподнесет сюрпризы. Следуя последнему мировому тренду, новосибирская компания САЙКОЛ развивает в Республике Алтай новую для региона услугу — «глэмпинг» (от объединения английский слов glamour и camping — то есть гламурный кемпинг). Это отдых в небольших быстровозводимых палаточных лагерях в горах с полноценными кроватями, теплым душем, электричеством и горячим питанием.

«Глэмпинг помогает «выйти из зоны комфорта», но при этом не потерять благоустроенность быта, — рассказывает соавтор и управляющий проектом САЙКОЛ ГЛЭМПИНГ Александр Чернов. — Такой вид экотуризма гарантирует уютные условия проживания, санитарные условия и безопасность, не нанося ущерба экосистеме. Для туристов глэмпинг — это, прежде всего, удобство, возможность сосредоточиться на эстетическом наслаждении красотами Горного Алтая, не отвлекаясь на бытовые проблемы. По сути, это безопасная имитация турпохода в условиях дикой природы».

Живописный бизнес

Проект САЙКОЛ ГЛЭМПИНГ начался с любви к Горному Алтаю, говорит Александр Чернов. Четыре года назад Александр и его партнеры реализовали свой первый гостиничный проект в регионе — запустили отель на 12 номеров на берегу реки Бия в 40 км от Телецкого озера. «Отель построили из бревен с возможностью круглогодичного проживания. И даже пару зим отработали, пока не отказались от этой идеи. Опыта-то не было, поэтому без ошибок не обошлось, — вспоминает управляющий. — Мы довольно быстро поняли, что с 12 номерами добиться хорошей рентабельности нереально. При том же количестве персонала номеров должно быть как минимум вдвое больше».

И вот тогда партнерам пришла новая идея — создать цепь уединенных глэмпингов в наиболее живописных местах Республики Алтай. В мире о глэмпинге знают уже около 15 лет, но для России этот формат внове. Одним из пионеров отечественного глэмпинга стала московская компания «Дикий дом», о которой и узнали владельцы САЙКОЛА. Чтобы изучить все плюсы и минусы нового бизнеса, особенности организации палаточных лагерей для платежеспособной публики Александр Чернов осенью 2018 года отправился в Москву. «Мы поняли, что это отличная ниша. И чем раньше мы войдем в этот бизнес, тем прочнее будут наши позиции на рынке. Тем более что рынка глэмпинга в Республике Алтай на тот момент просто не существовало», — подчеркивает Александр Чернов.

В настоящий момент САЙКОЛ ГЛЭМПИНГ развивает в Республике Алтай три локации — у подножия Семинского перевала, в Курайской степи и на острове Камаине в южной части Телецкого озера. По ланд­шафту и природно-климатическим условиям каждая локация уникальна, констатирует Александр Чернов. «При этом месторас­положение глэмпинга должно отвечать двум основным требованиям. Это наличие уникального природного ландшафта или исключительной природной достопримечательности в еще не освоенных массовым туристом местах Горного Алтая, а также близость ручья с чистой водой. Например, с точки размещения глэмпинга в Курайской степи открывается завораживающая панорама на Северо-Чуйский и Курайский хребты. Отсюда рукой подать до четырехтысячника Актру и древних тюркских курганов и каменных стел», — рассказывает управляющий проектом.

Каждая локация состоит из шести палаток (сафари-тентов) площадью 24 кв. м, рассчитанных на двух-трех человек. В палатке установлены две кровати, есть раковина и душ. Для бытовых нужд из ручья закачивается вода, подогревается при помощи энергии, получаемой от солнечных батарей. Электроснабжение подается дозированно — для вечернего освещения на три часа. «При отдыхе в кемпинге есть два критичных момента. Это чувство голода и чувство холода. Все остальное — мелочи. Проблему холода помогает решить электропростынь, голода — своя кухня. Готовим котловые блюда, приближенные к полевым условиям. Как правило, это азиатская кухня — дымляма, чакапули, лагман, суп-харчо, шурпа», — отмечает Александр Чернов. В качестве кафе выступает отдельный шатер. Рядом с каждым «домиком» установлена мини-палатка с биотуалетом.

Лагерь из шести палаток обслуживают два человека. Как правило, это студенты вузов Алтайского края и Республики Алтай, которым работа в САЙКОЛ ГЛЭМПИНГ засчитывается в качестве учебной практики. По словам Александра Чернова, установление быстровозводимых конструкций не требует согласования властей. Все локации размещены на землях сельскохозяйственного назначения.

 22-2.jpg

Дорогой клиент

Базовое предложение САЙКОЛ ГЛЭМПИНГ — тур на семь ночей. Компания предлагает туристам остановиться в каждом из палаточных лагерей на один-три дня. Стоимость тура — 136 тыс. рублей для одного человека, 146 тыс. рублей — для двоих. Помимо проживания в глэмпинге по системе «все включено» в цену входит трансфер из Горно-Алтайска и обратно, а также организация радиальных пеших и автомобильных маршрутов-экскурсий для знакомства с геологическими реликтами и историко-культурным наследием. Но по желанию человек может выбрать только одну или две локации и остановится на то количество ночей, на какое посчитает нужным. Правда, в этом случае ему придется самостоятельно решать проблему трансфера, отмечает Александр Чернов. Стоимость проживания в глэмпинге при прямом бронировании локации 7 650 рублей в сутки на двоих.

«Наши гости — люди с достатком выше среднего. Это предприниматели, управленцы среднего и высшего звена, высококлассные специалисты. География — Россия и зарубежные страны, — говорит управляющий проектом САЙКОЛ ГЛЭМПИНГ. — Наш турист — это человек, который разделяет наши взгляды и ценности. Он не хочет просто созерцать, он хочет больше знать о том месте, в которое приезжает. Он стремится расширить границы известного ему мира».

Туристический сезон для формата «глэмпинг» в Республике Алтай длится не более трех месяцев — с конца мая по конец августа. В остальное время года в палатке с комфортом отдохнуть не получится, констатирует Александр Чернов.

История в подарок

Маркетинговые усилия компании направлены на продвижение в социальных сетях — Facebook и Instagram. Сотрудничает компания и с блогерами. Упор делается на туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, а также европейских путешественников.

Чтобы заявить о себе как о серьезном игроке на рынке глэмпинга, компания САЙКОЛ выпустила аудиогид по просторам и достопримечательностям Горного Алтая. Это бесплатное приложение для смартфонов также помогает продвигать услуги компании, указывает Александр Чернов. «Еще на старте для нас было очевидно, что аудиогид должен быть доступен всем, а не только нашим гостям. Поэтому запустили его на популярной платформе. Но в отличие от обычного аудиогида с монотонным голосом диктора мы рассказываем о достопримечательностях Алтая в формате радиопостановки. Слушая, человек вовлекается в происходящее, запускается его воображение, и он начинает видеть картины прошлого. Такое остается в памяти надолго», — объясняет управленец.

Новосибирская компания сегодня не единственная, кто предлагает отдых в глэмпинге. Компания «Дикий дом» развивает проект в Чепоше (Чемальский район), а «Лес и море» — на Катунском хребте на берегу горной реки Йедыгем. Последняя доставляет туристов из Горно-Алтайска до места на вертолете Ми-8. И, в отличие от САЙКОЛа, они арендовали земли лесного фонда.

Калькулятор

Стоимость одного лагеря из шести палаток и шатра-кухни — около 3 млн рублей. В эту цену входит изготовление палатки и ее доставка до места, покупка кроватей, матрасов и электропростыней, а также элементов интерьера, создающих домашний уют. Каркасы «домиков» САЙКОЛ делает самостоятельно, пошив шатров заказывает на стороне. За размещение глэмпинга на землях сельхозназначения компания платит собственникам земли сумму от 0 до 50 тыс. рублей за сезон. «Это исключительно наши договоренности», — подчеркнул Александр Чернов. 

Стоимость четырех солнечных коллекторов и солнечной батареи, отвечающих за горячую воду и электроэнергию, — около 150 тыс. рублей. То есть, суммарные затраты в это оборудование составили около 450 тыс. рублей. Фонд оплаты труда двух работников каждого из лагерей составляет около 80 тыс. рублей. Сотрудники глэмпинга живут в трейлере за 200 тыс. рублей.

До места туристов доставляют на двух автомобилях УАЗ «Патриот». Один уже был в наличии на момент запуска бизнеса, второй купили за 1 млн рублей. Вложения в аудиогид составили около 400 тыс. рублей. Срок окупаемости вложений в САЙКОЛе оценивают в три года.

Планы

В 2020 году компания намерена увеличить количество локаций. Сколько их будет и где их разместят — сейчас обсуж­дается. Александр Чернов не исключает, что компания привлечет партнеров для развития проекта. «Существующие локации мы точно сохраним в следующем сезоне. Задача на будущее — застолбить самые «вкусные» локации. Очевидно, что рынок глэмпинга в ближайшие годы будет активно расти», — считает он. Наряду с арендой компания рассматривает возможность покупки земель под размещение локаций.