НОЦ в сборке

Михаил Голубев
2 сентября 2019, 00:00

«Нужно сформировать современные управленческие механизмы, обеспечивающие баланс конкуренции и кооперации университетов», — ставит задачу ректор ТГУ Эдуард Галажинский

Читайте Monocle.ru в

Весной 2019 года Томская область объявила о намерении создать «большой» университет, который объединит научно­технологический потенциал шести местных вузов (два из них — Томский госуниверситет (ТГУ) и Томской политех (ТПУ) — имеют более чем вековую историю и являются участниками проекта «5­100») и НИИ (томский Академгородок и целый ряд институтов медицинской направленности). Как объясняют авторы идеи, участие в глобальной конкуренции выявляет главный минус региональных вузов — по объему ресурсов отдельно взятый вуз значительно проигрывает главным университетами Китая, Европы и Америки.

Идею «большого» университета в Томске активно продвигает администрация региона, которая, со своей стороны, намерена обеспечить объединению организационную поддержку. Вице­губернатор по научно­образовательному комплексу Людмила Огородова подчеркивает важность созданной при участии местных властей инновационной среды. В ближайшем будущем «большой» университет кристаллизует связи в этой среде и станет ключевым элементом будущего НОЦ мирового уровня.

«В развитии экономики все страны сегодня делают ставку на свои инновационные регионы. Томск входит в топ­­500 самых инновационных городов мира, но никто из наших университетов и НИИ по отдельности не обеспечит наше вхождение в перечень 50­ти инновационных регионов мира. Мы хотим предложить России попасть на глобальные экономические рынки через нашу метрополию — Томск и соседние регионы, которые будут поступательно включаться в механизм НОЦ», — говорит Людмила Огородова.

В России уже есть примеры объединения вузов — когда решением сверху было создано десять федеральных университетов. По оценке экспертов, некоторые из них только внешне едины. Получив единую инфраструктуру, федеральные университеты сохранили внутри себя конфликты интересов, основанные на разных системах управления и даже культурах. В Томске намерены исключить этот риск, создав собственную модель интеграции.

«Если мы хотим быть видимыми на карте мира и глобально конкурентоспособными, мы, конечно, должны быть на уровне бренда крупными при сохранении своей специфики. Вот это сложная задача — выйти на совершенно новый масштаб за счет, в том числе, объединения ресурсов и при этом остаться самобытными и не потерять свои сильные стороны. В этом состоит ключевой вызов проекта. Нам нужно сформировать современные управленческие механизмы, обеспечивающие баланс конкуренции и кооперации университетов», — говорит ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Собственная модель

Поиск модели интеграции, которая, кстати, в той или иной форме обсуждается в томском вузовском сообществе уже лет 20, начались с определения той самой ресурсной базы. Чем таким могут поделиться друг с другом шесть университетов и несколько НИИ? А самое главное — как организовать эту базу с равноправным участием всех субъектов «большого» университета?

«В «большом» университете каждый участник сохранит свою автономию и юридическое лицо. Конечно, только верхней административной надстройки будет недостаточно. Должна быть интегративная история. Окно возможностей заключается уже в том, что и вузы, и НИИ сейчас находятся в одном министерстве, и у нас нет ведомственных противоречий, когда мы должны, например, что­то друг у друга арендовать в обязательном порядке. Мы действительно можем физически объединять наши возможности», — формулирует задачу советник ректората ТГУ Алексей Сазонов.

Так, в проект в сфере Биотехнологий вошли четыре вуза (ТГУ, ТПУ, Сибирского государственного медуниверситета, ТУСУР) и Томский национальный исследовательский медицинский центр (включает шесть академических НИИ). «Условное название проекта — «Центр биомедицины и биотехнологии». Его основная идея — создание одной общей площадки без образования отдельного юридического лица, чтобы не плодить новые структуры, — рассказывает Алексей Сазонов, курирующий данный проект. — Биотехнологии есть в разных томских университетах. В ТГУ — биотехнология растений, биотехнология микроорганизмов. В ТПУ — химия, процессы, аппараты, то есть химическая биотехнология. В СибГМУ — биофармацевтика. В ТУСУРе, естественно, — оборудование и программное обеспечение».

По его словам, идея, как это часто бывает, лежала на поверхности, ведь ученые Томска, в отличие от своих коллег в Москве, Питере и соседнем Новосибирске, всегда достаточно плотно сотрудничали и реализовывали совместные кроссдисциплинарные научные проекты. «Возникла идея объединить наши компетенции, чтобы сделать не то что самую лучшую биотехнологию, но всеобъемлющую. В Центре мы сможем организовать такое образование, которое будет востребовано как со стороны работодателей, так и со стороны студентов, которым будут на одной площадке предоставлены на выбор разные образовательные треки», — делится советник ректората ТГУ.

Общая база под рукой

«Мы решили попробовать создать greenfield, который будет включать лаборатории как основную интеллектуальную составляющую, центр коллективного пользования, куда мы соберем разное оборудование из вузов и НИИ», — поясняет Сазонов.

Физически воплотить проект предлагается в недавно отстроенном корпусе томского НИМЦ. Абсолютно пустое четырехэтажное здание общей площадью 4,2 тысячи «квадратов» тоже находится в центре города. В нем разместится уже имеющееся у НИМЦ оборудование для масс­спектрометрии, хроматографии, секвенирования и геномных исследований и другое. С учетом установок, которые передадут центру ТГУ и ТПУ, потребности в оборудовании будут закрыты на 60%.

Как следует из презентации проекта, инвестиции в проект в течение первых двух лет составят около 1,2 млрд рублей. Большую часть расходов должны будут взять на себя вузы и НИМЦ. Порядка 200 млн рублей — на реконструкцию помещений научно­лабораторного корпуса — инициаторы рассчитывают получить из региональной казны.

«Центр будет служить базовой инфраструктурой томского научно­образовательного центра (НОЦ) по направлению «Био». Чтобы физически создать его, нужно доделать этот корпус. Надо найти деньги. Естественно, работа в этом направлении с федеральным министерством идет, она очень напряженная. Вопрос с финансированием мы рассчитываем решить в этом году, саму реконструкцию здания можно провести за год», — говорит Алексей Сазонов.

Начать работу уникальный Центр, как рассчитывают инициаторы его создания, может уже в 2021 году. В настоящее время на рассмотрение министерства отправлен проект создания 18­ти лабораторий — все на условиях коллаборации вузов и НИИ: девять из них будет курировать ТГУ, три — ТПУ, одну — ТУСУР, остальные — НИИ и НИМЦ. В их названиях то, как ученые видят биотехнологии будущего: Медицинская робототехника, Таргетная радиофармацевтика, Лазерный морфо­молекулярный медицинский имиджинг, Регенеративная фармакология и другие.

Школа и биоинжиниринг — на выходе

«Мы сделаем сетевую образовательную программу для разных вузов, когда для студента будет не важно, куда он поступил, он сможет использовать для образования эту общую лабораторную базу. Начнем с магистерской программы по биотехнологии, но в перспективе появятся и бакалавриат, и аспирантура», — рассказывает Сазонов об образовательных возможностях Центра.

По его данным, в первый год магистрантами смогут стать 30 выпускников томских вузов, для которых обязательным будет владение английским. Также планируется принять до 30­ти обучающихся на платной основе «качественных» иностранных студентов, а также специалистов, которых бизнес направит на профессиональную «прокачку». Школа инженерной биологии будет работать на принципах проектного обучения, пересечения разнонаправленных дисциплин и в тесной связи с бизнесом.

Параллельно с ней в центре планируется создать биофабрику для стартапов и биоинжиниринговый центр, который единственный будет взаимодействовать с бизнесом как специально созданное юрлицо. Приступить к выработке готовых технологических решений и стать привлекательным для бизнеса Центру биомедицины и биотехнологий позволит применение инженерных подходов.

«Если раньше биология была больше натурфилософией, то сейчас все больше и больше она становится наукой инженерной. Начиная с синтетической биологии, когда мы уже можем создавать искусственные организмы с заданными свойствами, достаточно хорошо можем манипулировать генами и другими инструментами, которые надо начинать использовать, заканчивая, например, инженерной экологией. Казалось бы, абсолютно разные масштабы: здесь гены, а там огромные территории, но смысл тот же самый — в возможности управления биологическими процессами на разных уровнях, создавая, например, искусственные ландшафты, занимаясь, по сути, терратрансформированием», — утверждает Сазонов.

Уже сейчас идут переговоры с некоторыми промышленными партнерами, в числе которых «Нацимбио» и «Спецхимия» Ростеха, агрохолдинги (потенциальные заказчики новых удобрений, средств защиты растений и технологий животноводства), фармацевтические компании, частная медицина и другие. От взаимодействия с реальным сектором через три года работы Центр сможет формировать половину своего бюджета (около 350 миллионов рублей в год).

В отсутствие собственного юридического лица управлять Центром будет научный совет с представителями университетов и НИМЦ, который, в свою очередь, будет назначать для организационной деятельности координационный совет. Каждую лабораторию, ЦКП и школу инженерной биологии предполагается создавать в структуре университетов и НИИ. Этот принцип должен обеспечить взаимную координацию с одной стороны и высокую автономию — с другой.