Предприимчивые инженеры

Елена Реутова
2 сентября 2019, 00:00

Ушли в прошлое производства, которые десятилетиями работали на одном оборудовании по одним и тем же технологиям. В современных реалиях все меняется настолько стремительно, что постоянная модернизация становится условием конкурентоспособности. Это значит, что специалисты должны быть готовы к жизни во время постоянных перемен

Читайте Monocle.ru в

Софт скиллс в олд скул

Томский политехнический университет сегодня готовит инженеров новой формации, которые не просто готовы к работе в таких условиях, но и способны стать локомотивами изменений. ТПУ был создан и продолжает развиваться как институт практических инженеров. И на современном этапе именно ориентация на промышленность, ее интересы, подготовка для нее кадров и разработок, которые способны вести ее вперед, — это основная стратегическая задача университета.

Одно из основных отличий инженера, востребованного на высокотехнологичных предприятиях, в том, что это не просто специалист, который хорошо разбирается в своей сфере. Он еще должен обладать большим объемом надпрофессиональных навыков, или soft skills, которые позволяют ориентироваться в новой ситуации, искать пути решения и видеть внешние и внутренние ресурсы для этого.

«Прежде всего, это системное мышление, которое позволяет видеть всю систему целиком и понимать, каким образом, изменив один элемент, можно ее скорректировать. Во­вторых, это командная работа, поскольку над задачами, которые решаются на высокотехнологичном производстве, как правило, работает команда инженеров, айтишников и управленцев. И третья компетенция, которую мы развиваем у наших студентов — это предприимчивость. Это проактивное мышление, позволяющее ему самому быть более конкурентоспособным и делать высококонкурентным то производство, на котором он работает», — рассказывает проректор по внешним связям ТПУ, руководитель проектного офиса программы развития Лилия Кирьянова.

В сентябре 2017 года предпринимательство наряду с образованием и наукой стало третьим направлением, внесенным в программу развития университета. Но по факту ТПУ занимается его развитием уже 10 лет. Еще в 2009 году в политехническом университете был создан институт инженерного предпринимательства, и сегодня он трансформировался в школу.

«Наша школа ответственна за то, чтобы студенты думали о том, как можно конвертировать в бизнес те знания, которые они получают в технических областях, — рассказывает директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ Степан Хачин. — И вторая задача, которую мы перед собой ставим, — это умение коммерциализировать те результаты инновационной деятельности, что создают сотрудники вуза».

Предприимчивость и предпринимательство

Казалось бы, зачем учить предпринимательству инженеров в массовом порядке, если по статистике сегодня только около 5% выпускников ТПУ создает свой бизнес (мировая статистика несколько выше, но также не превышает 10%)? Да, научить тому, как стать предпринимателем, невозможно, но вполне реально развить такое качество, как предприимчивость. И оно будет работать, в том числе, на пользу производству, на которое придет такой специалист. Именно предприимчивость и ее развитие стали основой большого блока подготовки специалистов инженерных специальностей в ТПУ.

В Томском политехническом университете одними из первых в России создали многоступенчатую систему вовлечения студентов в предпринимательство. Как рассказал Степан Хачин, в учебные планы бакалавров томского политеха в обязательном порядке включены две дисциплины — «Предприимчивость» и «Инженерное предпринимательство». Благодаря этому, по словам директора Школы инженерного предпринимательства, каждому студенту дается информация о возможностях, которые связаны с предпринимательством и предприимчивостью. Кроме того, эти дисциплины помогают вовлечь студентов во внеучебную активность.

В течение года Школа инженерного предпринимательства проводит 16 открытых бесплатных мероприятий, где ежегодно принимает участие около 1,5 тыс. студентов. Это «Кафе предпринимателей», «Предпринимательский вызов», «Программа E­lab», где можно решить техническую задачу для нового изобретения или патента и другие активности, помогающие спроектировать свой бизнес.

«Один из самых популярных форматов — «Кафе предпринимателей», — рассказывает Степан Хачин, — когда на встречу к студентам приходят люди, создавшие собственные компании, топ­менеджеры успешных предприятий. Иногда мы приглашаем на эти встречи бизнесменов, которые еще лет семь назад были такими же студентами. Это живой пример, что все возможно».

Как правило, около 500 человек из числа участников мероприятий, проводимых Школой инженерного предпринимательства, доходит до следующего этапа — работы над собственным проектом.

Бизнес под зонтиком

«Предпринимательской Меккой» для студентов, желающих попробовать свои силы в создании собственных бизнес­проектов, становится Центр молодежного инновационного творчества. Назвать его бизнес­инкубатором в привычном понимании сложно.

«Мы выстроили пространство ЦМИТ, используя концепцию «с небес на землю». На третьем этаже создано пространство, располагающее для генерации идей — это «точка кипения», где у ребят проходят встречи с успешными предпринимателями, стратегические сессии, место, где они «закипают» новыми идеями. На втором этаже проводится работа по «упаковке» проектов. И это не обязательно проект, ориентированный на самостоятельный бизнес. Это может быть проектом технологических решений для наших индустриальных партнеров. На первом этаже мы обустраиваем фаблаб, где ребята получают возможность на современном оборудовании своими руками смоделировать прототип своего технологического решения», — рассказывает Лилия Кирьянова.

Уже есть студенческие проекты, которые успешно вышли на реальный рынок. Например, познавательный конструктор «Электронные схемы», созданный командой бакалавров ТПУ. Отличительной чертой конструктора является магнитное соединение между электронными компонентами, благодаря чему ребенок может самостоятельно собрать реальные электронные устройства. Первые наборы были созданы на базе фаблаба, а сегодня среди заказчиков числятся крупные высокотехнологичные предприятия.

Конечно, не каждый студенческий стартап способен успешно выйти на рынок.

«Но на пути его создания студенты осваивают компетенции, которые в будущем ему пригодятся, — уверен Степан Хачин. — По статистике, пик создания собственных компаний приходится на возраст старше 25­ти лет. Но если во время студенчества не заложить эти компетенции, то в 25­26 лет человек даже не задумается, что ее можно создать. Кроме того, здесь он собирает «шишки» под нашим «зонтиком», где ему много что прощается. Наша задача — чтобы они здесь, в инкубационных условиях, поработали с рынком. Чтобы после выпуска быть или более конкурентоспособными на предприятиях, либо создать свой успешно работающий бизнес.

Одна из знаковых вещей, которая с прошлого учебного года реализуется в ТПУ, — защита диплома в виде стартапа. В прошлом году защитили порядка 50 таких работ. Это проработанные бизнес­проекты. Некоторые находятся на этапе проработки, другие — завершенные бизнес­проекты, где полностью проработаны все аспекты стартапа (экономика, понимание целевой аудитории, ценообразования, каналы продвижения), и готовые к инвестициям.

Симбиоз науки и бизнеса

Важнейший элемент, без которого не подготовить высококлассного специалиста, востребованного на рынке, — эффективное взаимодействие образования и бизнеса.

«Мы стараемся стать для бизнеса полноправным партнером, который разрабатывает новые технологии, готовит под него кадры и занимается повышением квалификации под новые реалии, — рассказывает Лилия Кирьянова. — Это сложная работа, но для нас она оказалась успешной».

Сегодня у ТПУ более 100 индустриальных партнеров, кроме того, это опорный университет шести госкорпораций и компании «Газпром».

«Благодаря этому около 30 процентов обучающихся в ТПУ имеют возможность участвовать в реальных проектах, которые выполняются для индустрии, — отмечает проректор по работе с индустриальными партнерами и предпринимательству, директор Инженерной школы новых производственных технологий ТПУ Алексей Яковлев. — Например, на протяжении уже 10 лет мы работаем с нашим индустриальным партнером НИИПП в сфере светодиодных технологий и совместно разработали множество продуктов. В рамках этого сотрудничества создана совместная лаборатория, которая может аттестовывать световые приборы разного класса любого назначения».

На семи предприятиях созданы базовые подразделения, которые позволяют использовать их инфраструктуру для прохождения практики студентами университета и выполнения совместных работ. Это позволяет учащимся увидеть, какие компетенции им нужно развивать.

Для ТПУ важно говорить с бизнесом на одном языке, понимать, чего он ждет от вуза, быть открытым для предложений и готовым к переменам.

«Для этого буквально в прошлом году были созданы советы индустриальных партнеров, — рассказывает Алексей Яковлев. — В рамках этих советов представители предприятий приезжают к нам для того, чтобы оценить нашу деятельность, познакомиться с образовательными программами, которые мы реализуем, узнать о том, какие разработки есть у университета и насколько они им интересны».

Некоторые разработки ученых ТПУ способны развивать новые направления у индустриальных партнеров. Один из примеров — разработка мобильного модульного комплекса по переработке золошлаковых материалов северской ТЭЦ. Заказчиком работ выступает компания «Русатом Гринвэй», входящая в госкорпорацию «Росатом». Для Росатома это абсолютно новое направление, которое они будут развивать благодаря технологиям политехнического университета.