Уйти от латания дыр

Андрей Мужщинский
2 сентября 2019, 00:00

Инвестиции в модернизацию тепловых сетей сегодня максимально прозрачны

Читайте Monocle.ru в

Проблема износа инженерных сетей для России давно уже стала притчей во языцех. В среднем по стране в перекладке нуждаются около 60% подземных коммуникаций. Но это, как говорится, «средняя температура по больнице». В некоторых городах износ менее 50%, а где­то приближается к отметке в 100%. Все зависит от того, как давно в тех или иных поселениях были проложены сети. И если это произошло в советское время, то там замена коммуникаций нужна «еще вчера». И каждый регион решает стоящую перед ним задачу самостоятельно.

Как журналу «Эксперт­Сибирь» рассказали в министерстве промышленности, энергетики и жилищно­коммунального хозяйства Красноярского края, на данный момент в регионе действуют 24 инвестиционные программы в сфере теплоснабжения, восемь концессионных соглашений, мероприятия которых, в том числе, включают работы по строительству, замене, реконструкции тепловых сетей. Также замена тепловых сетей, капитальный ремонт участков осуществляется теплосетевыми организациями в рамках ремонтных программ, при подготовке к отопительному сезону. В совокупности такими ресурсоснабжающими организациями, как «Сибирская генерирующая компания» (СГК), «КрасЭКо», «КрасКом», «КрасТЭК», «НТЭК», ежегодно меняются десятки километров тепловых сетей. Достаточно ли этого?

По словам директора Красноярского теплотранспортного подразделения СГК Сергея Иванова, с 2013 года организация отремонтировала 108 километров, труб и еще 47 километров коммуникаций было построено. «Те 12 километров в год, которые мы ремонтируем сейчас, недостаточны, — констатирует он. — В Красноярске свыше полутысячи километров теплосетей отслужили больше 25 лет. По нашим подсчетам, в год нужно ремонтировать не менее 40 километров трубопроводов. Это та цифра, которая позволит остановить старение сетей и запустить процесс их обновления».

При этом нельзя не сказать, что суммы, которые ресурсники тратят на модернизацию, маленькие. В Красноярске начиная с 2011 года инвестиции «Сибирской генерирующей компании» в тепловые сети составили более 4,3 млрд рублей, в Новосибирске с момента прихода на эту территорию компании в инфраструктуру вложено более одного миллиарда рублей. Всего за пять лет в инфраструктуру городов присутствия СГК вложила 106 млрд рублей. И эти вложения уже себя оправдывают. Так, за несколько лет в Красноярске максимальные сроки отключения горячей воды на время проведения гидравлических испытаний сократились с двух недель до девяти дней. Кроме того, в краевом центре практически завершено создание теплового кольца. Несколько лет назад была построена реверсивная трасса в теле Октябрьского моста, которая позволяет перебрасывать тепло с Красноярской ТЭЦ­1 на левый берег. Вместе с четвертым мостом через Енисей возведена теплотрасса, которая позволит в ближайшее время перебрасывать с правого берега ресурс от Красноярской ТЭЦ‑2. Сейчас подрядчики завершают работы по обустройству второго тепловывода с теплоэлектроцентрали. Все это в конечном итоге приведет не только к повышению надежности теплоснабжения потребителей, но и даст резерв для развития новых микрорайонов левого берега.

В каждом из городов присутствия СГК есть свои крупные объекты по модернизации тепловых сетей. Например, в Красноярске энергетики методично, год за годом, обновляют трубопровод по ул. Вавилова, в этом году среди крупных объектов также участок теплотрассы на пр. Красноярский рабочий. В Новосибирске ремонтная кампания 2019 года затрагивает 12 участков тепловых сетей диаметром от 400 до 1 000 мм. В Барнауле этим летом трубопроводы перекладывают на 51 участке: 23 из них расположены на магистральных сетях, остальные 28 — на внутриквартальных.

«Модернизация сетевой инфраструктуры позволяет достичь сразу двух целей, — отмечают в министерстве промышленности, энергетики и жилищно­коммунального хозяйства Красноярского края. — Во первых, повысить надежность системы теплоснабжения, уменьшить количество порывов сетей. Ежегодно проводятся гидравлические испытания тепловых сетей, также современные технологии позволяют «увидеть» состояние трубопровода бесконтактным способом, с применением тепловизоров. Кроме того, замена труб позволяет повысить энергетическую эффективность систем, ведь современные теплоизолирующие материалы и технологии снижают потери при передаче тепловой энергии по сетям».

Собственно говоря, и у ресурсников, и у представителей власти цели в деле обновления инженерной инфраструктуры — общие. Главный вопрос заключается в том, за чей счет должны вестись эти работы.

На данный момент источника, по сути, два.

Первый. Тарифные составляющие, учтенные в необходимой валовой выручке ресурсоснабжающих организаций.

Второй. Бюджетные средства, направляемые на капитальный ремонт муниципального имущества в населенных пунк­тах в рамках государственных программ.

Собственно говоря, действующие инвестиционные программы так и составляются: анализируется состояние сетей, определяются слабые места, после чего их устранение закладывается в тариф. При этом важно отметить, что средства, заложенные в тариф (это как стоимость ресурса, так и затраты на техподключение к сетям) на ремонтную и инвестиционные программы, строго целевые — это означает, что потратить их на что­то иное, кроме обозначенных целей, нельзя. Словом, ремонт существующих сетей сегодня ведется за деньги потребителей, которые они платят в рамках действующих тарифов, а новые тепломагистрали строятся за счет средств от застройщиков, которые платят за техническое присоединение к тепловым сетям. Инвестиции возвращаются к строителям вместе с проданными квадратными метрами. Этот подход на нынешний день — один из самых эффективных, но как привлечь в отрасль дополнительный капитал? Эксперты сходятся во мнении, что важно создать общие, понятные и долгоиграющие правила игры.

«Тут надо четко понимать, что нет одного универсального решения для всех, — считает депутат Государственной думы Виктор Зубарев. — У каждого региона и города может быть своя специфика. Государство уже давно участвует в процессах повышения качества услуг жилищно­коммунального комплекса. Речь идет о многомиллиардных инвестициях. В сегодняшних экономических условиях бюджетные вложения в значительной мере играют роль стабилизатора ситуации в отрасли. Что касается тарифов, то даже их резкое повышение не позволит в одночасье кратно увеличить объемы перекладки, при этом крайне негативно отразится на социальном самочувствии людей. Правильным видится решение ряда компаний по переходу на цифровые технологии работы, которые позволяют значительно нарастить потенциал конт­роля за инфраструктурой, вырабатывать механизмы адекватной оценки ситуации на сетях и направлять ресурсы туда, где это действительно необходимо».

По мнению ряда исследователей, системы «умной инфраструктуры» даже в нынешних реалиях позволяют сократить затраты на мониторинг и реновацию инфраструктуры на 5­10% (есть и более высокие оценки). То есть наиболее эффективными могут стать комбинированные решения — где­то действительно (при наличии возможности) должен помочь бюджет (что справедливо для муниципалитетов с наличием муниципальных сетей), где­то более выгодным должны быть концессионные соглашения, параллельно с внедрением цифровых технологий в отрасль.

Поэтому очевидно, что любые правила игры должны быть предметом общественного соглашения и рождаться в ходе дискуссии представителей власти, бизнес­сообщества и общественности. Ведь без совместной работы всех заинтересованных сторон тенденцию ветшания инженерных коммуникаций не сломить. Да и требования времени сегодня таковы, что необходимо уже уходить от так называемого «латания дыр». Без тепла потребители не останутся, теплоэнергетики так или иначе поставят услугу. Но важно работать на развитие. В противном случае мы так и будем жить от Черногорска до другого Черногорска и в авральном режиме спасать те или иные населенные пункты от возможного замерзания.

В июне этого года заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров анонсировал подготовку к масштабному обновлению коммунальной инфраструктуры. По его словам, все регионы страны предоставили информацию по износу коммуникаций. Сейчас специалисты ведомства анализируют полученные данные. В необходимости модернизации в федеральном минстрое не сомневаются. Там планируют запускать программу обновления инфраструктуры «с небольшого оборота, ставить перед собой планы, которые можем освоить». Предварительный анализ показал, что некоторые регионы зачастую ставят планы, не имея под них финансово­экономического обоснования. Замминистра надеется, что программу запустят уже в 2020 году.