Индустрия приценивается к IoT

Юлия Клиндухова
30 сентября 2019, 00:00

Цифровая трансформация предприятий уже началась, однако «умные» устройства в этой сфере работают лишь в тестовом режиме. Стимулировать рост внедрения IoT поможет снижение стоимости оборудования и поддержка со стороны государства

Читайте Monocle.ru в

Наиболее эффективно интернет вещей (IoT) в нашей стране применяется в нефтегазовом и банковском секторах, а также в телекоме. Только начали осваивать это направление в здравоохранении, сельском хозяйстве и ЖКХ. Согласно данным, приводимым в исследовании международной исследовательской и консалтинговой компании IDC, российский рынок интернета вещей по итогам 2018 года уже превысил 250 млрд рублей, и инвестиции в эту сферу будут расти в среднем на 18% ежегодно. «Ростех» в этом году подготовил дорожную карту сквозной технологии «Промышленный интернет» по нацпроекту «Цифровая экономика», согласно которой внедрение промышленного интернета вещей даст экономический эффект в 5,5 трлн рублей. В 2017 году McKinsey в своем исследовании «Цифровая Россия» оценило эффект от внедрения IoT в компаниях в 0,4-1,4 трлн рублей ежегодно. Что же касается глобального внедрения, то эксперты ожидают, что к 2025 году объем мирового рынка промышленного интернета вещей достигнет 949,42 млрд долларов, увеличиваясь ежегодно в среднем на 29,4%.

За последний год Минпромторгом России был сделан очень важный шаг в рамках реализации федеральных проектов «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: разработано и уже принято Правительством постановление о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории России для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019).

«Постановление устанавливает ограничения на допуск радиоэлектронной продукции иностранного происхождения для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот механизм гарантирует приоритет отечественного оборудования при реализации программ цифровизации всех ключевых отраслей экономики, включая преференции при государственных закупках. Также в рамках постановления создается Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, включая телекоммуникационное, который будет формироваться, в первую очередь, на основе Перечня техники, технологий и оборудования (включая кабельное), а также производственных решений. Такой перечень уже подготовлен Минпромторгом России при участии госкорпораций «Ростех», Росатом», «Роскосмос», предприятий радиоэлектронной промышленности и направлен в Правительство России. Кроме этого, постановлением предусмотрены правила формирования и ведения указанного реестра, в частности, определены критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории страны, выделен особый порядок присвоения и подтверждения статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения, порядок включения сведений о телекоммуникационном оборудовании российского происхождения в реестр и исключения указанных сведений из реестра», — пояснили журналу «Эксперт-Сибирь» в Министерстве промышленности и торговли РФ о готовности внедрения в стране промышленного интернета вещей.

Первые шаги

В 2010-х годах отрасль телекоммуникаций пришла к необходимости разработки отдельных стандартов связи для «неживых» абонентов — датчиков, сигнализаций, управляющих модулей, роботов и прочих механизмов. Уже тогда было понятно, что число таких устройств будет расти в геометрической прогрессии. Гражданские сети общего назначения не подходили для обслуживания интернета вещей по двум причинам. Первая — дефицит абонентской емкости существующих сетей, т.к. один сектор базовой станции может одновременно обслуживать не более 2 048 устройств, чего явно будет недостаточно уже к 2020-2021 году. Вторая причина — идеологически неправильно обслуживать одной сетью гражданские устройства и промышленные объекты: и с точки зрения управления сетью, и с точки зрения безопасности (имеется в виду защита от перегрузок в случаях массовых мероприятий) их стоит разделить как минимум, на уровне радиочасти. Поэтому в 2010-2011 годах началась разработка специализированных стандартов связи, предназначенных для обслуживания интернета вещей. На сегодня это уже три действующих стандарта: LoRa (Long Range), NB-IoT (Narrow Band IoT) и LTE-M.

«МегаФон» стал первым российским оператором связи, вошедшим в рабочую группу NB-IoT. Особенностью NB-IoT является то, что он внедряется внутри уже выделенных оператору полос частот, а также может быть запущен простым обновлением ПО на операторском оборудовании, если оно достаточно современное.

«Наша компания запустила NB-IoT в Сибири в четырех городах 30 мая 2019 года: в Новосибирске, Красноярске, Омске и Томске. Сейчас этот стандарт охватывает порядка 85 процентов территории каждого из городов и может быть использован для развертывания промышленных решений. Всего NB-IoT по состоянию на начало сентября запущен в 41 регионе России. На форуме «Технопром-2019» мы подписали с правительством Новосибирской области соглашение о дальнейшей цифровизации экономики области. Оператором будет инвестировано в сетевую инфраструктуру на территории области порядка 4,5 млрд рублей, которые пойдут в том числе и на дальнейшее расширение территории покрытия стандарта NB-IoT, обеспечение связью отдаленных населенных пунктов и строительство нового дата-центра мощностью до 20 МВт», — уточнила Галия Сайфутдинова, директор компании «МегаФон» в Новосибирске.

Для реализации сложных проектов АО «ЭР-Телеком Холдинг» использует комплекс технологий: оптика, WiFi, LoRaWan, Bluetooth, беспроводной ШПД. Они построили сеть IoT в СФО во всех городах с населением свыше 300 тысяч человек по технологии LP One протокол LoRaWan. Сети работают в нелицензируемом диапазоне.

Что тормозит?

По мнению экспертов, в нашей стране уже достаточно квалифицированных IT-специалистов, софта и устройств для IoT, однако активное использование тормозит общая стоимость внедрения этих решений.

По словам Сергея Дидика, директора научно-производственного предприятия «РосНефтеГазИнструмент», чтобы внедрение IoT на предприятиях проходило эффективно, должна снизиться стоимость оборудования, увеличиться активность участников рынка и господдержка.

О высокой стоимости внедрения технологий промышленного интернета вещей говорит и Константин Мюнц, IT‑директор АО «Завод «Экран».

«Сами преобразователи интерфейсов для цифровизации оборудования стоят сотни тысяч рублей, а программное обеспечение, чтобы «опросить» его и записать результаты в базу данных, — несколько миллионов, совокупно это все равно менее 0,5 процента от общей стоимости технологического оборудования, используемого на стекольном производстве. При этом в нашем случае часть машин и установок старше 15 лет, почти все они импортные и не очень расположены к интеграции своих систем с внешними IT-системами. В части данных о работе производственного оборудования мы генерируем не более 20 Гб ежемесячно, что совсем немного, но при этом закрывает наши текущие потребности», — поясняет Мюнц.

Отметим, что стоимость создания на предприятии цифровой инфраструктуры зависит от состояния предприятия, культуры производства, степени автоматизации, интеграции существующих систем, развития команды руководителей, специалистов и сотрудников предприятия, но в целом создать цифровую инфраструктуру могут себе позволить предприятия любого уровня.

«Интеграция современных цифровых решений, безусловно, очень выгодна предприятиям. Европейские заводы по каждому из таких решений вычисляют RoCPS — возврат на инвестиции в киберфизические системы. Мы создали онлайн-калькулятор для расчета возврата на инвестиции в цифровые технологии (ссылка на онлайн-форму: http://bit.ly/2C5PCB4 — Ред.)», — рассказывает Павел Биленко, академический лидер модулей в Кремниевой долине Департамента Degree Московской школы управления «Сколково», генеральный директор инженерного центра «ТЕКНЕР».

По словам Биленко, генерировать трафик промышленного интернета российские предприятия пока боятся, да и законодательная основа для этого до конца не определена.

 11-2.jpg

А может, просто не готовы?

В сфере жилищно-коммунального хозяйства сейчас наблюдается явный спрос на внедрение цифровых решений, особенно в области учета затрат по энергоресурсам и удаленного контроля расходов. Если говорить о промышленных предприятиях, то наибольшая готовность у тех, чья продукция конкурирует на международных рынках. Повышение технологичности позволяет, как минимум, сохранять позиции в продажах при усилении конкуренции. Например, известный российский производитель электросчетчиков «Меркурий» в 2019 году начал продажи моделей с поддержкой NB-IoT. Аналогичные решения предлагает и МегаФон — это индивидуальные счетчики электроэнергии, воды и тепла. Именно в системе ЖКХ IoT дает экономический эффект практически сразу. Для ресурсоснабжающих компаний система «умных» датчиков позволяет оперативно видеть потери в теплоносителях, падение давления в магистралях, выходы из строя важных элементов инфраструктуры.

А вот ответ на вопрос, во сколько это обойдется отрасли, зависит от задач, которые ставит перед собой компания, а также от наличия в организации практики работы с информационными системами для эффективного старта.

«Если говорить о мониторинге микроклимата в существующем здании или нескольких зданиях, то это небольшие деньги, но, если мы имеем в виду цифровую трансформацию компании, то это датчики, плюс технологии (и не одна а несколько) передачи данных, плюс программные платформы работы с данными (BigData, AI, ML), плюс изменение существующих бизнес-процессов, плюс обучение сотрудников новым процессам — и здесь будут уже большие инвестиции, с длительным сроком окупаемости, но и результат значимый и крепкие позиции на более конкурентном рынке», — уточняет Виктор Мазурик, директор по маркетингу и монетизации инноваций АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Стоит отметить, что 19 декабря 2018 года Государственная Дума приняла поправки в Федеральный закон «Об электроэнергетике», по которым с 2020 года все новые вводимые многоквартирные и частные дома должны оснащаться именно «умными» датчиками прибора электроэнергии, а вышедшие из строя приборы должны заменяться на новые. Причем установка таких приборов учета должна осуществляться поставщиком электро­энергии, а не потребителем.

«Если темпы строительства в 2019-2020 годах будут такими же, то на каждую новую квартиру начиная с 1 января 2020 года нужно будет поставить, как минимум, три «умных» датчика — датчик электроэнергии, датчик холодной воды, датчик горячей воды. Возможно, и четвертый датчик — датчик индивидуального потребления тепла. Если принять среднюю стоимость первых трех датчиков в 2,5 тыс. рублей, то рынок «умных» устройств для ЖКХ в Новосибирске должен составить по меньшей мере 132,1 млн рублей. Индивидуальные счетчики учета тепла стоят еще дороже — от 6 до 15 тыс. рублей, но пока их установка производится исключительно по желанию владельца квартиры, на законодательном уровне обязательных требований по их установке нет», — уточняет стоимость затрат на внедрение интернета вещей в ЖКХ Галия Сайфутдинова.

Цифровой двойник

Согласно аналитическому отчету Gartner, 13% организаций, реализующих проекты интернета вещей, уже применяют цифровые двойники, в 62% либо начинают их создание, либо планируют сделать это.

По словам IT-директора АО «Завод «Экран», реализовать технологию «цифрового двойника» производства они планируют в текущем году, а в следующем — добавить к нему виртуальные прототипы других сегментов деятельности, со временем создав систему, содержащую полную и достоверную информацию обо всех аспектах работы завода.

Gartner прогнозирует, что уже к 2021 году половина крупных промышленных компаний будет использовать цифровых двойников, что приведет к повышению эффективности этих организаций на 10%.

«Отечественные промпредприятия заняты выживанием. Многие руководители, мягко говоря, очень скептически относятся к понятиям «цифровизация», «цифровой двойник» и многим другим. Потому что нам всем на данном этапе нашего развития, к сожалению, приходится решать совсем другие задачи. К примеру, создания и развития цепочек поставок или сильных и опытных центров трансфера технологий, НИОКР, прототипирования и создания новых продуктов», — высказывает свое мнение Павел Биленко.

Будущее не за горами

Можно отметить общую тенденцию развития в России цифровых технологий, результатом которой в будущем, естественно, будет увеличение внедренных решений в городах и на предприятиях. Что касается именно СФО, то благодаря наличию мощной научной и разработческой базы, например, Новосибирска, можно прогнозировать, что развитие цифровизации здесь будет идти быстрее, чем в других регионах. Пока же, если говорить про ЖКХ и «умные города», драйверами остаются Москва и Санкт-Петербург, войти в тройку лидеров есть шанс у Новосибирска, где некоторое время назад был запущен пилотный проект внедрения системы «Умный город» на базе науко­града Кольцово, и в ходе IIV международного форума «Технопром» подписано соглашение между регионом и компанией «Мегафон», согласно которому в ближайшие три года оператор инвестирует 4,6 млрд рублей в развитие телеком-инфраструктуры в Новосибирской области.

В 2018 году мировой рынок цифровых цифровых твинов оценивается в 804 млн долларов США, и ожидается, что к 2026 году он достигнет 2 659 млн долларов, а среднегодовой темп роста составит 16,13% в прогнозируемый период.