Честный бизнес закодируют

Андрей Шикарин
25 ноября 2019, 00:00

Сокращение теневого оборота товаров и контроль качества — одна из ключевых задач, в решении которой заинтересованы и государство, и бизнес. Большие ставки делаются на внедрение национальной системы маркировки товаров

ФОТО СЕМЕН УСОЛЬЦЕВ
В ходе круглого стола «Маркировка продукции: доверие к качеству и безопасности» эксперты обсудили сдерживающие факторы как в техническом плане, так и в гармонизации правовых норм и регламентов, которые удалось выявить на первом этапе внедрения системы

Объем теневого рынка России в 2018 году, по данным Росфинмониторинга, составил 20 триллионов рублей, а это почти 20% ВВП. В некоторых товарных группах объем теневого рынка составляет довольно внушительные цифры. Так, по данным Россельхознадзора, в 2018 году доля фальсифицированной молочной продукции составила 24%, 60% бутилированной воды является поддельной, теневой оборот табачного рынка, по данным за I квартал 2019 года, превысил отметку в 10%.

Ключевым вопросам доверия к качеству продукции и защиты легального рынка от недобросовестной конкуренции, а также настройке системы маркировки товаров был посвящен круглый стол «Маркировка продукции: доверие к качеству и безопасности», состоявшийся в рамках Второго Новосибирского торгового форума. Мероприятие стало своего рода экспертной площадкой, где представители государственных контрольно-надзорных органов, а также разработчики системы и представители предприятий обсудили первые результаты внедрения новых правил обращения товаров – сквозную систему маркировки контрольными идентификационными знаками. Также в ходе дискуссии обсудили сдерживающие факторы как в техническом плане — настройка инфраструктуры маркировки (подключение предприятий и контролирующих органов), так и в гармонизации правовых норм и регламентов, которые удалось выявить на первом этапе внедрения системы.

Система маркировки уже активно применяется на рынке меховых изделий, табака, при реализации ряда лекарственных препаратов, а с октября 2019 года — в торговле обувью. По данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора Национальной системы маркировки «Честный ЗНАК», по состоянию на начало ноября 2019 года в системе прослеживается 5,8 млрд кодов Data Matrix. Наибольшее количество кодов приходится на табачную отрасль (5,5 млрд), обувь (194 млн), лекарства (78 млн) и изделия из меха (20,3 млн).

Основная цель, которую планируется достичь при помощи системы маркировки, это снижение доли серого рынка. Маркировка позволит наладить контроль на всех этапах производства, движения товара и его реализации.

«Для обычного покупателя система маркировки уже реализована в мобильном приложении «Честный ЗНАК», с помощью него можно взять ту же пачку сигарет, сканировать нанесенный на нее код, проверить регламент этой пачки. Система уже сейчас позволяет потребителю по ряду товарных групп покупать более качественные товары, оберегает его от подделок, — поясняет Александр Кривоносов, эксперт по маркировке табачной продукции «Оператор — ЦРПТ». — Допустим, для молочной продукции предполагается указывать срок годности товара. Соответственно, на кассу будет автоматически передаваться, что данный продукт просрочен, и касса будет блокировать его реализацию.

Вторая категория, чьи интересы призвана защищать эта система, это бизнес. Отслеживаемость товаров позволит снизить долю серых компаний, которые за счет неуплаты ряда налогов и сборов, тех же акцизов, недобросовестно конкурируют с компаниями, работающими в правовом поле.

То, что маркировка может стать действенным инструментом в борьбе с серым рынком, подтверждают итоги пилота на рынке меховых изделий: всего за три года с начала запуска пилотного проекта в 2016 году доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.

Только кода мало

Серый рынок табачных изделий является одним из самых существенных в общем объеме  «незаконного»,  оборота товаров, каждая десятая пачка сигарет является  нелегальной, то есть не соответствующей техническим регламентам РФ и не предназначенной для продажи на ее территории. Но самым тревожным является то, что за последние три года, согласно исследованиям компаний Kantar TNS, теневой оборот сигарет вырос в 10 раз с 1,1% в 2016-м до 10,3% в 2019 году. Также в этом исследовании отражена и неутешительная статистика по регионам с наибольшей долей теневого оборота табака. Опережающими темпами эта доля растет в приграничных регионах России, включая сибирские. В частности, в Алтайском крае, по данным на I квартал 2019 года, доля нелегальных сигарет составляет 22%, в Омской области — 27%, в Новосибирской области — 23%.

Данная проблема и ее масштабы уже не является головной болью только производителей, это касается и государства. Потери бюджета страны за прошедшие три года также выросли на порядок. Так, по экспертным оценкам, при условии сохранения текущей доли, до конца года объем нелегальных сигарет в России может составить 23,6 миллиардов штук. Общие потери бюджета в виде недополученных акцизов и НДС по итогам 2019 года могут превысить 70 млрд рублей.

На табачном рынке цифровая маркировка табачной продукции средствами идентификации после успешной отработки в пилотном режиме в полном объеме стартовала в этом году. С 1 марта началась обязательная регистрация производителей и торговых точек, с 1 июля был прекращен выпуск немаркированной продукции, а с 1 июля 2020 года будет прекращен оборот табачной продукции, не маркированной Data Matrix кодом. Фактически до июля следующего года действует переходный период по реализации ранее закупленных немаркированных объемов, после этого на рынке будет разрешена продажа только маркированной Data Matrix кодом продукции.

«Мы, безусловно, рассчитываем, что такой инструмент, как цифровая маркировка, будет действенной мерой в комплексе мероприятий по противодействию нелегальному обороту табачной продукции в стране и регионах. Говорить о конкретном эффекте внедрения цифровой маркировки на табачном рынке можно будет только после того, как закончится переходный период. И следующим шагом в этом направлении должно быть поэтапное введение обязательной системы цифровой маркировки табачной продукции на территории государств-членов ЕАЭС, поскольку страны ЕАЭС являются основным источником нелегальных сигарет, реализуемых на рынке России. Их доля составляет 45 процентов от общего объема нелегальных сигарет», — говорит Дмитрий Шарков, управляющий по корпоративным вопросам региона ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг».

Маркировка, конечно, не является панацеей, которая в полной мере может решить проблему нелегального оборота табака — крайне важны совместные инициативы бизнеса и контрольно-надзорных органов. «Для малого бизнеса, для малой розницы, самый большой бич — это нелегальный оборот, — делится Наталия Кошелева, исполнительный директор НРО ООО МСП «ОПОРА РОССИИ», вице-президент Ассоциации малоформатной торговли России. — И, знаете, вроде маркировку вводим, а оборот нелегальный растет, и, пользуясь случаем, хочу обратить внимание на то, что малому бизнесу очень не хватает внимания правоохранительных органов в плане отработки нелегального оборота табачной продукции в первую очередь. В Сибирском регионе, и в Новосибирской области в частности, ситуация очень тяжелая. Малый бизнес буквально душат. И не торговые сети, как раньше говорили, а душит нелегальная торговля».

Еще один важный момент, на котором необходимо сделать акцент, это координация на межгосударственном уровне. В ближайшем обозримом будущем участникам ЕАЭС необходимо гармонизировать не только акцизную политику, но и наладить взаимодействие между цифровыми системами маркировки товаров.

«Кроме этого, препятствовать стремительному росту рынка нелегальной табачной продукции будет создание электронного реестра технологического оборудования для производства табачной продукции с обязательными требованиями к его обороту. Введение минимальной цены за пачку сигарет, по аналогии с алкоголем, в дополнение к цифровой маркировке стало бы маркером, проводящим четкую границу между легальным и нелегальным продуктом, и, как следствие, способствовало бы эффективности реализуемых правоприменительных мер», — поясняет Дмитрий Шарков.

По словам представителя ЦРПТ, работа по синхронизации национальных систем маркировки участников ЕАЭС, в частности Казахстана и Киргизии, уже ведется, прорабатывается механизм обмена данными.

Вадим Васильев заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области: «На данном этапе внедрения системы маркировки задача министерства — это собрать всю, так сказать, «предпринимательскую боль» и понять, что из этих проблем можно решить на региональном уровне, а какие необходимо вывести на федеральный уровень». 28-2.jpg ФОТО СЕМЕН УСОЛЬЦЕВ
Вадим Васильев заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области: «На данном этапе внедрения системы маркировки задача министерства — это собрать всю, так сказать, «предпринимательскую боль» и понять, что из этих проблем можно решить на региональном уровне, а какие необходимо вывести на федеральный уровень».
ФОТО СЕМЕН УСОЛЬЦЕВ

Ручная интеграция

С тем, что маркировка — мера важная, в ходе дискуссии соглашались все приглашенные эксперты, обеспокоенность вызывала техническая сторона процесса и недостаточная информированность бизнеса. Так, о ряде технических нестыковок рассказал Сергей Юнг, генеральный директор ООО «Обувь России»: «Стоит отметить невысокую скорость обработки данных у оператора ЦРПТ, когда заказываешь много кодов (а в нашем случае их всегда много). Также на нынешний день отсутствует часть необходимых кодов, например, как у нас — типовые коды на короба, где лежит индивидуальная упаковка. А также на контейнер либо на автомобиль, который едет, заполненный нашей продукцией. Тут вот прямо сложность. Потому что мы сегодня маркируем каждую нашу пару. Коробку закрыли, и мы не понимаем, что в этой коробке, какие именно пары лежат. И мы вынуждены такие же коды наносить еще шесть штук на сам короб. Это, конечно, значительно удлиняет процесс и по времени, и по накладным расходам».

Еще один серьезный технический аспект, который необходимо решить до марта следующего года, когда закончится переходный период для обувного рынка, по мнению Сергея Юнга, это интеграция системы маркировки с бухгалтерскими программами: «Необходима работа с теми компаниями, которые являются разработчиками программ бухгалтерского учета. Потому что привязка конкретной пары в 1с в нашем случае — это важная функция, и она до сих пор не решена. Системы общего ключа нет, каждый дописывает эту часть самостоятельно, либо на аутсорсинг отдают, либо свои программисты разрабатывают эту систему, чтобы она видела каждый код, к каждой паре обуви. И, конечно, это необходимо решить уже в ближайшее время».

Но не только технические нестыковки являются сдерживающим фактором в настройке эффективной работы системы маркировки. Так, по словам Елены Хрусталевой, руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области, проблема в сфере оборота лекарственных препаратов связана по большей части с крайне низкой активностью торговых предприятий в то время, как производственники активно включились в систему и регистрируют препараты. На момент проведения круглого стола в системе было зарегистрировано 15,5 миллиона лекарственных препаратов. Торговые учреждения крайне слабо интегрируют в систему. «Что касается участников торговли лекарственными препаратами, на территории Новосибирской области, к сожалению, в системе зарегистрировано всего чуть более 800 участников, — говорит Хрусталева и добавляет: — А теперь давайте вспомним статистику. 2,5 тысячи лицензиатов в регионе — и только 800 участников зарегистрировано. То есть более 1,5 тысячи учреждений с 1 января 2020 года автоматически будут работать нелегально».

Ситуация с внедрением системы маркировки, как выяснилось в ходе дискуссии, далеко не идеальна, и все же, по общему мнению, репрессивными мерами в виде штрафов ее не решить. К слову сказать, в Государственной Думе уже готовится к рассмотрению законопроект о предоставлении переходного периода до 1 июля 2020 года для введения маркировки лекарственных препаратов. Также до марта 2020 года продлен переходный период для маркировки обувной продукции. Все это позволяет надеяться, что работа с новой системой и новыми правилами не приведет к кризису ни на обувном рынке, ни, тем более, на лекарственном. И за время переходных периодов удастся отладить и оптимизировать вопросы технической интеграции, а также повысить активность компаний.